В вильнюсском районе Жверинас часто можно встретить детей в красивых вышиванках. Это ученики Международной украинской школы (МУШ), которая открылась после начала полномасштабной войны. Теперь у учебного заведения, помимо столицы, есть отделения в Каунасе, Клайпеде и Шяуляй. На сайте школы сказано, что там учатся более 2 тысяч человек. Однако их число может измениться: администрация неожиданно объявила о введении ежемесячной платы с нового учебного года — в ответ родители некоторых школьников решили перевести детей в другие образовательные заведения Литвы. Что происходит, попыталась разобраться «Новая газета — Балтия».
Новость вызвала бурную реакцию среди родителей
В 2022 году не без сложностей открылись отделения МУШ в Вильнюсе и Клайпеде. А в 2023-м — в Каунасе и Шяуляй. «В ответ на многочисленные обращения граждан Украины, проживающих в Литве», — так аргументировали представители учебного заведения.
Тогда же сообщалось, что правительство Литвы окажет поддержку МУШ. Если будут выполнены необходимые требования к обустройству классов и зданию школы, то филиалы в Вильнюсе и Клайпеде могли претендовать на помощь до 2,5 миллионов евро в год.
Хотя Литва предоставила украинцам возможность учиться в местных школах, многие предпочли устроить детей в учреждение, которое позиционирует себя как украинское. Это и связь с родной страной, и сообщество со схожими проблемами, и более комфортная адаптация для учеников.
Судя по заявленному числу учащихся и сети филиалов, школа действительно стала популярной. Однако сейчас родителям учеников неожиданно объявили, что с нового учебного года за обучение вводится ежемесячная плата: от 30 до 50 евро в зависимости от успеваемости. Освобождаются от оплаты только сироты и те, у кого один из родителей погиб в результате полномасштабного вторжения России в Украину.
Характерно, что приказ (от 30 мая 2024 года) за подписью директора школы, по словам родителей учеников, распространять запрещают. Тем не менее скриншот документа оказался в распоряжении редакции «Новой газеты.Балтия».
— В онлайн-формате проводилось собрание с руководительницей МУШ и родителями, — рассказала нам Татьяна, чья дочь закончила седьмой класс в клайпедском отделении. — Задавали разные вопросы, в том числе острые. На те, что директору не понравились, она не отвечала. Даже блокировала некоторых родителей. А потом вовсе покинула конференцию. Но успела заявить, что школа — частная. Родителям, дескать, выплачивают детское пособие [в Литве] и вообще она не обязана отвечать, на что пойдут деньги.
Новость вызвала бурную реакцию среди родителей учеников. Многие возмущены, поскольку считали, что обучение в школе — априори бесплатное. А само решение принималось без должного обсуждения — учащихся просто поставили перед фактом.
— Директор должна была приехать в школу и объяснить родителям, предоставить хоть какие-то документы. Вопрос не в 30 или 50 евро, а в справедливости и честности, — заметила Дарья, участница Telegram-чата, созданного родителями учеников.
«Выглядит как попытка заработать деньги, ничего не дав взамен»
Отсутствие обоснования введения оплаты — одна из ключевых причин, вызвавшая недоумение. Родители учеников не понимают, что изменится — может, в школу закупят дополнительное оборудование или учебные материалы?
— Пока что это выглядит как попытка заработать деньги, ничего не дав взамен, — считает Татьяна.
— Как они пришли к этому тарифу? Насколько он обоснован? На какой закон опираются? Где гарантии, что эти деньги будут использоваться целесообразно? — также спрашивали во время обсуждения в Telegram-канале.
Не меньше вопросов вызвал размер оплаты в зависимости от успеваемости: если средний балл отметок у ученика 8 и выше, то придется перечислить 30 евро, если ниже — 50 евро. Не будет ли у учителей стимул занижать оценки и тем самым оказывать дополнительное давление на детей и их родителей?
— Думаю, тех, кто наберет восемь баллов и более, будут единицы, — предположила мама ученика из Клайпеды.
— Как будет чувствовать себя ребенок, который не тянет на высокие баллы? Виновным в том, что родители должны больше за него платить? — рассуждает Ольга. — Где гарантия, что тем же руководством МУШ не будет дано указание учителям занижать оценки, чтобы получить от родителей не 30 евро в месяц, а 50?
«Многие надеются вернутся домой после окончания войны»
Другая проблема в том, что часть родителей решили не переводить детей из украинских школ в МУШ, точнее не оформлять документально. Мотивы разные, но все сводится к тому, что большинство планируют вернуться на родину, а привязка к учебному заведению в Украине — ниточка, оставляющая надежду. Однако в таком случае считается, что ребенок не оценивается в МУШ, и родителям придется оплачивать 75 евро.
— Директор говорила на собрании: чего это вы учитесь здесь, а оцениваетесь где-то в другом месте? Это неправильно, — припомнила Дарья.
У Татьяны дочь учится в одном из физико-математических лицеев Украины, где высокий уровень знаний. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы не забирать документы из школы, где до сих пор числится ребенок.
