С начала войны Литва приняла более 74 тысяч украинских беженцев. Пиковым моментом стал март прошлого года, когда в страну в среднем въезжали около 2 тысяч человек в сутки. «Новая Газета — Балтия» встретилась с двумя украинками, которые год назад бежали в Литву от полномасштабной российской агрессии. Детского блогера, певицу Олену Енько из Харькова и хозяйку нового ресторана суши в Вильнюсе Алену Подолинную из Одессы связывает то, что обе девушки были вынуждены искать убежище в Литве со своими детьми.
Дорога в Литву
Харьковчанка Олена уезжала восточной Украины сама, с ребенком. Из-за больших рисков ехать по «правильному маршруту», то есть по трассе на Киев, а затем на Львов, у нее не вышло. Дорога до Литвы была сложной и у девушки она заняла шесть дней. Однако Олена уверена, что это сделало ее сильнее и дало понять, насколько важно любить и ценить жизнь.
До последнего она не верила, что российская армия начнет «бомбить людей», но действовать пришлось быстро.
Первой стояла задача выехать за пределы Украины, а дальше Олена решила действовать по ситуации.
«Друзья мне сказали, что, если я хочу помогать Харькову, я могу приехать в Вильнюс, им нужны контакты, надежные и проверенные люди», — говорит девушка. Она до сих пор помнит момент, когда при въезде в Литву ее встречали пограничники. «Я этих людей обнимала, более горячих объятий в своей жизни я не помню. Это не сравнить ни с чем. Такая поддержка, такие эмоции, ты понимаешь, что ты в безопасности и уже можно выдохнуть», — вспоминает Енько.
Одесситка Алена Подолинная в Литву приехала 5 марта с трехлетней дочерью и 75-летней мамой. В ночь, когда начались обстрелы Одессы, Алена спала. Проснувшись в 6 утра, она увидела сообщение из детского сада: «из-за сложившейся ситуации детей не приводить».
Алена не поняла, что произошло. Открыла рабочий чат, где все писали, что началась война. Не раздумывая, девушка начала собирать чемодан, параллельно пытаясь отвлечь ребенка.
«Она до сих пор помнит тот момент, когда я ей дала семейный альбом с фотографиями, который редко даю ей в руки без моего присмотра. Она сидела, листала эти фотографии, пока я собирала «тревожный чемоданчик», — рассказывает Подолинная. Из Одессы Алена выезжала через Паланку (Молдова), не имея представления, куда она едет. В дороге девушка сообщила коллегам по работе, что уехала из Украины, и ее начальник из Литвы (Алена 9 лет работала на литовскую компанию) пообещал приехать на границу.
В Вильнюсе Алена с родными заселись в квартиру, которую помог найти начальник и его жена. «Придя в себя, я вышла из квартиры, чтобы поехать на заправку и помыть машину. Тогда я поняла, где я. Наверное, это был первый момент, когда у меня появилась чувство безопасности», — рассказывает девушка.
Алена Подолинная. Фото: Новая Газета — Балтия
Первые недели и первые трудности
Олена Енько первый делом отправилась в миграционную службу на оформление документов. «Люди, которые работают там, еще не понимали, как и куда нас, украинцев, оформлять. Но потом работники миграционной службы собрались, поделили всех по группам, все произошло быстро», — вспоминает Олена.
Оказавшись в Литве, Олена начала думать, как записать ребенка в школу. Украинских школ еще не было, был выбор между литовской и русскоязычной. Олена выбрала вторую, и, с ее слов, никаких проблем не было: учителя настроили класс дружелюбно, всех приняли хорошо и ее дочь довольна.
Уже летом 2022 года харьковчанка должна была переехать на другую квартиру. Здесь она столкнулась с небольшими трудностями: конец лета, студенты приезжают в столицу, соответственно, найти жилье было непросто, поднялись цены. Однако справились и с этим: нашли хорошую квартиру.
Алена Подолинная также первым делам должна была «устроить» ребенка в детский сад. Помощь в поиске снова оказал начальник компании, где работала девушка. Один из частных детских садов принял украинцев бесплатно.
