logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Происходят самые быстрые изменения климата, они отразятся на всех сферах жизни» — латвийский геолог и научный журналист Константин Ранкс

«Климат поломался», — говорит латвийский геолог и научный журналист Константин Ранкс. Он обращает внимание не только на осеннюю жару и внезапные штормы в странах Балтии. По его мнению, гораздо более драматичные изменения — те, что незаметно происходят каждый день. Они влияют на большинство сфер нашей жизни: от использования автомобилей до сдвига климатических зон. Эксперт предупреждает, что у нас еще есть самый ценный ресурс — время. Как его использовать рационально?

«То, что было нормой сорок лет назад, уже не норма»

Погодные изменения настолько значительны, что их невозможно игнорировать. Термин «балтийская погода» совершенно неприменим к прошедшему лету: где затяжные дожди и антициклоны с их леденящей прохладой? Наоборот, температурные рекорды в Литве, Латвии и Эстонии фиксировались чуть ли не каждый день.

— Климат заметнее всего меняется не в тропиках, как принято считать. Не в лесах Амазонки, не в бассейне реки Конго, не на острове Суматры, — подтверждает Константин Ранкс. — Основные изменения происходят в субполярных областях и субтропиках. Чем ближе к полюсам, тем более заметен этот процесс. Это напрямую касается Европы, в которой наблюдаются глобальные погодные трансформации.

Константин Ранкс. Фото из соцсети Facebook

Константин Ранкс. Фото из соцсети Facebook

По его оценке, сейчас Земля переживает терминальное состояние, планета ищет формы стабилизации, но все осложняется новыми выбросами загрязняющих веществ в атмосферу.

— Суперкрутые компьютеры нужны вовсе не военным, а метеорологам и сейсмологам — для анализа и обработки гигантских потоков данных со всего земного шара, — замечает собеседник «Новой газеты.Балтия». — Так вот все эти цифры показывают, что средние температуры повышаются (кроме нескольких мест), а где-то это происходит стремительно. То, что было нормой сорок лет назад, уже не норма.

Говоря о наиболее очевидных изменениях в климате стран Балтии, эксперт отмечает засушливое лето и сильнейший шторм, который в конце июля обрушился на Литву и Латвию.

— Раньше это явление было скорее характерно для осени, — продолжает Константин Ранкс. — Существовал даже такой термин — сезон штормов на Балтике. А тут осенний шторм в разгар лета… Ну и посмотрите, какие теперь дожди. Раньше это был монотонный процесс: как зарядит с утра, так дай бог к вечеру прекратится. Как пелось в одной песенке, «скоро осень, за окнами август, от дождя потемнели кусты». И где августовский дождь? А если хляби небесные открываются, то за короткий промежуток времени на землю выливается огромная масса воды. Потом словно кто-то нажимает кнопку «Выкл», и ливень тут же прекращается.

Еще более разительным кажется контраст, если обратиться к палинологии — науке на стыке ботаники и геологии, которая изучает пыльцу и споры растений, грибов и бактерий. Эти микрочастицы очень устойчивы, и, например, анализируя отложения на дне озера, можно получить достоверную картину изменений климата за тысячи лет.

— Эти микрочастицы специалистам расскажут, что раньше тут отметились растения, которые должны жить на юге, потом исчезли, но зато пришли другие — с севера, — описывает Константин Ранкс. — Палинологи наверняка заметят, что происходящее сейчас не является чем-то уникальным. Ранее фиксировались периоды потепления на Земле — было и жарче гораздо, и углекислого газа в атмосфере больше. Но есть одна существенная особенность. В данном случае мы видим самые быстрые изменения климата. Это приводит к тому, что погода буквально сходит с ума.

Последствия бури в Риге, 29 июля 2024. Фото: LETA

Последствия бури в Риге, 29 июля 2024. Фото: LETA

Теперь беда приходит под шелест дождя

Если судить по мнениям в соцсетях, то жители Балтии не слишком расстроились: летняя погода в начале осени многих устраивает. А другие последствия пока не выглядят ужасающими. Однако эксперт предлагает не делать поспешных выводов, а судить по ситуации в целом и в долгосрочной перспективе:

— В прошлом году в центральной части Латвии, в городе Добеле, выпал град. Он был такой силы, что насквозь пробивал лобовые стекла автомобилей. Водители и пассажиры выскакивали из салонов машин в синяках! А после июльского шторма в этом году только в Юрмале повалило 15 тысяч деревьев. Это тоже последствия изменения климата, которые, согласитесь, приносят не самые приятные результаты.

Он также обращает внимание на резкие перепады температур: «Никто не говорит, что холодов не будет. Будут! Но как и летом, они станут приходить волнами. То +2-3 градуса по Цельсию, то -20-25. Затем — снова оттепель и дожди. Волны будут фиксироваться чаще и длиться дольше. Самое опасное, что это плохо для здоровья человека, который сформировался в более стабильном климате».

Есть менее явные, но не менее тревожные явления. После летнего шторма в Латвии появились полчища комаров, от которых было не спрятаться и не скрыться.

— В реках у личинок есть природные враги — рыбы и жуки. А в лужах, появившихся после обильных осадков, — нет, и такие места, а также подтопленные подвалы, стали идеальными местами размножения этих кровососущих насекомых, — объясняет Константин Ранкс.

По его словам, изменения во флоре и фауне очень показательные. В суете жизни мы этого практически не замечаем, реагируя на резкие события, а эти процессы оказываются вне зоны нашего внимания, хотя влияют на нас куда значительнее.

