Власти Эстонии полны решимости убрать памятник танку Т-34, доверив операцию местным властям. Взамен обещано оставить боевую машину в городе, но уже в виде музейного экспоната. Местные активисты категорически против.
8 августа в Нарву прибыла премьер-министр Эстонии Кая Каллас, чтобы обсудить ситуацию вокруг монументов советского времени с представителями нарвской мэрии и городского собрания. Главным поводом для встречи стал танк-памятник, который был установлен в 1970 году в том месте, где части Красной Армии под командованием генерала Федюнинского форсировали реку Нарова в ходе Второй Мировой войны.
Бронированная машина, олицетворяющая наступательную мощь грозного соседа, расположена самым вызывающим образом — рядом с государственной границей и пушечным дулом, повернутым в сторону Таллинна.
Пообщавшись, премьер дала пресс-конференцию в местном театральном центре «Vaba Lava» и разъяснила свою позицию. Не обошлось и без маленького эксцесса. Боевой актив, состоящий из пожилых нарвитянок, попытался прорваться в конференц-зал, но был расстроен тем, что к общению допустили лишь представителей медиа. «Разве это демократия?!», — покачали головами бабушки и удалились в засаду.
Кайя Каллас заявила, что власти Эстонии и Нарвы все-таки пришли к компромиссу в отношении памятника. Необходимо как можно скорее удалить монумент из общественного пространства, потому что после начала войны России против Украины в эстонском обществе «открылись старые раны»: многие жители пострадали от советской оккупации.
Премьер-министр на всякий случай подчеркнула, что спорить уже не о чем: «Я благодарна нарвскому городскому собранию, которое пришло к выводу, что монумент необходимо перенести. Это будет сделано с уважительным отношением — историю необходимо помнить».
По словам мэра Нарвы Катри Райк, которая ранее выступала за сохранение памятника как важного элемента идентичности русскоязычного населения, решение перенести танк родилось в течение последних дней. 9 августа городские власти должны утвердить предложение временно складировать танк. Сделать это хотят в течение двух недель. Затем экспонату выберут подходящее место.
Если напряженность вокруг памятника в обществе будет расти, танк могут удалить и «не дожидаясь перитонитов», намекнули власти.
Катри считает, что главное сейчас — разъяснить людям необходимость убрать танк с глаз долой.
Между тем у танка продолжается многодневная вахта противников сноса. Вчера днем там находилось около сотни человек. Активисты подвозят горячую пищу дежурящим. Люди остаются здесь даже ночью, опасаясь внезапного прибытия спецтехники. Некоторые — уже пятые сутки. Хотя власти заверили, что тайного, ночного демонтажа не будет.
Многие из тех, кто держит оборону, согласились поговорить с корреспондентом «Новая газеты Балтия» только на условиях анонимности.
«Эстонцам платят «америкосы». Давят русских — сначала язык, теперь памятники. А потом — два часа на сбор шмоток и выкинут за мост (эстонскую Нарву и российский Ивангород разделяет переправа). А кому мы там, в России, нужны?! Только это между нами, а то у меня паспорт российский, такие в первую очередь под раздачу попадут», — откровенничал пожилой местный житель.
Быть может, опасения нарвитян чем-то и оправданы, но в глаза бросилось, что вокруг многочисленной группы активистов, разбивших палатку около памятника, не было ни одного полицейского патруля.
Житель Нарвы Станислав Максимов показал петицию против ликвидации памятника, которую подписали более тысячи человек.
«Для нас принципиально, чтобы танк оставался на этом месте, потому что это память и символ победы над фашизмом. Отношение к павшим воинам должно быть уважительным. Наша позиция жесткая: мы хотим, чтобы памятник оставался в неприкосновенности и никто не использовал его в своих политических играх», — заявил Станислав.
Станислав Максимов. Фото: Филипп Мостоцкий, Новая газета — Балтия
«Не по-людски это все. Как так? Стоял, стоял столько лет и вдруг стал агрессором?», — считает присоединившаяся к защитникам монумента Ольга. Она не согласна с предложением перенести танк в другое место — здесь к нему привыкли. «Лучше о других проблемах думали бы, например о негражданах и о грядущем подорожании коммунальных услуг», — добавила женщина.
Защитница момумента Ольга. Фото: Филипп Мостоцкий, Новая газета — Балтия
Артём Лобин — представитель молодого поколения, не столь многочисленного среди защитников танка. Зато он один из тех, кто приводил в порядок монумент собственными руками. «Ездили мимо него на дачу, потом как-то обидно стало. Решили восстановить, покрасить», — вспоминает Артём. Танк своими силами с разрешения городской управы обновили и почистили к 9 мая 2014 года. Даже краску подобрали уникальную, историческую, исхитрились привезти с Кировского завода в Петербурге.
Весь понедельник активисты провели в ожидании властей. Первым «на ковер» приехал председатель оппозиционной фракции «На благо Нарвы» Алексей Евграфов.
Он честно объяснил собравшимся, что осталось всего два варианта: либо памятник убирают местные власти и тогда можно будет разместить его где-то еще, например, в музее. Если этого не случится, памятник всё равно исчезнет, но в этом случае танк нарвитяне могут больше и не увидеть.
Судьба остальных советских монументов тоже под большим вопросом, но никто не знает, какие из них войдут в «черный список», — сообщил людям Евграфов.
Слова его вызвали бурю эмоций — активисты выступали, сменяя друг друга, но к моменту приезда мэра Нарвы Катри Райк немного устали. Если это был хитрый план, то он удался. Глава города не сообщила ничего нового. Она признала, что «хороших решений сейчас нет» и либо сами нарвитяне займутся судьбой танка, либо всё решат на более высоком уровне с непредсказуемым финалом. Спросили мэра о референдуме, но выяснилось, что проводить его на уровне самоуправления не могут по закону. Хотя в итоге именно местным властям и доверили от памятника избавиться.
Фото: Филипп Мостоцкий, Новая газета — Балтия
Сумбурную картину вечера довершил неожиданно появившийся из речных камышей местный рыбак. Он долго смотрел на собравшихся, а потом дал короткий комментарий на неидеальном, но вполне узнаваемом русском: «Я вообще-то эстонец. Снесут, не снесут, мне всё равно. У нас и других проблем хватает».
Судя по всему, развязка этой истории близка. Если правительство Эстонии и власти Нарвы смогли договориться, то убедить защитников танка отказаться от ежедневного дежурства будет нелегко. Масштабных акций протеста ожидать вряд ли стоит, но самые стойкие борцы за местную идентичность наверняка еще создадут проблемы организаторам демонтажа.