Эстонская Нарва танка-памятника лишилась, а российский Ивангород обретает. Т-34 теперь называют «братишкой». Некогда единый город разделила не только граница, но и отношение к советскому наследию. Остается понять, в чем смысл установки нового воинственного монумента — это действия назло очередному надменному соседу или действительно забота о памяти.
Не прошло и месяца, как танк-памятник Т-34 демонтировали в Нарве и перевезли в Эстонский военный музей в поселке Виймси. По другую сторону границы появилась идея восстановить справедливость.
По одной из версий, автором идеи стал министр обороны РФ Сергей Шойгу. Так или иначе, уже 2 сентября на сайте правительства Ленинградской области появилось сообщение о том, что точную копию танка Т-34, демонтированного в Нарве, установят в Ивангороде при поддержке министерства обороны России.
«В этом районе 25-26 июля 1944 года войска Ленинградского фронта форсировали реку Нарова, прорвали оборону немецко-фашистских войск и освободили город Нарву. Пока власти Эстонии одумаются и прекратят бездумное уничтожение мемориалов, память сохранят ленинградцы», — написал в своем телеграм-канале губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Танк-памятник в Нарве до демонтажа
Как пояснил ранее глава администрации Ивангорода Александр Соснин, в городе ведутся строительно-монтажные работы для того, чтобы 11 сентября — в День танкиста — монумент был открыт. Место для памятника выбирали самое высокое с тем, чтобы жители Нарвы тоже могли видеть танк со своего берега. «Мы постарались воссоздать по фотографиям размеры и внешний вид, даже табличка будет такой же, как и в городе Нарва», — рассказал Соснин.
Со стороны Нарвы сейчас увидеть танк невозможно, хотя он уже находится на постаменте. Видно было только стрелу крана в момент монтажных работ. Все из-за густой зелени. Однако в октябре-ноябре танк, вероятнее всего, разглядеть получится. Направляющиеся к границе или, наоборот, едущие от КПП автомобилисты танк точно не пропустят — он стоит рядом с трассой, соединяющей Россию и Эстонию.
Тут нужно пояснить, что эстонская Нарва и российский Ивангород в советскую эпоху были одним городом. После того, как Эстония объявила о независимости, единственный автомобильный Мост Дружбы и река Нарова стали границей. Сегодня два города разделяют несколько сот метров и рыбаки, дежурящие на обеих берегах в хорошую погоду способны различить улов друг у друга.
Понятно, что граница прошла по живому. Разделила родных и друзей. В этом смысле особенно интересно, что думают о новом памятнике в Ивангороде на эстонской стороне, где власти избавились от советских символов.
Пятница, день. У места, где недавно стоял танк-памятник в Нарве, нескольких человек. Здесь сегодня, конечно, не так людно, как в горячие дни августа, когда нарвитяне пытались отстоять монумент. Тогда у постамента с боевой машиной даже установили палатку. Но и сегодня жизнь в этом месте теплится. Только обстановка больше похожа на кладбищенскую. Лампадки, венки, свечи, игрушечные танчики заняли то место, где недавно стоял Т-34. У мемориала стоит одинокий мужчина. Курит. Смотрит на реку.
Место, где недавно стоял танк-памятник в Нарве/Филипп Мостоцкий
Это Анатолий, один из защитников танка. Он идею установки памятника в Ивангороде поддерживает: «Пускай за рекой стоит его «братишка». Будет хотя бы возможностьвидеть, принести цветы. Это правильная идея». Мой собеседник собирается посетить открытие памятника 11 сентября, но почему-то уверен, что границу в этот день эстонцы закроют. Логика такая: они сделали это в день сноса советских монументов в Нарве, чтобы избежать угрозы агрессии извне. Значит, не дадут русским посетить Ивангород и в день открытия «братишки». Официального подтверждения этой версии найти не удалось.
Выяснилось, что у импровизированного «кладбища» на месте танка продолжается народная вахта. Есть дежурные, проверяющие, все ли в порядке. Случаются и невинные провокации. Анатолий рассказал, что кто-то недавно оставил у памятного места большой российский флаг: «Дежуривший в тот день наш товарищ заметил его и быстро убрал. Власти могли это расценить, как провокацию и вообще тогда здесь все снесли бы».
Филипп Мостоцкий
Анатолий предлагает приехать часам к восьми. По вечерам сюда съезжается народ. Образуется что-то вроде неформальной тусовки. Полиция не разгоняет такие мероприятия, но участники опасаются санкций. В день сноса Т-34 были задержаны несколько самых активных защитников памятника. Анатолий говорит, что по крайней мере одному из них было сказано — еще один проступок, отправишься за мост. «За мост» — это значит в Россию. Даже те, кто вполне лоялен к большому соседу, не очень желают туда переезжать.