— Из-за отсутствия холодных зим к нам перебираются короеды, паразиты, клещи, — продолжает собеседник «Новой газеты.Балтия». — И людям тоже достается! Например, лихорадка Западного Нила уже освоилась на юге Европы.

Землетрясения и извержения вулканов странам Балтии, конечно, не грозят. Но беда запросто может прийти и под шелест дождя.

— Существующую ливневую канализацию в наших городах проектировали исходя из прежних расчетов, а ведь они уже неактуальны, поскольку теперь мы видим не затяжные дожди, а стремительные ливни, когда месячная норма осадков выпадает за одну ночь, — приводит очередной пример эксперт.

Если число шквалов будет увеличиваться, то может возникнуть необходимость в большем числе закрытых парковок, а городская ливневая канализация потребует модернизации, считает Константин Ранкс.

Речь в данном случае идет о прочностных характеристиках жилых зданий: если они будут постоянно находиться в воде, то рано или поздно фундамент начнет разрушаться.

Корректировки в расчетах потребуют не только строительные проекты жилых кварталов. Эксперт призывает готовиться к чрезвычайным ситуациям на ментальном уровне: «В США ежегодно случается множество природных катастроф — и аллея торнадо в центральной части, и пожары в Калифорнии, и ураганы на юге. Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA) предупреждает: если идет ураган, то помните, что в такой же ситуации находятся экстренные службы, которые не смогут быстро прийти к вам на помощь. Поэтому у каждого должны быть запасы воды, еды, лекарств, наличные, радиоприемник, батарейки, фонарики (интернет в таких ситуациях может не работать)».

Затопление в Елгаве, 31 июля 2024. Фото: LETA

Затопление в Елгаве, 31 июля 2024. Фото: LETA

А если уровень моря поднимется?

Повышение средних температур, особенно летом, тоже весьма неблагоприятный фактор. В жару люди изнывают в многоэтажках. Вильнюсские риэлтеры подтверждают, что из-за этого квартиры на верхних этажах в столице Литвы стоят на 10-15% дешевле. Выходом может стать реновация, однако это длительный и дорогостоящий процесс.

— Первые звоночки уже прозвенели, — предупреждает Константин Ранкс. — По счастью, у нас есть такой ценный ресурс как время. Вопрос, как мы им воспользуемся.

Он считает, что изменение климата рано или поздно отразится на многих сферах жизни.

Скажем, если засухи продолжатся, то фермерам придется переходить на другие сельскохозяйственные культуры. А значит, изменится рацион, и условную книгу рецептов национальной кухни можно будет отправлять в архив.

— В прошлом году на юге Испании стали массово выращивать клубнику, — приводит еще один пример эксперт. — А поскольку ее нужно было обильно поливать, то воду качали из-под земли. В результате произошла массовая гибель оливковых деревьев, а уже осенью резко подорожало оливковое масло.

Худший вариант развития ситуации для стран Балтии — это значительный подъем уровня моря, что может обернуться катастрофическими последствиями с учетом того, что длина береговой линии в Литве — 90 км, в Латвии — 500 км, в Эстонии (включая острова) — 3800 км!

— Мы уже видим как разрушается западное побережье. А если это затронет такие крупные города как Рига? — задается вопросом собеседник «Новой газеты.Балтия». — Из Юрмалы, которая растянута на 30 км побережья, всего два выезда. Представляете, что произойдет в случае паники? Так что готовиться нужно уже сейчас, принимать меры.

Последствия бури в Каугури, 29 июля 2024. Фото: LETA

Последствия бури в Каугури, 29 июля 2024. Фото: LETA

Позитив в том, чтобы меняться

Однако можно ли обратить климатические изменения в свою пользу? Допустим, в Финляндии, где развита альтернативная энергетика, радуются сильному ветру: ведь это означает, что тарифы на электричество снизятся.

— Такая система должна быть технически воплотима и экономически целесообразна, — парирует Константин Ранкс. — Солнечные батареи в условиях полярной зимы неэффективны. А лопасти ветряков в мороз покрываются льдом и перестают работать. В условиях неустойчивых ветров, когда их то нет, то сильный шквал, они задействованы неравномерно.

Чтобы покорить стихию, нужна предсказуемость, которую можно использовать в своих целях. Иначе устойчивую модель не создашь.

— Люди привыкли к стабильности, а нынешние тенденции говорят о стремительных переменах, поэтому я большого позитива не вижу, — констатирует эксперт. — Из положительного только то, что люди вынуждены задумываться о природе всех неприятностей. Конечно, перемены не произойдут резко, но размышлять — самое время. Природа безжалостна. Выживет тот, кто лучше приспособится.

В заключение Константин Ранкс отмечает, что все это нам большой намек на необходимость менять образ жизни: «Откуда гигантские выбросы углерода в атмосферу? Мы ездим на автомобилях, топим электростанции, запускаем предприятия. И ни у кого, кроме нескольких чудаков, нет желания отказываться от благ цивилизации. Мы все — природа этих явлений, и жаловаться не на кого, кроме как на самих себя. Рост потребления привел нас в эту точку. Есть, впрочем, попытки выбраться из тупика. Например, финны стали производить смартфоны, в которых можно поменять только батарею по истечению срока службы. Это же касается холодильников, в которых нужно будет установить новый компрессор, когда старый выйдет из строя. А зачем каждый сезон покупать новую одежду? Ее производство провоцирует образование полимерных микрочастиц. Нужно приучаться к организованной скромности».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.