logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Мы уже во временах 1930-х годов». В Таллинне в третий раз прошла акция «Возвращение имен»

«Мы уже во временах 1930-х годов». В Таллинне в третий раз прошла акция «Возвращение имен»

Фото: проект «Помогаем политзекам»

Акцию «Возвращение имен», которая проходит с 2007 года по инициативе «Международного Мемориала», в Москве не согласовывают уже пятый раз, ссылаясь на «ковидные ограничения» — по мнению российских властей, ковид особо свирепствует 29 октября именно на Лубянской площади.

Тем не менее, все эти годы акция памяти жертв политических репрессий продолжает проходить в разных городах и странах. В этом году «Возвращение имен» проходило в 109 городах мира. С акции велась трансляция — в прямом эфире можно было увидеть, как тысячи людей из разных стран встают в очередь, чтоб выйти к микрофону и прочитать вслух имена расстрелянных советской властью.

В Эстонии «Возвращение имен» проходит уже в третий раз. Его организуют «Мемориал», антивоенные россияне и проект «Помогаем политзекам», недавно созданный таллинскими общественными активистами. В этот день люди собираются у таллинского мемориала Марьямаги, посвященного памяти жертв политических репрессий, зачитывают имена репрессированных, зажигают свечи.

«Почему важно вспоминать имена людей, ставших жертвами советского террора? В первую очередь это нужно для сохранения исторической памяти. Общество и народ должны помнить все факты своей истории, как достижения, так и самые темные пятна, — говорит таллинская активистка, одна из участниц проекта «Помогаем политзекам» Сана Безменова. — Общество, которое намеренно закрывает глаза или старается стереть эти пятна со своей истории, рискует повторить эти самые темные времена. И мы это видим на примере России, где прямо сейчас происходят политические репрессии и уже есть первые жертвы этих репрессий».

Сана Безменова. Фото: проект «Помогаем политзекам»

Сана Безменова. Фото: проект «Помогаем политзекам»

Организаторы напомнили о том, что недавно в России были внесены изменения в Концепцию увековечивания памяти жертв политических репрессий. «Власти хотят отменить реабилитацию жертв советских репрессий, и в первую очередь это коснется тех, кого надо заново объявить виновным, исходя из сегодняшней политической конъюнктуры», — добавляет активистка. По мнению правозащитников, это коснется в том числе лиц с украинскими, балтийскими и прочими «враждебными» ныне фамилиями.

«Возвращение имен» происходит на фоне войны, продолжающейся уже третий год, и усиливающихся в России политических репрессий.

По мнению Сергея Давидиса, руководителя проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал», с началом войны людям стало ещё проще поставить себя на место узников, а некоторые формы гражданской активности оказались запрещены. «Поддержка политзаключённых в целом безопасна даже в современной России (в отличие от Беларуси — где, несмотря на это, уровень поддержки заключённых выше, на марафонах они собирают больше, хотя население во много раз меньше), это морально бесспорная и безусловно объединяющая задача, — полагает Сергей Давидис. — Так что солидарность с политзаключёнными продолжает быть каркасом, вокруг которого нарастает живая ткань российского гражданского общества».

В этом году «Мемориал» предложил зачитывать на «Возвращении имен» обращения современных политзаключенных, посвященные этой акции и тому, какое место она занимает в их жизни. В Таллинне зачитали обращение Алексея Горинова, муниципального депутата Красносельского района Москвы, одного из первых, кто был обвинен по статье о «публичном распространении заведомо ложной информации о Вооруженных силах РФ по мотивам политической ненависти». За антивоенное высказывание он был приговорен к семи годам заключения. Сейчас Алексей Горинов находится в колонии, где ему было предъявлено новое обвинение — «публичное оправдание терроризма», предполагающее до пяти лет лишения свободы.

«Помимо того, что мы читаем имена репрессированных в тридцатые-сороковые годы, мы еще и рассказываем о современной ситуации с политзаключенными в России, — говорит Сана Безменова. — В том числе говорим о том, что есть уже и погибшие. То есть маховик репрессий в России практически не останавливается».

После того как зачитали обращение от Алексея Горинова, участники акции стали читать вперемешку с именами репрессированным в тридцатые-сороковые имена современных политзаключенных, которые погибли в застенках от пыток или от ненадлежащих условий содержания.

«Кто-то объявил, как Кушнир, голодовку. Кого-то застрелили, как Немцова и Политковскую, — добавляет Сана Безменова. — Магнитский в тюрьме был убит. То есть мы вспомнили всех, кто погиб в застенках или был убит у порога дома при путинском режиме. Это не буквы в истории, это судьбы живых людей, которые чувствовали то же самое, и я подумала — очень здорово, что мы так решили сделать, но не ожидали, что именно такой эффект будет», — продолжает активистка.

Для активистов было важно показать, что в России идет переписывание истории, ставят памятники Сталину, усиливается репрессивное давление — запрещают акцию «Возвращение имен», в разных городах снимают таблички «Последнего адреса».

Недавно были внесены изменения в Концепцию по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, согласно которым, репрессии больше не называются «массовыми», непонятно, кто их проводил и в чем они заключались.

«Прокуратура говорит, что будут пересмотрены дела в первую очередь тех, кто во время Великой Отечественной войны был репрессирован, а я сразу подумала — это коснется в первую очередь украинцев, эстонцев, латышей, литовцев, — делится Сана Безменова. — Военные, которые перешли на сторону Красной армии, а потом все через год были расстреляны. Они все попадут под раздачу. Скажут — была с нацистами коллаборация, вы были против Красной армии, и так далее. И это будет просто безумие. Но у меня стойкое впечатление, что на этом то они не остановятся».

Фото: проект «Помогаем политзекам»

Фото: проект «Помогаем политзекам»

Для акции «Возвращение имен» в этом году активисты подбирали имена эстонцев, которых расстреляли именно в сороковые. «Это стало для меня важным. Они хотят их обратно записать во враги народа, а наша задача — помнить эти имена», — говорит активистка.

«Я отбирал имена по нашим окрестностям — Псков, Гдов, Луга и окрестные деревни и городки. Там довольно много эстонцев (а также русских, немцев, латышей и евреев). Отдельно — тринадцать человек из одной деревни (там почти не осталось ничего сейчас), все эстонцы», — рассказывает Михаил Тамм, еще один из организаторов акции.

У акции было несколько принципиальных задач — вспомнить репрессированных гражданских лиц, вспомнить имена тех, кого сейчас собираются «дереабилитировать» согласно изменениям в законодательстве, и вспомнить сегодняшних политзеков.

«И вдруг мы поняли страшную вещь — Россия опять возвращается на этот круг. Кровавое колесо продолжает крутиться. В тот момент, когда мы готовили «Возвращение имен», мы этого еще не осознавали. Осознание стало приходить после акции, постепенно, когда мы сидели и обсуждали происходящее. И это было, наверное, самым сильным и самым, на мой взгляд, важным», — добавляет Сана Безменова.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.