«Поскольку это был литовский сад, воспитали не говорили на русском языке, а мой ребенок еще маленький, английский не понимает, языковой барьер стал больший препятствием», — рассказывает Алена. Спустя месяц было принято решение сменить учебное заведение. Через несколько недель дочь Алены записали в муниципальный детский сад с группой, где дети и преподаватели говорят и на русском, и на польском, и на белорусском языках.
«Новая жизнь»
Блогер и певица Олена Енько у себя на родине вела детский блог на русском языке. Но из-за войны и переезда в Литву она не знала, как продолжать говорить о «добре», когда эмоции были абсолютно другие. Поскольку часть аудитории у девушки была в России, она понимала, что в случае, если она затронет тему войны, то сможет навредить российским детям, которые не смогут себя защитить, если их родители уже наслушались российской пропаганды. Из-за этого Олена временно отказалась от блога. Сейчас она пробует новый формат — пантомим, чтобы контент был понятен не только маленьким украинцам, но и детям из других стран.
Параллельно Олена занимается вокальной деятельностью, уже дала сольный концерт: поет не только и украинские народные песни, но и песни на литовском языке. Певица с восторгом рассказывает, как ее восхищают литовские музыканты. «Я абсолютно не была знакома с литовской музыкой, но послушав, почитав переводы песен, я поняла, насколько это круто» — рассказывает Енько.
Одесситка Алена Подолинная 9 лет работала в компании с офисом в Литве, которая занималась транспортировкой грузов из портов на юге Украины. Из-за войны и закрытии всех портов она больше не могла заниматься этой работой.
Потеряв прошлую карьеру, Алена решила открыть в Вильнюсе суши ресторан «7 Seas Sushi». Появилась «и желание, и необходимость», — говорит Алена. Она шутит, что кроме плохой погоды, в Вильнюсе для нее был еще один недостаток — отсутствие вкусных суши «в том понимании, к котором мы привыкли в Украине». Со слов Алены, многие украинцы и беларусы в Литве разделили ее мнение.
Открытие свое бизнеса в Вильнюсе особых проблем не вызвало: статус временной защиты для украинцев предоставляет огромное количество прав и возможностей, начиная от права на работу, медицинское обслуживание, индивидуальную деятельность и даже на учреждение предприятий. Процесс от «зарождения идеи до моменты открытия» ресторана у Алены Подолинной занял всего два с половиной месяца, учитывая также подготовку помещения.
Олена Енько. Фото: Новая Газета — Балтия
Год в Литве
Харьковчанка Олена до сих пор не привыкла к погоде и отсутствию солнца, но это, пожалуй, единственный недостаток. Больше всего ее беспокоят разговоры о том, что война продолжится и Россия не остановиться. «Когда я вижу информацию, где говорят о Балтийских странах, так как рядом Калининград, то понимаю, что, пережив уже один раз побег из дома, второй раз этого не хочется», — говорит Олена. Сегодня уверенность ей дает та поддержка, которую она видит со стороны литовцев, которых девушка называет святыми.
Для одесситки Алены самое сложное — это осознавать, что прошел уже год и что «все еще в процессе» и до финального этапа далеко.
Девушка уверена, что война «заберет еще огромное количество жизней», и это самое тяжелое для нее.
«Я никогда не мечтала уехать жить в Европу. Всегда знала, что хочу жить в Одессе, отдавая себе отчет, что эмиграция — это не только большой стресс, но и факт, что жизни иммигранта не будет спокойной, как на родине», — говорит она.
«Второй волны» украинских беженцев в Литве не было
С начала полномасштабной войны в Украине Литва приняла более 74 тысяч беженцев, которым предоставлен статус временной защиты. Более 20 тысяч украинцев зарегистрировались в Вильнюсе. Пиковым моментом стал март прошлого года, когда в среднем в день в Литву прибывали около 2 тысяч украинских беженцев.