— Мы приехали в Литву в феврале 2024 года и не имели возможность забрать документы, — рассказала о своем случае Виктория. — Рассчитывали, что закончим этот год как есть, а с сентября — посмотрим.
Кроме того, родители учитывают желание детей: многие из них по-прежнему хотят вернуться к друзьям и продолжить учебу в своем классе в Украине.
иллюстративное фото/www.pexels.com
«Сказали: вы же 95 евро получаете, значит, можете заплатить»
Хотя суммы в 30, 50 и 75 евро не кажутся астрономическими, не у всех украинских семей есть возможность выплачивать их каждый месяц, пояснили родители.
К примеру, есть люди с инвалидностью или многодетные семьи — для их бюджета дополнительные расходы могут быть болезненными или даже неподъемными. Упоминание того, что родители получают детское пособие в Литве, украинцы восприняли особенно остро.
— Сказали: вы же 95 евро получаете, значит, можете заплатить по 50 евро ежемесячно! — не скрывала эмоций Татьяна.
Конечно, не может не возникнуть вопрос, почему украинская школа обращается к таким способам получения средств. Литва последовательно и системно оказывала помощь людям, бежавшим от войны. Неужели не нашлось денег, чтобы помочь в получении детьми базового образования?
По информации родителей учеников МУШ, спонсоров искали и ищут постоянно, так как именно они помогали решить вопрос с оплатой аренды и закупали некоторое оборудование.
Также в Telegram-чате широко обсуждалась помощь от правительства Литвы, о которой ранее заявлялось публично.
Реакция неоднозначная: кто-то переводит детей в другие школы, кто-то категорически против. Но большинство ожидает прояснения ситуации
Как говорят родители учеников МУШ, администрация просит подписать новый договор в ближайшие дни. Однако многие не торопятся и коллегиально решают, что могут предпринять.
— Это психологическое давление. Человек в спешке и панике часто принимает неправильные решения, — заметили в Telegram-чате.
Наиболее инициативные обратились к юристам и в отделы образования городов, в которых живут.
— Я в сентябре принципиально ничего платить не буду, пока школа не обеспечит ребенка учебниками, — заявила Наталья.
А кто-то уже принял решение переводить ребенка в другое учебное заведение, как это сделала Татьяна: «Причина не только в деньгах. Дочь попала в МУШ в середине года, класс очень шумный, невозможно было учиться, она стала отставать. А когда ввели оплату, это стало последней каплей».
иллюстративное фото/www.pexels.com
— Помните, как литовцы предлагали нам открыть украинские классы в местных школах? — припомнили родители в Telegram-чате. — Нам отвечали, что это пророссийские заходы против МУШ. А может, литовцы что-то знали? Нас же, как котят, развели на патриотических чувствах.
Теперь же есть ненулевой риск попасть в ловушку обстоятельств. На данный момент литовская система образования не видит массового запроса от украинцев и не везде готовы открыть новые классы.
Впрочем, часть родителей не намерены сдаваться и настаивают, что их дети будут продолжать обучение в МУШ.
— Ребята подружились, учителя прекрасные. И давайте не забывать, что дети спасались от войны, вынуждено покинули дома, родных, друзей, и это тоже накладывает психологический отпечаток. Может, хватит уже над ними издеваться? — отметила участница чата по имени Ольга.
Минобразования Литвы: «МУШ — негосударственная школа, ее учредитель имеет право взымать дополнительную плату»
Чтобы получить ответы на вопросы, интересующие родителей учеников, «Новая газета.Балтия» направила вопросы по электронной почте в МУШ и в Министерство образования Литвы.
На момент публикации ответа из Международной украинской школы мы не получили. В то же время Минобразования выслало свой комментарий, в котором сказано, что МУШ — негосударственная школа, ее учредитель имеет право взымать дополнительную плату у родителей учеников.
— Государство выделяет средства на образование негосударственным школам — деньги выдаются каждому ученику, независимо от того, посещает ли он муниципальную, государственную или негосударственную школу. Коммунальные услуги и услуги в частных школах финансируются их владельцами (учредителями), которые также отвечают за качество образования, — дополнили там.
В министерстве подчеркнули, что в МУШ дети учатся не по литовской, а по украинской программе. Было получено соответствующее разрешение, для этого выделены средства.
Касаемо оплаты в зависимости от успеваемости учеников в Минобразования уточнили, что «государство не регулирует ее размер и то, за какие услуги учредитель взимает плату с родителей учеников».
— Если школа реализует зарубежную программу, она должна обеспечить, чтобы образование осуществлялось в соответствии с общей учебной программой и стандартами, признанными соответствующим иностранным государством, — сообщили там.
Как утверждают в Минобразования, на данный момент созданы условия для бесплатного обучения украинских детей в литовских школах. А украинский язык может преподаваться как факультативный предмет или как второй иностранный язык при желании учеников и наличии в школе возможностей. Также создаются условия для изучения истории Украины.
— В Литве есть ряд школ, которые получили одобрение министра на реализацию украинской образовательной программы, где обучение ведется на украинском языке, — пожытожили в министерстве.