Провокации в отношении беларуской диаспоры в Литве случаются вспышками. Месяц назад атаковали магазин Kropka и оставили на здании ЕГУ надпись, адресованную Светлане Тихановской. После некоторого затишья — очередная серия: разбиты окна в Центре беларуской культуры и солидарности, из пневматики обстреляли храм беларуского прихода, нанесли оскорбительную надпись возле организации «Дапамога». «Новая газета.Балтия» обратилась за комментариями в объединение бывших беларуских силовиков BELPOL, а также к политическому аналитику Валерию Карбалевичу. Их выводы неутешительные.
Офис Светланы Тихановской: Это агрессивная акция по запугиванию свободолюбивых беларусов
Последняя серия провокаций в Вильнюсе вызвала резонанс не только в беларуской диаспоре. Так, на повреждение окна в храме обратили внимание в церковной среде, поскольку в этом помещении проводят службы и другие священники Константинопольского патриархата, возвращение которого горячо приветствовали литовский политический истеблишмент.
Общее мнение, которое высказывают представители диаспоры в соцсетях: за провокацией стоят беларуские спецслужбы, их цель — поссорить литовцев и беларусов.
Аналогичной точки зрения придерживается офис лидера демократических сил Беларуси Светланы Тихановской, который выступил с осуждением актов вандализма: «Это агрессивная акция по запугиванию свободолюбивых беларусов и беларусок, которые нашли убежище в Литве».
Светлана Тихановская посетила беларуский магазин Kropka в Вильнюсе после атаки. Фото: Святлана Ціханоўская, Facebook
Там считают, что за этими действиями стоит режим Лукашенко, который «регулярно пытается создать атмосферу страха и ненависти в беларуском обществе и в соседних странах».
Политик призвала литовские власти провести обстоятельное расследование и привлечь виновных к ответственности. А беларусов в изгнании — быть бдительными, помнить про безопасность и поддерживать друг друга.
Практически все провокации последнего времени направлены на конкретных адресатов, которые объединяют продемократически настроенных беларусов: православную церковь, ставшую альтернативой РПЦ; волонтерскую организацию, предоставляющую убежище политэмигрантам; университет, в котором учатся многие исключенные из беларуских вузов студенты. При этом официальные представительства властей Беларуси — консульство и посольство — не пострадали.
BELPOL: В классической криминалистике не бывает нераскрываемых преступлений
Хотя некоторые провокации произошли более месяца назад, о задержании подозреваемых на момент публикации не сообщалось. Насколько сложно установить виновных в таких случаях? С этим и другими вопросами «Новая газета.Балтия» обратилась в объединение бывших беларуских силовиков BELPOL.
— Теоретически специальная служба любого государства обладает достаточными силами и средствами для раскрытия практически любого преступления, — отмечают там. — В классической криминалистике не бывает нераскрываемых преступлений. Все зависит от конкретного исполнителя, его желания, опыта и других качеств, а также обстоятельств.
Бывшие силовики, в команду которых входят следователи и прокуроры, считают, что, «имея соответствующий опыт, возможности, средства и желания, устраивать такие провокации несложно».
— Наша команда не исключает возможности того, что это совершено по заданию специальных служб Лукашенко, — полагают в BELPOL. — Также не исключен российский след. Хотя это могли сделать и заинтересованные граждане балтийских или других стран, которые отрицательно относятся к беларуской повестке.
В объединении также замечают, что возможна версия привлечения внимания со стороны «некой пока не определенной группы лиц или хулиганов без акцента на национальные моменты».
— Со стороны диаспоры влиять на такие проявления возможно только законными методами, разъяснениями и освещением своей обоснованной позиции, — подчеркивают бывшие силовики. — Говоря о предотвращении и недопущении подобных проявлений, по нашему мнению, необходимо более серьезно организовывать работу и вникать в проблемы как государственных органов Литвы, так и правоохранительных органов.
Со стороны команды BELPOL, дополняют там, имеются предложения для более тесного сотрудничества на уровне государственных органов и беларуской диаспоры с участием как представителей объединения, так и заинтересованных лиц в Литве.
