Еще каких-то четыре месяца назад Виктория Бойко из Бахмута развивала свой небольшой бизнес в Украине. После начала войны она с семьей уехала в Литву. Свой первый юбилей сын Виктории встречал на польской границе. Сейчас девушка работает поваром в Вильнюсе и не устает благодарить Литву за помощь и теплый прием.
«Я усердно учу литовский, чтобы благодарить жителей Литвы на их языке», — говорит она.
«Вся наша будничная жизнь оборвалась 24 февраля»
Виктория родом из Бахмута Донецкой области, где на момент начала войны девушка и жила со своей семьей и собакой. Новость о начале войны повергла ее в шок.
«Мы с мужем проснулись рано утром, нас разбудила моя мама с криками «вставайте». Мы ничего не поняли. Мама показала нам обращение Путина. Муж говорит: «Ну все, наверно война». Я не поверила, говорю: какая война, о чем ты. Двадцать первый век на дворе. Все наши будничные дела, весь наш привычный уклад жизни оборвался 24 февраля», — вспоминает девушка.
Несмотря на то, что в Бахмуте на момент начала войны еще было относительно тихо, Виктория приняла решение эвакуироваться в Харьковскую область, в село. Там она вместе с детьми и мамой пробыла ровно неделю, но вскоре семья была вынуждена уехать и оттуда — Харьков начали бомбить.
«Над нашими с детьми головами начали летать самолеты, было очень громко. И очень страшно. Мы три раза лежали на земле, я не понимала, что происходит. Даже по сей день, находясь в Вильнюсе, я невольно вздрагиваю от звука пассажирского самолета. Но тут же одергиваю себя, успокаиваю», — говорит Виктория.
Изначально семья Виктории думала, что война будет с захватом Донецкой и Луганской областей, но на деле все оказалось гораздо масштабнее.
Вернувшись домой в Бахмут из села, покоя они там так и не нашли.
«Когда бомбили близлежащие города, Попасную, мы буквально подпрыгивали от взрывов, так было громко. Окна тряслись, казалось вот-вот вылетят. Нам было очень страшно, мы были в полной растерянности и не знали, что делать».
Вскоре к Виктории приехали ее знакомые из Лисичанска, которые до этого вместе с ребенком прожили десять дней в подвале. Семья выезжала из города под пулями и обстрелами.
«Мы накормили их, постарались максимально уделить внимание. Их ребенок был в шоке от стресса, даже не мог нормально ходить в туалет, простите за эти подробности. Мы знали эту семью веселыми жизнерадостными людьми. Но когда я увидела их, я не могла сдержать слез. В тот момент я четко приняла для себя решение, что буду уезжать и увозить детей в более безопасное место», — вспоминает Виктория.
«Меньший языковой барьер стал ключевым фактором переезда в Литву»
До войны у Виктории с супругом Александром был свой небольшой бизнес — фотостудия, под которую они переделали купленное ими ранее помещение.
Девушка снимала видео, а ее муж работал фотографом. 5 декабря прошлого года пара отмечала первую годовщину их проекта.
Весь год супруги собирали деньги и на первый год они решили сделать подарок для своей фотостудии, купив дорогой студийный свет. В связи с этой покупкой на момент начала войны у семьи осталось совсем немного денег — они поделили поровну 800 долларов.
«Конечно, я понимала, что на 400 долларов я с детьми не проживу. Осознавая, что муж не сможет мне помогать в ближайшее время, мне нужно было думать о том, как быстро устроиться на работу за границей. Так как я пока не очень хорошо владею английским, для меня был важен минимальный языковой барьер или вовсе его отсутствие. Именно поэтому мой выбор пал на Литву, ведь здесь многие люди знают русский», — рассказывает девушка.
Плюсом стал и тот факт, что в Литве уже месяц жила кума Виктории с ее крестником. Она рассказывала, как их тепло приняли в Литве, как помогали в гуманитарных штабах с продуктами, жильем.
«День Рождения сына встретили на польской границе»
«Момент, когда муж закрыл дверь и помахал мне, был самым тяжелым, — продолжает свой рассказ Виктория. — Я плакала и не могла остановиться, пока мы не выехали на главную дорогу. Потом взяла себя в руки, так как понимала, что у меня в машине дети, мама и мне нужно сконцентрироваться на дороге».
Виктория и ее муж Александр. Фото из личного архива
С собой девушка вывезла два фотоаппарата и объективы, которые покупались с большим трудом. Ну и собственно, сам автомобиль.
«Машина старенькая, мы купили ее совсем недавно. Так долго откладывали деньги на нее, отказывали себе в отдыхе. За семь лет, что мы с мужем вместе, мы ни разу не отдыхали. Всегда копили, вкладывали в свою фотостудию, в аппаратуру, машину вот купили. Было бы жаль, если б из-за снарядов она пострадала» — говорит Виктория.
Путь в Литву был непростым, ехали через всю Украину и Польшу. Первый юбилей сына — 10 лет — семья встретила на границе Украины и Польши.
По дороге периодически останавливались в специальных центрах для беженцев, где Виктория с мамой и детьми ночевали, ели и дальше отправлялись в путь.
Семья прибыла в Каунас, где волонтеры помогли им с оформлением документов. Семья из Вильнюса готова была принять их жить к себе бесплатно.
