logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Хотим показывать безумие этой репрессивной машины». Активисты из Таллинна создали проект «Помогаем политзекам»

«Хотим показывать безумие этой репрессивной машины». Активисты из Таллинна создали проект «Помогаем политзекам»

Участники проекта Ната Любавская (справа), Дмитрий Маконнен, Сана Безменова. Фото: архив проекта «Помогаем политзекам»

Летом этого года таллинские антивоенные активисты создали проект «Помогаем политзекам». Всего за несколько месяцев их ютуб-канал, посвященный узкоспециальной, казалось бы, теме помощи российским политзаключенным и их семьям, смог раскрутиться с нуля до десятков тысяч просмотров.

Когда активисты из Эстонии представили на антивоенной конференции, недавно прошедшей в Берлине, правозащитный проект «Помогаем политзекам», это не прозвучало как неожиданность: в работе таллиннского антивоенного сообщества всегда делался акцент на поддержке политзаключенных. Требование освободить всех политических заключенных было в числе главных требований таллиннских акций, а поддержкой политзаключенных и их семей некоторые из организаторов занимались еще в России. Естественным продолжением этой работы стал новый правозащитный проект «Помогаем политзекам», который создали антивоенные жители Таллинна из России, Украины и Эстонии.

Идея принадлежит таллиннской активистке Нате Любавской. Три года назад она приехала в Эстонию из Москвы со своим стартап-проектом, музыкальным лейблом, и первое время жила на две страны. В России Ната работала в коммерческих структурах, и у нее накопился большой опыт ведения проектов. Еще живя в Москве, она ходила на митинги на Болотной площади, на проспекте Сахарова.

В день начала полномасштабного вторжения Ната была в Москве и участвовала в антивоенной акции протеста. Когда спустя полгода ее навестил участковый, Ната поняла, что нужно быстро собираться и окончательно переезжать в Эстонию, что и было сделано.

Некоторое время она занималась только своим музыкальным проектом, но потом поняла, что хочется делать что-то общественно-полезное. «Я нахожусь в безопасной стране, как можно просто сидеть и ничего не делать? — И я стала думать о проекте помощи политзекам», — рассказывает Наталья.

Сообщество таллиннских антивоенных активистов оказалось той принимающей средой, где зарождающийся правозащитный проект смог получить понимание и поддержку. «Когда Наталья пришла с идеей — давай помогать политзаключенным, я сразу решила, что это классная идея, — говорит таллинская активистка Сана Безменова, другая участница «Помогаем политзекам». — Для меня это не было чем-то новым, потому что я занималась в том числе организацией вечеров писем политзаключенным, переписывалась со многими политзеками еще в России. Я понимала, что Наталья — тот человек, который умеет это делать. И я сказала — конечно, давай!»

Сана известна в Эстонии как политическая активистка, хотя у нее есть и опыт работы в другой сфере. «У меня образование в бизнесе и колоссальный опыт работы в проектном управлении. Вот почему мне хорошо и удобно с Натальей работать — мы говорим на одном языке, понимаем друг друга с полуслова, понимаем, что такое управление проектом», — добавляет Сана.

Чем конкретно занимается команда «Помогаем политзекам» и в чем его отличие от других правозащитных проектов? «Я проводила исследования, и выяснилось, что при кажущейся раскрученности темы наполненность информационного пространства информацией о политических заключенных очень низкая, — рассказывает Ната. — И это только в русскоязычном пространстве. В англоязычном пространстве вообще никто ничего не знает».

Организаторы заметили, что уже существующие правозащитные проекты, как Мемориал, ОВД-инфо и другие, рассказывают о политических заключенных через сайты и Telegram-каналы, в то время как аудитория все чаще отдает предпочтение другим форматам. «Все хотят смотреть короткие видео, потому что это самый доступный формат, — делится Ната. — Поэтому мы выбрали его выбрали как начальный». Фокус делают в основном на людях, которые выступили с антивоенными высказываниями, совершили антивоенные действия либо действия, направленные против путинского режима.

«Мы рассказываем, что у кого-то, как у Ольги Меньших, пожилая мама, которая была на ее содержании и теперь непонятно, кто будет за ней ухаживать, — иллюстрирует свой рассказ Ната. — У кого-то несовершеннолетний ребенок, о котором тоже теперь непонятно кто будет заботиться. У кого-то тяжелое заболевание, как у Игоря Барышникова, которому недавно сделали операцию».

«Мы рассказываем о том, как держат детей по поддельным протоколам, — подхватывает Сана Безменова. — Например, Арсений Турбин — когда стали смотреть аудиозапись его допроса, оказалось, что он нигде не говорит о том, что он посылал заявку в легион «Свобода России», а это в протоколе есть. Сложно ли от пятнадцатилетнего ребенка получить нужные показания за несколько часов? Конечно, он поставил подпись, и его приговорили к пяти годам.