У места, где некогда стоял Т-34, раз в 10 минут тормозит какая-нибудь машина. Кто-то доносит свечи, кто-то обновляет цветы. Очередные посетители — Андрей и Наталья. Родились в Нарве. Она с эстонским паспортом, он с «серым». Так называемые серые паспорта имеют жители, не имеющие эстонского и российского гражданства. «Памятник в Ивангороде, конечно, не может заменить нам снесенный, но это право России устанавливать то, что они хотят», — говорит Наталья. Андрей считает, что если Россия устанавливает памятник для того, чтобы сохранить память о важных событиях, это правильно, но если это делается специально, только в отместку за снос нарвского Т-34, то он против таких решений.
«Утрату это, конечно, не заменит. Мы все равно будем помнить тот, наш танк. Хотели бы, чтобы он вернулся, но против лома нет приема — сопротивляться властям было бессмысленно», — вспоминает Андрей, когда в Нарву приехали автомобили со спецназом, чтобы избавить город от советских памятников. В Ивангород на открытие памятника мои собеседники не поедут. По словам Натальи, обладателям эстонского паспорта нужно получать визу, а она, даже краткосрочная, стоит немалых денег.
Пенсионерка Ольга в целом идею с установкой танка в России одобряет, но сама к монументу не пойдет. «Люди, конечно, будут к нему ходить, но не я. У меня эстонский паспорт, а визы дорогие», — сетует женщина.
Нарвитянка Зинаида еще более категорична: «Молодцы, правильно всё делают! Танк — это наша боль и большая утрата, теперь люди хотя бы на тот смогут посмотреть, цветы положить. Я считаю, что с нами неправильно власти поступили. А в Ивангороде решили восстановить историческую справедливость». У Зинаиды российский паспорт, она часто ходит в Россию пешком. Говорит, что там дешевле многие товары, например, лекарства, в том числе и для животных. «У меня кот упал с подоконника, так вот лекарство для него в России только и могу позволить себе купить», — делится Зинаида. Собирается она прийти и 11 сентября на открытие монумента.
Филипп Мостоцкий
Политики Нарвы в целом высказываются более нейтрально. По словам депутата Нарвского горсобрания Дениса Ларченко, Россия — другое государство и все, что власти планируют установить на своей территории, начиная от уличной мебели и заканчивая памятниками, это их дело. «Я вижу в этом некий признак провокации, но сильно осуждать их за это не буду», — говорит Ларченко.
Администратор группы «Нарва — как она есть» в Facebook Михаил Паншин. не одобряет установку памятника с точки зрения дипломатии: в контексте будущих отношений между Эстонией и Российской Федерацией. «Эта мера с точки зрения дипломатии неверная. Мы соседние города, должны жить в мире, строить связи экономические. Компенсировать потерю родного танка новый памятник, думаю, не сможет. Но это в какой-то мере для некоторых будет заполнением той пустоты, которую оставило правительство Эстонии, убрав памятник из Нарвы», — высказывает свою точку зрения Паншин. Сам он в Ивангород не ходит, так как визы у него нет, но при возможности пошел бы.
Власти Ивангорода 11 сентября ожидают большого потока гостей из Эстонии. Но далеко не все нарвитяне смогут попасть в Россию. И это, похоже, большая проблема для многих. Негражданам Эстонии, так называемым «серопаспортникам», и обладателям российского паспорта можно ездить без визы, а обладателям эстонского документа так просто границу не перейти. По данным Городской управы Нарвы на 2020 год, горожан с эстонским паспортом насчитывается 48%. По данным Российского визового центра, оформление однократной или многократной визы в Россию обойдется в 60 евро. Далеко не все нарвитяне готовы столько платить за возможность побывать по ту сторону реки.
Установка нового монумента вызвала эмоциональный подъем в патриотических российских изданиях и в некоторых группах в соцсетях. Их участники не стесняясь в выражениях пишут комментарии с примерно таким общим посылом: «Сейчас с Украиной разберемся, пойдем на Прибалтику». Российские власти, говоря о танке, в оценках более сдержаны, ограничиваясь словами о восстановлении исторической справедливости.
Официальное открытие монумента состоится уже сегодня в Ивангороде напротив музея Ивана Билибина, где в июле 1944 года советскими войсками была прорвана немецкая оборона. Дуло боевой машины, как и в случае с нарвским танком, направлено на Запад. В Минобороны РФ всячески подчеркивают, что боевая советская машина, установленная на постаменте, находится на ходу. По словам военных, при этом танк «был приведён в состояние, не позволяющее произвести выстрел». Остается надеяться на то, что это правда.