Еще пару недель назад ситуация с выборами в Латвии главы государства выглядела несколько запутанной, но более-менее понятной. Сейчас же, когда закончился срок официального выдвижения кандидатов в президенты, ясности относительно итогов голосования и дальнейшей судьбы правящей в стране коалиции стало гораздо меньше.
Непредсказуемый сценарий
Напомним, что три коалиционных силы изначально не смогли договориться о выдвижении единого представителя на президентский пост и тем самым обеспечить ему большинство голосов в Сейме в день выборов, которые пройдут 31 мая.
Входящий в правящую коалицию «Объединенный список» (15 мест в парламенте), выдвинул своего лидера — предпринимателя Улдиса Пиленса, а коалиционное Национальное объединение (13 мест) заявило о поддержке нынешнего президента Эгилса Левитса, который согласился претендовать на второй срок полномочий. Кандидатуру Левитса публично поддержала и премьерская партия «Новое единство», имеющая в Сейме наибольшее представительство — 26 мандатов. При этом ни у одного из заявленных кандидатов не было гарантии получения большинства голосов депутатов парламента.
Впрочем, с учетом потенциального волеизъявления оппозиционных парламентских фракций, шансы Пиленса по сравнению с Левитсом выглядели лучше. Тем более, что Эгилс Левитс заявил, что ему голоса «прокремлевских партий» не нужны, имея в виду, прежде всего, партию «Стабильности!» и «Латвия на первом месте» (10 и 9 голосов в Сейме, соответственно), а Улдис Пиленс, напротив, подчеркнул важность и равенство голосов всех депутатов Сейма.
Что касается еще двух оппозиционных политических сил в парламенте — Союза зеленых и крестьян (СЗК, 16 голосов) и партии «Прогресивные» (10) — то СЗК сразу категорически заявил, что поддерживать переизбрания действующего президента на второй срок ни в коем случае не будет, а относительно поддержки Пиленса прозвучало расплывчатое — «возможно».
«Прогрессивные» же открыто не симпатизировали ни одному из двух кандидатов, хотя поддержка Левитса представителями этой парламентской фракции выглядела более логичной.
Видя такую сложно решаемую задачку, премьер-министр Кришьянис Кариньш («Новое Единство») призвал своих коллег по коалиции заняться поиском кандидата, который бы устроил все правящие партии, но не подсказал, как это сделать. В итоге ситуация стала развиваться по непредсказуемому сценарию и зашла в тупик.
Карты спутали «Прогрессивные», заявив, что выдвинут своего кандидата на президентский пост. А ведь на их поддержку в голосовании за Левитса весьма рассчитывали его сторонники. Увы, без «Прогрессивных» действующий президент гарантировано получил бы лишь 39 голосов (а надо минимум 51).
Понимая, что это провал, «Новое Единство» официально выдвигает кандидатом в президенты своего представителя — министра иностранных дел Эдгара Ринкевича, а Эгилс Левитс берет самоотвод.
Отказ баллотироваться на второй срок он объяснил тем, что «прокремлевские и олигархические круги могут стать соопределителями в таком важном вопросе, как выборы президента». Ну и «ради сохранения единства коалиции» Левитс предложил Пиленсу последовать его примеру и также снять свою кандидатуру с президентских выборов. Улдис Пиленс к этому предложению не прислушался и остался в числе официальных претендентов на пост главы государства.
Кандидат в президенты Латвии Улдис Пиленс. Фото: LETA
А «Прогрессивные» действительно выдвинули своего кандидата — эксперта по публичному управлению, активистку латышской диаспоры в Европе Элину Пинто, которая с 2023 года является главой отдела коммуникации и партнерства в представительстве Европейской комиссии в Люксембурге.
Не без оппозиции
Сейчас ситуация в правящей коалиции выглядит так: от «Объединенного списка» на выборах в президенты идет Улдис Пиленс, от «Нового Единства» — глава МИД Эдгар Ринкевич, а Национальное объединение не стало выдвигать вместо Эгилса Левитса другого претендента. При этом представители Нацобъединения заявили, что не поддержат ни Эдгара Ринкевича, ни Улдиса Пиленса, ни Элину Пинто. Это значит, что без голосов оппозиционных партий получить большинство не сможет ни один кандидат.
Кандидат в президенты Латвии Элина Пинто. Фото: Facebook
И очень похоже на то, что конфигурация коалиции, а, следовательно, и состав правительства после президентских выборов в Латвии могут измениться.
