Летом в Литве были побиты несколько температурных рекордов, а в целом 2024-й с вероятностью в 95% станет самым жарким на планете. В этом смысле он немногим отличается от предыдущего года, который был признан аномально горячим. Новые погодные реалии подсветили старую проблему жилого фонда, нуждающегося в реновации. Почему темпы правительственной программы замедлились? И как спасаться от жары, если дело до капремонта не дошло? Ответы искала «Новая газета.Балтия».
«Одно прекрасное утро началось с элегантного «полета» в обморок»
Самым жарким днем этого года считается 28 июня, когда в Друскининкае термометры показали отметку +34 градуса по Цельсию. Можно только представить, каково приходилось жильцам многоквартирных домов, если те, конечно, не оборудованы кондиционерами.
— У нас окна выходят на юг, и в жару находиться дома невыносимо, — говорит Раса, жительница вильнюсского микрорайона Каролинишкес. — Утром просыпались от духоты. Солнце уже успевало нагреть стены, жалюзи, шторы… А ночью плиты моей родной панельки возвращали все обратно. Работаю из дома, спасал только вентилятор, но случилась другая беда — меня продуло, потом несколько дней сильно болело ухо.
Кто мог себе позволить, ретировался из душных городов — на дачу, в деревню или на взморье. Однако далеко не у всех есть такая возможность.
— Работаю на нижнем этаже старого советского здания, где всегда прохладно, даже в самые знойные дни, — рассказывает Евгений, у которого двушка в столичном районе Жирмунай. — Это спасало, но когда возвращался домой, то было чувство, что оказался в хорошо натопленной бане. Благо рядом пляж и можно освежиться.
Сложнее приходилось тем, у кого проблемы со здоровьем. В жару может учащаться сердцебиение, ощущаться нехватка воздуха, повышаться давление.
— Одно прекрасное утро началось с элегантного «полета» в обморок, — иронично поделилась своим опытом Ульяна, которая арендует квартиру в Пилайте (Вильнюс). — Пошла в ванную, а в это время проходила дезинфекция труб — температуру горячей воды подняли до +70 градусов… Хорошо, что муж успел меня подхватить. Обошлось без травм.
Как говорят медики, это не исключительный случай. Когда температура воздуха превышает +30 градусов, они фиксируют рост вызовов на 15-20%: сердечные приступы, тепловые удары, скачки артериального давления.
Вильнюсский район Пилайте
Скидка за последний этаж — от 10% и выше
Наиболее подвержены тепловой проблеме последние этажи многоквартирных домов, построенных в 1950-90-е годы и не прошедших реновацию, говорит представитель агентства недвижимости RE/MAX (Вильнюс) Андрей Давиденка: «За день крыша нагревается и превращается в раскаленную сковородку. Стеновые плиты также обладают хорошей теплопроводимостью, что в жару, очевидно, не плюс».
— Всегда было трудно продать квартиры на последних этажах, — продолжает он. — Особенно если в подъезде нет лифта, а комнат — три и больше. Обычно покупатели подобного жилья — семьи с детьми, для которых такое сочетание факторов крайне нежелательно.
Но, по его словам, это не значит, что квартиру реализовать невозможно. На каждый товар — своя цена.
— Скидка на такое жилье может достигать 10% и более, — продолжает Андрей Давиденка. — К примеру, тем, кто рассматривает двухкомнатную квартиру, могут за такую же цену предложить трешку, но на последнем этаже. Также это интересно мелким девелоперам, которые после ремонта перепродают такой объект и зарабатывают на разнице.
В то же время рынок аренды, отмечает риэлтер, меньше реагирует на жару. Цена за съем квартиры практически не зависит от того, расположена она на последнем этаже или нет. «Такое жилье легче сменить, поэтому рынок к этому менее чувствителен», — резюмирует эксперт.
Решение — реновация. В лидерах маленькие города
Реновация — это комплексное решение, которое позволяет обновить дом и повысить класс его энергоэффективности. А также помогает избавиться от проблемы перегрева последних этажей в жару.
— Это хорошая инвестиция, — считает Андрей Давиденка. — После реновации стоимость квартир может повышаться на 10-15% и больше. Представьте, что затраты на отопление снижаются на 50-60%. Это позволяет существенно экономить деньги в холодное время года.