Окна храма беларуского прихода в Вильнюсе после атаки. Фото: Александр Кухта, Facebook
Политический аналитик: Первый интересант, конечно, беларуский режим
Месяц назад, после серии аналогичных провокаций политический аналитик Валерий Карбалевич в комментарии для «Новой газеты. Балтия» предполагал, что подобные действия в Литве продолжатся. Теперь он повторяет свой прогноз: вряд ли тревожная тенденция прекратится.
— Провокации происходят регулярно, но вспышками, и это может указывать на организацию со стороны одних и тех же людей или структур, — говорит он. — Очевидны политический характер и политические же цели этих действий. Если рассуждать, кому это выгодно, то первый интересант, конечно, беларуский политический режим. Есть все основания предполагать, что провокаторы тесно связаны с властями РБ.
По мнению аналитика, цель не только в том, чтобы разжечь конфликт между литовцами и беларусами, но и в усилении нарастающей тенденции по восприятию Беларуси как перманентной угрозы.
— Одновременно микшируется разница между обществом и властями Беларуси, — обращает внимание Валерий Карбалевич. — В результате вводится все больше ограничений на въезд беларусов в Евросоюз, что вполне закономерно — таким образом соседние страны пытаются нейтрализовать угрозу.
Другая проблема, по его мнению, состоит в увеличении в странах Балтии русскоязычной диаспоры за счет эмигрантов из Беларуси, Украины, России. Это вызывает очевидное беспокойство в Литве, Латвии, Эстонии.
— На таком фоне действия провокаторов подливают еще больше масла в огонь, — подчеркивает политический аналитик. — Если верить социологическим опросам, то настороженность в литовском обществе по отношению к беларусам и россиянам растет. Это тоже естественно с учетом нынешней ситуации в регионе.
По его наблюдениям, офис Светланы Тихановской пытается объяснить европейским политикам разницу между беларуским режимом и обществом. Но не всегда это удается.
— Если российское общество скорее поддерживает политику своей власти, то в Беларуси все гораздо сложнее, — акцентирует Валерий Карбалевич. — Там большой поддержки у Лукашенко нет, а общество расколото. Было бы хорошо, если бы на Западе понимали эту разницу и поддерживали гражданское общество, сопротивление, демократию как факторы, которые могут противостоять действиям беларуского режима.
Валерий Карбалевич. Фото из соцсетей
Железный занавес, который опускается на Беларусь, считает политический аналитик, скорее выгоден Лукашенко. Барьеры не позволяют идеям демократии проникать в РБ. Подтверждение этому на днях предоставил независимый беларуский социолог Рыгор Астапеня, который объявил результаты последнего исследования. Судя по ним, есть прямая корреляция между открытостью Евросоюза для беларусов и их взглядами: чем больше личных связей у респондентов с Западом, тем большая вероятность, что они придерживаются продемократической позиции. При этом только 14% городских жителей в РБ выступают против расширения связей Беларуси и ЕС.
В то же время по неофициальным каналам поступает информация, что режим Лукашенко пытается наладить контакты с Западом. Даже стал выпускать политзаключенных (что, впрочем, не мешает ему продолжать репрессии и задерживать оппонентов, выходивших на мирные акции протеста в 2020-м). Насколько это соотносится с вероятными акциями беларуских спецслужб в Вильнюсе?
— Противоречивость действий беларуского режима уже не должна никого удивлять, — считает Валерий Карбалевич. — Во-первых, разные ведомства выполняют разные задачи. Пока МИД налаживает контакты, спецслужбы движутся ровно в противоположном направлении. Каждый выполняет свою работу. А во-вторых, это вполне в духе Лукашенко, который всю свою политическую жизнь боялся показаться слабым, и действовал только с позиции силы. Он считает, что это вынудит его оппонентов идти на уступки. Как известно, западных политиков он вообще считает слабаками. Значит, по его логике, нужно их душить, давить и, в конце концов, они сдадутся.