Главная интрига заключается в том, что предпримет «Новое Единство», чтобы заручиться поддержкой большинства для своего кандидата Эдгара Ринкевича. Глава парламентской фракции этой партии Айнар Латковскис заявил, что есть надежда получить за кандидата «Нового Единства» голоса 80 процентов депутатов Сейма. Но как этого достичь, если «Объединенный список» проголосует за Улдиса Пиленса, «Прогрессивные» — за Элину Пинто, а Национальное объединение и вовсе воздержится при голосовании? Политическая математика здесь проста — речь явно не идет о первом туре голосования.
По мнению политолога Филиппа Раевского, которым он поделился с «Новой газетой — Балтия», в первом туре, скорее всего, наименьшее число голосов получит Элина Пинто — ее мало кто знает и проголосуют за нее гарантировано лишь 10 депутатов фракции «Прогрессивных».
Главный вопрос — какую поддержку в первом туре получат Пиленс и Ринкевич. И ответ на этот вопрос находится полностью в руках оппозиционных партий.
Если «Новое Единство» сможет договориться с Союзом зеленых и крестьян, у Ринкевича будет 42 голоса, а у Пиленса, даже с учетом поддержки его кандидатуры партиями «Стабильности!» и «Латвия на первом месте» (что далеко не факт) — всего 34. Это означает, что при таком раскладе во втором туре судьбу нового президента могут решить «Прогрессивные» — их десяти голосов хватит для того, чтобы пост главы латвийского государства занял Эдгар Ринкевич.
Кандидат в президенты Латвии Эдгарс Ринкевичс. Фото: LETA
Но пока ничего четко не указывает на то, что СЗК отдадут свои голоса выдвиженцу от «Нового Единства». По крайней мере, просто так. За такую услугу они вполне могут потребовать для себя место в правящей коалиции. Как, впрочем, и «Прогрессивные». Вместо Национального объединения, например, при условии, что оно воздержится и в первом, и во втором туре голосования, как это прогнозируется сейчас. Понятно, что сами себя топить «националы» вряд ли станут и предпримут шаги, чтобы остаться и в коалиции, и в правительстве — то есть, проголосуют так, как им будет выгодно.
Политический расклад
Вариантов, на самом деле, может быть много — все зависит от политических договоренностей. Один из возможных путей развития событий на выборах президента — неполучение большинства голосов Сейма ни одним из двух кандидатов во втором туре и голосование в третьем лишь по одной персоне — той, которая просто выйдет вперед. Не исключено, что именно этот вариант и имел в виду Айнар Латковскис, когда говорил, что кандидат от «Нового Единства» может получить поддержку 80-ти процентов депутатов Сейма.
— На мой взгляд, это слишком оптимистический расклад — 80 процентов, я бы больше склонялся к тому, что Ринкевич сможет получить больше 51 процента, — говорит Филипп Раевский. — Потому что есть люди среди Национального объединения, которые за него не хотят голосовать. Я говорю о том варианте, если за него будут голосовать как за одного оставшегося кандидата. В этом случае тот же «Объединенный список» вряд ли будет саботировать кандидата от партнера по коалиции, ведь тогда эта политическая сила будет выглядеть как стремящаяся свергнуть существующее правительство. А это «Объединенному списку» не так уж и выгодно. У них хорошие государственные посты — министр регионального развития, министр внутренних дел, спикер Сейма.
По словам политолога, достаточно мала вероятность того, что Союз зеленых и крестьян поддержит Улдиса Пиленса, так как у этих политических объединений слишком много противоречий. Вероятно, Пиленс это понимает, тем не менее, свою кандидатуру с выборов вслед за Левитсом он не снял. Почему?
— В противном случае вся «комбинация» с Пиленсом выглядела бы нечестной по отношению к избирателям «Объединенного списка», — считает Филипп Раевский. — Он не был в списке кандидатов на выборах в Сейм, не выдвигался ни в министры, ни в премьеры, и возникает вопрос — зачем он тогда вообще там был? В качестве кого — «куклы», с помощью которой собирать голоса?
Вместе с тем, шансы стать президентом у Улдиса Пиленса определенно есть. Сейчас очень трудно предсказать, как на самом деле будут развиваться события в оставшиеся две недели до выборов и еще труднее прогнозировать каким будет политический расклад во время голосования. Не стоит сбрасывать со счетов и вариант выдвижения новых кандидатов, если в трех турах ни один из имеющихся не получит поддержки более половины депутатов Сейма.