Вопреки ожиданиям, осенью и зимой новой массовой волны украинских переселенцев не было: согласно статистике, в январе-феврале в Литву прибывали менее 50 украинцев в неделю.
Центр регистрации украинских беженцев в Литве. Фото: BNS
Перед началом отопительного сезона Литва готовилась к новой волне беженцев: в первую очередь потому, что российские войска наносят удары по объектам инфраструктуры. Власти Литвы предполагали, что в холодное время украинцы будут массово покидать свою страну из-за отключений отопления и электричества — но эти прогнозы не оправдались. Тем не менее, в сентябре в Литве подсчитали, что в страну могут прибыть еще 60-100 тысяч украинских беженцев. Министерство соцзащиты рассматривало закрытые школы и больницы как потенциальные места для создания центров размещения беженцев.
«Спустя год после начала войны в Украине Литва не перестает заботиться о людях, спасающихся от путинской войны в Украине, и создавать в стране подходящие условия для приема беженцев, мобилизуя все возможные ресурсы», — сказала министр соцзащиты страны Моника Навицкене.
Какую помощь получают украинцы в Литве: временная защита, пособия, бесплатный проезд и лекарства
С начала войны в Литве работает инициатива «Сильны вместе». Туда беженцы могут обратиться за помощью с временным жильем и за трансфером от границы Польши в Литву. Волонтеры уже нашли жилье в Литве для более чем 10 тысяч украинских беженцев и предоставили трансфер в Литву еще 5 тысячам украинцев. Часть украинских беженцев в своих домах приняли простые жители Литвы, временное жилье украинцам также предоставляют муниципалитеты. Государство выделяет компенсации на аренду для беженцев, которые уже сняли отдельное жилье.
Украинским беженцам в Литве выдаются временные разрешения на проживание. В середине марта 2022 года Сейм принял закон, позволяющий зарегистрированным в Литве украинцам получать социальную помощь: единовременное пособие, все детские пособия, компенсации на аренду жилья и другую социальную помощь: к примеру, компенсацию на коммунальные услуги.
После начала войны в Вильнюсе появилась улица Героев Украины. Фото: BNS
Гражданам Украины в Литве бесплатно выдают рецептурные лекарства, выписанные врачами по списку заболеваний, утвержденному минздравом. Получить бесплатные препараты могут все граждане Украины, независимо от миграционного статуса.
В Вильнюсе общественный транспорт для граждан Литвы бесплатный, а «Литовские железные дороги» продлили правила, по которым украинцы, покинувшие свою страну после 24 февраля 2022 года, могут пользоваться поездами внутри страны бесплатно.
В ноябре прошлого года в Литве облегчили правила для водителей из Украины: украинцам больше не нужно сдавать экзамен, чтобы обменять украинские водительские права на литовские.
Некоторые самоуправления организовали для украинцев бесплатные курсы литовского языка. В частности, такие курсы есть в Вильнюсе и Каунасе.
Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс летом заявил, что оптимистичный прогноз — сохранять меры поддержки для украинцев до конца войны и на протяжении нескольких месяцев после. «Я всегда говорил, что мы примем столько, сколько нужно, зависит от того, в каких условиях»,— добавил он.
Акция в поддержку Украины в Литве. Фото: BNS
22 тысячи беженцев в Литве уже работают
К концу 2022 года более 22 тысяч украинских беженцев в Литве вышли на работу, около половины из них нашли свое место работы через Службу занятости. По подсчетам министерства соцзащиты, украинцы заплатили около 40 млн евро налогов. По данным за декабрь, в среднем украинцы в Литве зарабатывали около 1061 евро до вычета налогов.
Наибольшее число украинцев работают в сферах производства, строительства, транспорта и логистики, услуг размещения и общепита, оптовой и розничной торговли. На должностях, требующих высокой квалификации, работают 1,7 тысяч человек — это врачи, IT-специалисты, преподаватели, юристы, работники социальной и культурной сферы.
Большинство украинцев — почти 15 тысяч человек — работают на должностях, требующих средней квалификации. Около 5,4 тысяч украинцев заняты на низкоквалифицированных работах.