Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений по просьбе эстонских властей обозначил свою позицию и отмежевался от действий вышестоящего московского начальства. Однако некоторым показалось, что религиозный деятель, «вымучив» формальный письменный ответ, попросту спасал своё право на жительство и на дальнейшую ретрансляцию кремлевских идей.
В начале октября вице-канцлер МВД Райво Кюют написал письмо митрополиту Эстонии с предложением «однозначно и понятно выразить», разделяет ли он позицию патриарха Кирилла по оправданию войны в Украине и «убедить общество в том, что эстонская церковь московского патриархата не ведет никаких действий по подстрекательству к войне». При этом священнослужителю намекнули, что ответ тесно связан с перспективой продления его временного вида на жительство в Эстонии.
Митрополит предпочёл дать ответ в письменной форме и опубликовал письмо на сайте русской православной церкви в Эстонии.
В нем священнослужитель делает то, что от него и просили.
В частности, указывает, что «не разделяет слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесённые им в проповеди 25.09.2022, об отпущении всех грехов военнослужащим, погибшим при исполнении воинского долга». Также служитель церкви напомнил, что «19 марта присоединился к заявлению Совета Церквей Эстонии, осудившему войну и призвавшему к прекращению военных действий» и с тех пор его позиция осталась неизменной.
«С самого начала военных действий на Украине я призывал свою паству не поддаваться чувствам вражды и ненависти, не втягиваться в политические дискуссии», — утверждает митрополит Евгений.
Тон письма оставляет двоякое ощущение. С одной стороны, формальный ответ на претензии эстонских властей дан. С другой стороны, эпистолярный жанр — не самый лучший способ донести свои идеи до людей. Для этого больше подошёл бы формат публичного выступления, но патриарх почему-то поскромничал.
Да и некоторые моменты в письме оставляют вопросы. Например, про «политические дискуссии» и формулировку «на Украине», столь любимую сторонниками «отмены» Украины как самостоятельного государства.
Эксперт: «Уверен, что письмо было согласовано с патриархом Кириллом до буквы»
«Думаю, что сам митрополит Евгений, несмотря на все декларации, в глубине души целиком и полностью разделяет позицию патриарха Кирилла, а если бы не разделял, то выступил бы сам по своей инициативе ещё в самом начале войны, после всех преступлений российской армии в Буче, Мариуполе, Изюме. Он, как и большинство епископов, целиком и полностью поддерживает действия Кремля, — комментирует письмо религиовед, сооснователь проекта «Cerkvarium» Дмитрий Горевой. — Заявление Евгения было сделано только для того, чтобы сохранить вид на жительство и он был вынужден это сделать, чтобы остаться служить в Эстонии. Уверен, что своё высказывание он полностью согласовал с патриархом Кириллом вплоть до каждой буквы и знаков препинания. Прежде всего, на это указывает письменная форма ответа».
По словам эксперта, формально митрополит отмежевался от патриарха Кирилла, но РПЦ всё равно будет действовать в Эстонии и транслировать кремлёвские месседжи. Прикрываясь религиозными терминами, они будут продвигать нужную Москве повестку. Для митрополита Эстонии это очень удачный шаг, а вот зачем это нужно было эстонским властям, не очень ясно.
Дмитрий Горевой, религиовед, сооснователь проекта «Cerkvarium». Фото: соцсети
Впрочем, у МВД Эстонии слова митрополита Евгения вопросов не вызвали.
«Этим ответом Эстонская православная церковь дистанцируется от слов патриарха Кирилла, который по сути благословил агрессию и заявил, что Путин святее всех святых, а война против Украины — это священная война. Я очень рад, наши ожидания от церкви оправдались», — сказал глава МВД Лаури Ляэнеметс.
«Мы потребовали от церкви ответа, но на самом деле, конечно, так отношения строиться не должны. Но если посмотреть, что произошло в мире сразу после этого выступления патриарха Кирилла, в том числе, например, в Финляндии, как повели себя финские руководители православной церкви, то они сразу осудили эти слова Кирилла. А в Эстонии этого не произошло. Поэтому мы в итоге были вынуждены послать такой запрос, поскольку нам нужна была ясность — считает ли действующая в Эстонии церковь, что война России в Украине оправданна, что нападение России оправданно — или Эстонская православная церковь так не считает. Узнать это было нашим единственным желанием. Мы хотели услышать эту позицию четко и конкретно», — сказал он. Ляэнеметс заверил, что виду на жительство митрополита больше ничто не угрожает.