«Семья из Вильнюса приняла нас как родных»
«Нашу с ними первую встречу я не забуду никогда, настолько она была трогательная. Агне, Антанас и их семилетняя дочка встретили нас, без преувеличения, как родных. Как будто мы их родственники и мы просто не виделись несколько лет. «Привет, заходите, мы сделали пиццу! Знакомьтесь, наша собака». Настолько теплые и доброжелательные люди, семья. Они прекрасно говорят на русском языке, поэтому с коммуникацией у нас не было никаких проблем», — рассказывает Виктория.
Поначалу Агне и Антанас очень беспокоились, чтобы гостям все понравилось, чтобы им было комфортно.
«Это удивительно и так приятно, что они переживали об этом. Ведь нам не так много нужно: крыша над головой и чтоб над ней не летали снаряды, чтоб дети были в безопасности. Хочется выразить им огромную благодарность за их доброту, за то, что приняли нас. Они очень хорошие люди», — говорит Виктория.
По словам девушки, все жители Вильнюса, с которыми ей доводилось пересекаться, были очень доброжелательными и открытыми к любого вида помощи. Однажды Виктория написала в группу в Фейсбуке с просьбой помочь найти вешалку для одежды. Моментально отозвались люди и привезли ее прямо под дом.
Впечатления от Вильнюса у нее самые хорошие. Языкового барьера Виктория особо не чувствует — в магазинах, даже если человек не понимает русского, она старается объясниться на английском или на литовском, который усиленно учит в свободное время.
Виктория с детьми. Фото из личного архива
«Литовцы говорят, что я вкусно готовлю»
Работу Виктория нашла довольно быстро с помощью центра занятости — всего в течение недели после подачи заявки она нашла вакансию и устроилась поваром в ресторан. Образование девушки позволяло — 10 лет назад она закончила университет по специальности «гостинично-ресторанный бизнес». В студенческие годы Виктория подрабатывала официанткой и барменом, а ее мама была шеф-поваром.
«Бывает, люди заходят на раздачу еды, благодарят, говорят, что еда очень вкусная. Мне очень приятно. Я отвечаю им иногда на литовском, иногда на русском», — рассказывает Виктория.
В будущем девушка хочет открыть свое дело в Литве.
«Когда устаканится мой график, я бы очень хотела открыть деятельность в Литве и продолжать фотографировать. Это творческая профессия и то, что приносит мне удовольствие. Мы жили этим последние пять лет с мужем и я хочу это продолжить. Уверена, наши умения понравились бы местным жителям. Хочу работать легально, честно зарабатывать и платить налоги. Варианты по-тихому фотографировать и класть весь заработок себе в карман я не рассматриваю. Считаю, что это нечестно и неправильно», — делится Виктория.
«Я не знаю, будет ли куда возвращаться»
Виктория и ее близкие уже получили единоразовые выплаты от муниципалитета Вильнюса, продуктовые карточки на 115 евро, а также карточки на гигиеническую продукцию от Красного Креста.
Детей Виктории уже приняли в местную школу, куда они смогут пойти в сентябре. После получения ВНЖ, девушка планирует перевести пенсионные выплаты своей мамы из Украины в Литву и оформить детские пособия.
В свободное от работы время Виктория усиленно учит литовский язык.
«Я считаю своим минимальным долгом хоть немного выучить язык тех людей, которые так много помогают нам. Хочу благодарить на их языке. Я очень стараюсь и надеюсь, что у меня все получится», — говорит она.
Отдельно девушка благодарит власти Вильнюса за бесплатный транспорт. «Это огромная помощь и поддержка для переселенцев. Первое время мы не знали города и очень много ездили по разным делам с документами и гуманитарной помощью. Могу только представить сколько бы мы тратили, если бы проезд был платным», — поясняет украинка.
Сейчас Виктория хочет заработать деньги и найти себе постоянное жилье. По ее словам, украинцам с детьми сложно найти съемную квартиру.
Девушка не знает, сможет ли вернуться в Бахмут.
«То, что происходит сейчас в Украине, особенно, там где жили мы… Неизвестно будет ли там вообще жизнь, будет ли куда возвращаться. Сегодня мы все живем одним днем. У меня нет четкого ответа на этот вопрос. Но не скрою, конечно я бы хотела, чтобы здесь рядом был мой муж и мы начинали жизнь с нуля», — утверждает девушка.
«Ракеты постоянно прилетают в жилые районы моего города»
На данный момент ситуация в родном городе Виктории довольно тяжелая. Линия фронта продвигается все ближе и ближе к Бахмуту, который уже неоднократно страдал от обстрелов. Во многих международных изданиях есть фотографии разрушенного города.
Последствия обстрела в Бахмуте. Фото: ТГ-канал «Бахмут Новини»
«Ракеты прилетали в разные районы города. Наш дом пока целый, но все равно очень страшно. Постоянно взрывы, стрельба, что-то где-то грохочет. На данный момент в городе очень мало медикаментов. Прекратил работу хлебозавод. Газа нет. Подача воды и электричества происходит с перебоями. Продукты очень дорогие.
Мы ни разу не пожалели, что вывезли детей. Да, очень больно было расставаться с мужем, папой. Там осталась наша собака. Но первоочередной нашей целью было сохранить жизни детям, не дать им увидеть весь ужас войны. Сберечь их психику. Эта цель держит всех нас на плаву и не дает нам раскисать», — говорит Виктория.
Сейчас муж Виктории Александр находится в очереди на мобилизацию. Когда его вызовут, он тоже пойдет защищать Украину.
«Я молюсь только за то, чтобы мои муж и папа были живы. И другие мужья, отцы и сыновья» — не сдерживает слез девушка. — Мы надеемся на то, что Украина победит. Что наши солдаты будут сильными и будут максимально защищать нашу землю. И война вскоре закончится».