Безумие, когда мальчишкам дают огромные сроки по сфабрикованным делам. Никите Уварову, с которым мы переписываемся, дали срок за то, что он хотел поджечь в игре Minecraft здание ФСБ, но на самом-то деле дали не за это, а за то, что он листовки раздавал. Но официально считается, что, когда он хотел в игре поджечь здание, у него было «террористическое намерение». То есть мы хотим показывать еще и безумие этой репрессивной машины».

По мнению создателей проекта, он важен еще и потому, что помогает предавать огласке подобные случаи. «Потому что — да, диктатура, да репрессии, но все равно, как любая диктатура, они боятся огласки, — полагает Ната Любавская. — Если бы не поднялась волна, что тому же Барышникову необходимо оказать помощь, разве бы ему помогли? И только после того, как буквально из каждого утюга пошла эта информация, все-таки оказали помощь, которую он ждал несколько месяцев». Поэтому, считают организаторы, нужно говорить о политзаключенных как можно больше и в любой форме.

Ната вспоминает, что точнее определиться с форматом ей помогли поездки в общественном транспорте. Там легко заметить, что все сидят в телефонах и смотрят короткие ролики.

Так у нее родилась мысль, что короткие ролики — очевидное решение.

Сейчас команда записывает видео до одной минуты в формате Shorts и Reels, рассказывающие о политическом заключенном в том числе с человеческой точки зрения, и выкладывает их в разных соцсетях — Фейсбук, Телеграм, Инстаграм, Х (бывший Twitter). Уже снято около сорока роликов. Некоторые из них уже выложены, часть пока в монтаже. Скоро начнут выкладывать длинные интервью.

«Мы подружились с несколькими правозащитными проектами — «Сквозь стену», проект Насти Шевченко, который занимается помощью политзаключенным, и проект Ксении Кагарлицкой «Зона свободы», — добавляет Ната. — Они проводят фестивали, посвященные поддержке заключенных в разных странах мира, и мы скорее всего будем тоже в Таллинне организовывать такой фестиваль, уже предварительно над этим работаем».

Презентация проекта на антивоенной конференции в Берлине. Ната Любавская и Олег Орлов. Фото: архив проекта «Помогаем политзекам»

Презентация проекта на антивоенной конференции в Берлине. Ната Любавская и Олег Орлов. Фото: архив проекта «Помогаем политзекам»

27 октября «Помогаем политзекам» организовали совместно с «Мемориалом» акцию «Возвращение имен» в Таллинне, а в начале ноября прошла презентация проекта на антивоенном фестивале в Берлине. Хотя на фестиваль приехали несколько десятков команд со своими проектами, организаторы отметили, что прицельно правозащитным из них был один — таллиннский «Помогаем политзекам». Также они обратили внимание на высокое качество подготовки и организации проектной работы.

Команду удалось собрать довольно быстро. Сейчас в ней девять человек. «Это в основном активисты таллиннского «Рефорума», мы все познакомились в Reforum Space Tallinn», — объясняет Ната. Сама она пишет сценарии, она же — спикер, снимается в роликах и координирует проект.

По словам Наты, команда подобралась мультинациональная. В какой-то момент к ней присоединился украинец Борис Ковальский — режиссер, актер, музыкант. Борис готовит сценарии и записывает ролики про творческих политзеков. Сана Безменова тоже пишет сценарии и записывается на камеру. Еще один участник — Алексей Павлов, активист, который выходит на митинги и ведет достаточно раскрученный тикток. Наталья Ковыляева, координаторка Reforum Space Tallinn, пишет сценарии и снимается в роликах.

Вместе с дизайнером разработали стиль проекта — ведь очень важно, чтобы он был узнаваемым. За стиль отвечает Дмитрий Маконнен, родившийся в Эстонии дизайнер и плакатист. В России он сотрудничал с известными рекламными агентствами, работал с арт-группой «Война» и делал плакаты для митингов на Болотной. «Для меня важно участвовать в проекте «Помогаем политзекам», потому что самое страшное — это быть равнодушным к происходящему», — говорит Дмитрий.

«У нас есть чудесный оператор с большим опытом, и он же нам собирает ролики, монтирует, — продолжает представлять команду Ната. — Все это люди с определенными профессиональными знаниями, у кого-то есть артистический бэкграунд, у кого-то — бэкграунд в бизнес-сфере, у кого-то — в блогинге и журналистике. И команда потихонечку увеличивается».

Проект пока сугубо волонтерский, у создателей нет возможности посвящать ему все время, но они предпринимают усилия для того, чтобы найти грантовую поддержку или другой способ постоянного финансирования. Если все получится, это поможет проекту выйти на новый профессиональной уровень, а его участники смогут сделать работу в «Помогаем политзекам» своей основной деятельностью.

Сейчас проект активно осваивает и формат постов, и видеоформат. Недавно придумали новый формат — будут читать в эфире письма политических заключенных. Также скоро выйдут интервью, которые организаторы взяли у правозащитников — у Марии Чащиловой из ОВД-инфо, у Михаила Саввы, у Алексея Табалова из «Школы призывника».

«Все это вещи, которые очень нужны. И пусть таких проектов будет миллион! Пусть они звучат на разных языках. И это реально будет спасать человеческие жизни», — убеждена Ната Любавская.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.