«Пока православная церковь в странах Балтии находится под контролем Москвы»
Несмотря на то, что конфликт вроде бы исчерпан, в целом проблема влияния РПЦ на епархии и прихожан в странах Балтии остаётся. Власти в разных странах пытаются с этим бороться.
Так, например, в сентябре Сейм Латвии в срочном порядке принял поправки к Закону о Латвийской православной Церкви, которые устанавливают полную независимость ЛПЦ со всеми ее епархиями, приходами и учреждениями от любой церковной власти за пределами Латвии. «Со вступлением закона в силу, будут исключены любое влияние или власть Московского патриархата по отношению к нашей православной церкви», — заявил президент Латвии Эгил Левитс.
Дмитрий Горевой отмечает, что подобные кейсы в принципе допустимы, так как у православных есть примеры в истории, когда изменения внутри церкви были инициированы властью. Например, когда местная румынская церковь получала независимость, этим процессом занималось государство, и в томосе об автокефалии церкви даже было указано, при каком политическом деятеле это произошло. Схожие события имели место также в Болгарии и Сербии.
«Стоит вспомнить и о том, как получала автокефалию и сама РПЦ. Московский князь не согласился с кандидатурой митрополита, предложенного Вселенским патриархом, и поставил своего. В итоге, прежде чем получить официальную автокефалию, утвержденную Константинополем, РПЦ долгое время находилась в статусе самопровозглашенной автокефалии.
Русское государство всегда видело в церкви очень сильный институт влияния и постоянно вмешивалось в религиозные дела.
Потом уже во времена Бориса Годунова, в Москву пригласили Константинопольского патриарха Иеремию ІІ, которого на полгода посадили в темницу, пока он не подпишет Томос об автокефалии РПЦ и не признает за Москвой патриарший статус. Таким образом церковная независимость РПЦ получила путем шантажа и обмана, и при полной поддержке государства», — приводит пример эксперт.
По его словам, пока православная церковь в странах Балтии остается под жёстким контролем Москвы, и это хорошо видно на примере той же литовской церкви.
«Во главе этой церкви стоит митрополит Иннокентий, а второй по значимости фигурой в иерархии литовской православной церкви является Епископ Амвросий. Иннокентий и хотел бы отмежеваться от Москвы, но он боится делать резкие шаги, так как о его нелояльности тут же донесут Кириллу и его сразу же заменят на Амвросия. Когда Иннокентий пытался поднять вопрос о большей автономии своей церкви, в РПЦ была создана комиссия, в состав которой не вошел ни один священнослужитель из Литвы. Это очень показательный случай, демонстрирующий отношение Москвы к подчинённым епархиям в странах бывшего Советского Союза», — утверждает сооснователь проекта Cerkvarium.
Могут ли православные церкви стран Балтии покинуть РПЦ? Теоретически епархии стран Балтии могут стать самостоятельными и юридическая база для этого уже готова. Когда РПЦ Украины получила томос 11 октября 2018 года, Вселенский патриарх отменил акт, который давал право управления Московскому патриархату другими церквями, то есть, теоретически все церкви, входившие в состав Киевской метрополии, могут спокойно забыть о Москве. К таким церквям относятся православные епархии Польши, Беларуси, Литвы и Латвии.
Однако Дмитрий Горевой сомневается в том, что такой переход массово поддержат верующие. «В Беларуси и странах Балтии есть много сторонников Московского патриархата, для них он выступает основой исторической идентичности. Растет и число недовольных Москвой, но в той же Беларуси они не создают критической массы, так как там разочаровавшиеся в Московском патриархате просто переходят в католическую веру», — заключил Горевой.
Добавим, что еще до публикации своего письма митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений был приглашен на встречу в МВД, которая должна состояться 18 октября. Но судя по реакции главы МВД Лаури Ляэнеметса, судьба священнослужителя уже решена и он продолжит свою деятельность в Эстонии.