В Риге состоялась балтийская премьера «Зеленой границы», фильма классика европейского кинематографа Агнешки Холланд. Выйдя на экраны мира в прошлом году, лента о беженцах с Ближнего Востока сразу же вызвала самые противоречивые отклики.
Действие фильма происходит совсем недавно, в 2021 году (и явно продолжается до сих пор). Оно основано исключительно на реальных задокументированных событиях, о чем сообщила в кратком видео-приветствии зрителям Агнешка Холланд. Большое кинополотно длительностью в 2,5 часа, но смотрящееся на одном дыхании несмотря на тяжелый сюжет, рассказывает о прорывах тысяч беженцев из Ирана, Ирака, Сирии, Афганистана через беларуско-польскую границу. Сперва они летят самолетами в Минск, где после приземления стюардессы вручают каждой прилетевшей даме розу — все очень культурно. Оттуда беженцы на машинах устремляются к польской границе, чтобы уже из Польши добираться к родственникам.
Агнешка Холланд. Фото: Андрей Шаврей, Новая газета.Балтия
Семья из Афганистана летит к дяде в шведский Мальмё. Для своего фильма Агнешка Холланд выбрала весьма интеллигентную семью — учительницу английского языка из Кабула, которая бежит от талибов. С ней и другие родственники — старик и молодой, оба пострадали от ИГИЛ, на спине видны следы истязаний. Все ходы давно просчитаны, причем с обеих сторон — для начала взятка в 300 долларов для беларуских пограничников. Нехитрое «окно» на границе — колючая проволока приподнимается в определенном месте и туда загоняются беженцы. Они счастливы — они в свободной Европе!
К несчастью, для большинства из них это только начало страданий, поскольку тут же начинается своеобразная «игра» в пинг-понг.
В пограничной зоне беженцев отлавливают польские пограничники, которые действует весьма брутально: это касается и беременных, и стариков. Их выкидывают (иногда в буквальном смысле слова) обратно в Беларусь, где отношение весьма бесчеловечное — например, беларуский пограничник с весьма злобным постсоветским лицом предложит бутылку воды для афганской учительницы за 50 евро. Но отберет деньги и воду не даст.
Перед нами действительно сложнейшая проблема. С одной стороны, наплыв беженцев — достаточно большой вызов для европейцев. С другой стороны, герои фильма — реальные мученики тоталитарных режимов, они стремятся к свободе. Но европейские власти, как известно, не приветствуют наплыв таких беженцев.
Неудивительно, что наиболее жесткую позицию по отношению к неординарному фильму, который в прошлом году получил специальный приз престижного венецианского кинофестиваля, заняли как раз на родине Агнешки — в Польше. Недовольство выразил президент Дуда, а затем и министр юстиции. При этом Агнешка парировала, что недовольство было выражено еще до того, как фильм появился на экранах. Но справедливости ради отметим, что «Зеленая граница» сейчас широко показывается в Европе, в том числе и в Польше. Но тем не менее здесь поднимаются действительно сложные темы.
Кадр из фильма «Зеленая граница». Фото: Venice International Film Festival
Наряду с историей семьи беженцев здесь и вторая история — о пограничнике, который с супругой ждет ребенка и у которого на глазах происходят весьма драматические события. Он наряду со всеми обязан весьма жестким образом изгонять беженцев. Хотя в фильме упоминается, что согласно закону, беженцев следует принять и рассмотреть каждый отдельный случай.
Но установки пограничного начальства не просто жесткие, а жестокие — не принимать, учитывая опасность терактов и наличие гибридной войны со стороны Беларуси и России, одной из составляющих которой как раз и является неуправляемый наплыв беженцев.
Установка — вплоть до того, что не следует считаться с человеческой жизнью. Перебрасывание трупов тех, кто заблудился в лесу, жестокое отношение к беременным, детям и старикам — привычное дело с обеих сторон. Гибель маленького ребенка Нура, утонувшего в болоте — не художественный ход, а реальность. То, что сверху кажется божественным раем — зеленые леса (в начале фильма кадры цветные) оказывается для многих адом (далее фильм черно-белый). У пограничника дилемма — выполнять жестокий приказ или остаться человеколюбивым.
В фильме есть и третья линия — волонтеры, которые помогают мигрантам, находят их в приграничной зоне, лечат, кормят. По сути, это дело уголовно наказуемое — проникновение в запретную пограничную зону, могут обвинить и в контрабанде людей.
Многие жители приграничных районов Польши помогают властям вылавливать беженцев, но есть и другие — они спасают. Среди них еще одна героиня фильма — Юлия, по профессии психолог, знающая муку потерь: ее муж скончался во время пандемии. Благодаря ней для нескольких темнокожих парней из Марокко исход будет счастливым.
Фильм ставит ребром сложный вопрос, что же делать в этой ситуации? Ответ Агнешки Холланд понятен: в самых драматических ситуациях постараться оставаться человеком.
Кадр из фильма «Зеленая граница». Фото: Venice International Film Festival
В конце концов, она — потомок жертв Холокоста и тут, конечно, вспоминается аналогичная проблема той поры, когда накануне войны многих евреев, запертых в Европе, не пускали в свои страны. Они оказались в ловушке. Об этом, кстати, потрясающий фильм Агнешки «Европа, Европа» (1991) — об одной из таких жертв Холокоста. Выступала Агнешка и против ущемления прав меньшинств: мировым хитом стала ее лента «Полное затмение» (1995), об отношениях поэтов Верлена и Рембо.
Помня это, понимаешь, что финал нынешнего фильма совсем уж неудобный для многих.
В эпилоге показываются документальные кадры, когда после российского вторжения открыли границу Польши с Украиной. И за первые недели в Польшу уехали 2 миллиона украинцев. Агнешка Холланд прямолинейно указывает — для Европы это беженцы другого разряда, им активно помогают, ведь они не восточные. Наверное, потому что в отличие от восточных беженцев, у украинских нет стольких различий в традициях и ментальностях, расах. Но насколько это согласуется с европейской традицией равноправия, невзирая на национальности и вероисповедания? Ведь главное — это человек и человечность.
Агнешка Холланд показала эту проблему на экране, а решать ее придется все же политикам.