По его словам, во время капитального ремонта дома меняют окна, фасады, изоляцию крыши, совершенствуют узлы отопления, что помогает снизить зависимость от температуры за окном.
Как утверждают жильцы домов, в которых прошла реновация, «в процессе работ пришлось помучиться, но результат в чем-то даже превзошел ожидания».
— Не все дома, нуждающиеся в реновации, одинаково изношены: одни больше, другие меньше, — обращает внимание риэлтор. — Это зависит от качества строительства и особенности эксплуатации. В некоторых случаях состояние стен очень плохое, а следовательно, капремонт нужен срочно. Иначе здание станет аварийным. Так что это вопрос не только экономии и комфорта, но и безопасности.
Однако правительственная программа по реновации старого жилого фонда, в рамках которой изначально заявлялось о капремонте 1000 домов ежегодно, замедлилась.
К примеру, в 2023-м число таких объектов составило всего 300. В этом году обещают отремонтировать 500.
— Чтобы реновация была произведена, нужно согласие большинства жильцов дома, — замечает Андрей Давиденка. — Но часто не удается собрать нужное количество голосов. Это связано с тем, что не всегда люди готовы выделять на такое затратное мероприятие деньги.
Любопытно, что по числу реновированных домов лидируют небольшие города, в которых развита туристическая отрасль: Бирштонас (59,7% от старого фонда), Паланга (41,2%), Друскининкай (40,8%).
Скриншот с сайта renomap.apva.lt
— В маленьких городах меньше многоквартирных домов, и в процентном отношении статистика может выглядеть впечатляюще, — считает риэлтор. — Также многое зависит от администрирования процесса: если местная власть лучше коммуницирует с локальными сообществами, это позволяет добиться лучшего понимания.
Для сравнения: в Вильнюсе реновация произведена лишь в 5,4% домов, нуждающихся в капремонте. По всей Литве — в 12,4%. Чтобы понимать, какая работа предстоит, достаточно сказать, что только в столице предстоит отремонтировать более 5,2 тысячи многоквартирных домов.
Процент реновированных домов в Вильнюсе. Скриншот с сайта renomap.apva.lt
Собеседник «Новой газеты.Балтия» видит необходимость увеличивать активность государства в этой программе. Он отмечает, что именно дороговизна работ чаще всего становится главным препятствием: «В последнее время было несколько случаев, когда большинство жильцов дома согласились на реновацию, объявили конкурс, но никто из подрядчиков не откликнулся из-за небольшого бюджета».
Еще одним выходом, по мнению риэлтора, может стать изменение подходов к реновации и использование новых технологий, которые позволяют реализовывать комплексные решения за считанные недели.
Кондиционер? Но есть нюансы
Что же делать тем, кому реновация в ближайшие годы не светит, а переносить жару каждый раз невмоготу? К сожалению, технических решений на индивидуальном уровне не так уж много.
— В Италии и Испании вы не найдете апартаменты без кондиционера, — напоминает Андрей Давиденка. — Там может не быть центрального отопления, системы рекуперации, но этот бытовой прибор будет установлен обязательно. Постепенно данный стандарт стали перенимать более северные страны, поскольку это существенно улучшает качество жизни.
Однако есть существенное препятствие: сложная и длительная процедура легализации. Чтобы установить наружный блок кондиционера, потребуется разрешение большинства жильцов, самоуправления и технический проект.
Этим объясняется, что кондиционер на фасаде старого дома советской застройки в Литве скорее редкость. Уж слишком много бюрократии и расходов. Проще перетерпеть пару горячих недель.
— Есть, правда, один выход, — говорит риэлтер. — Если в квартире официально застекленный балкон (а таких очень много, поскольку в свое время можно было легко легализовать застекление), то можно установить кондиционер там. В лоджии будет жарко, но в квартире станет намного приятнее.
Но все же самым популярным вариантом остается приобретение обычного вентилятора или простенького кондиционера, которые устанавливают в окне. Это временное и не самое эффективное решение, но в текущих условиях, кажется, лучшего не дано.
Наиболее перспективная же тенденция — наращивание темпов реновации, которая решает проблему системно и принципиально.