logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Из Литвы уехали 10 тысяч украинцев? Что говорят Департамент миграции страны и сами беженцы

Украинцы уезжают из Литвы? Такой вывод можно сделать, если воспринимать свежую статистику формально: за полгода их число в стране сократилось на 10 тысяч человек. «Новая газета.Балтия» попробовала разобраться, как воспринимать эти данные, а заодно спросила самих беженцев об опыте жизни в другой стране.

Водитель троллейбуса: «Уезжают единицы и по личным причинам»

Опрошенные нами украинцы последние данные Департамента миграции восприняли с удивлением. Говорят, что им известны единичные случаи возвращения на родину, и то скорее по личным причинам.

— Знаю только одну женщину, которая недавно переехала из Вильнюса в Киев, — говорит Леонид, который вынужденно сменил профессию и уже более двух лет работает водителем троллейбуса в столице Литвы. — Однако это исключение, и связано с тем, что она достигла пенсионного возраста. В двух троллейбусных парка города работают около 100 водителей из Украины. Я не наблюдаю массового оттока.

При этом он подтверждает, что из ближайших знакомых многие хотели бы вернуться домой, и незначительная часть его соотечественников готова оставаться в Литве навсегда.

— Меня плюс-минус устраивает зарплата, но не нравится климат: частые дожди, короткий световой день в холодное время года, не хватает солнечного света зимой, — называет свои аргументы украинец. — К тому же я хочу вернуться к творческой работе. Поэтому, когда появится возможность, планирую уехать.

Это частное мнение подтверждается данными Службы занятости Литвы, которая на днях констатировала, что за последний год число работающих украинцев в стране изменилось незначительно. Более того, оно даже выросло на 1,7 тысячи.

Татьяна: «Не представляю возвращения из Клайпеды в Харьков»

Большинство украинских беженцев в Литве — это женщины с детьми. По понятным причинам выезд мужчин из воюющей страны строго ограничен. Татьяна из Харькова теперь живет в Клайпеде:

— Уехала с дочерью в самом начале войны. Сначала в Закарпатскую область (Украина), а потом в Литву. В Клайпеде у меня знакомые, у них и живем. Это хорошее подспорье.

По ее словам, наиболее существенный фактор, который может вынудить вернуться в Украину, — это вопрос доходов.

Большая часть заработка уходит на аренду жилья. Раньше ее в Литве компенсировали, но сейчас условия ужесточили и добиться таких выплат практически невозможно. «Теперь все знакомые, кто подавал документы на компенсацию аренды, получили отказы», — говорит собеседница «Новой газеты. Балтия».

— Допустим, человек работает на заводе и получает 600 евро. Большая часть денег — 300-350 евро — уходит на аренду, — приводит пример украинка. — Если двое детей, то выжить на оставшиеся деньги невозможно. Кто-то в самом деле уехал домой, где есть собственное жилье, однако, по моим ощущениям, речь идет об 1-2 тысячах человек, но не о 10 тысячах.

Она говорит, что некоторые ее соотечественники вынуждены были вернуться на оккупированные территории в Донецкой и Луганской области, отмечая, что сама этих людей не знает. Кому позволяют возможности, перебираются в Польшу и даже в Испанию.

— Поскольку я не снимаю жилье, работаю онлайн в украинской фирме и имею запас средств, у меня ситуация попроще, — признает Татьяна. — Я думала вернуться в Харьков. Мы с дочерью даже ездили туда на месяц, но поняла, что не вынесу — бомбежки не прекращаются, психологически находиться там тяжело. Все время боишься. Поэтому остаемся в Литве. Отправила ребенка в Международную украинскую школу, чтобы дочь социализировалась, общалась со сверстниками, но после введения оплаты этим учреждением образования решила перевести ее в клайпедскую прогимназию.

Ольга: «Еще год назад я бы ответила, что после войны планируем вернуться домой»

Наиболее уверенно чувствуют себя семьи, в которых оба родителя смогли переехать в Литву. У них более долгосрочные планы и жизненная стратегия, связанная с балтийской страной.

— У мужа и у меня высшее образование. До полномасштабной войны занимали инженерные должности, — рассказывает Ольга из Днепра, которая также живет в Клайпеде. — Однако пришлось подстраиваться под обстоятельства. Муж быстро переучился и сел за руль фуры. Я работаю на кухне.

По ее словам, один из существенных факторов, который препятствуют поиску квалифицированной работы — это языковой барьер. «Мы пытаемся учить язык страны, в которой находимся», — при этом подчеркивает украинка.

— Конечно, если в семье работает только один человек, то приходится сложновато, — признает женщина. — Украинки без достаточного знания языка в большинстве случаев могут рассчитывать только на минимальную заработную плату.

Она расценивает Литву как очень комфортное место для ее семьи, перечисляя такие преимущества: доброжелательность людей, доступ к рынку труда, обучение детей на русском и украинском языке, хороший климат, схожий менталитет, возможность изучать литовский язык.

— Мы тут всего год, но очень полюбили эту страну и очень благодарны литовцам за убежище, — замечает Ольга. — Еще год назад я бы ответила, что после войны планируем вернуться домой, однако теперь я уже не так в этом уверена. Несмотря на съемное жилье и небольшие доходы, мы оценили спокойствие и комфорт для наших детей. Если говорить о возможности остаться здесь, я думаю, большинство украинцев будут рады жить тут постоянно.

Фото: BNS

Фото: BNS

Виктория: «Украинцев не назначают на высококвалифицированные должности»

Однако не только преимущества жизни в Литве удерживают украинцев. Некоторые наши собеседники упоминали непростую ситуацию, так или иначе вызванную российской агрессией.

— Выехали из приграничной области, которую сейчас очень обстреливают и в которой, говорят, ожидается наступление, — рассказывает свою историю Виктория, которая с мужем и 12-летней дочерью живет на литовском взморье. — Там у ребенка не было возможности нормально посещать школу из-за многочисленных тревог. А электроэнергию отключают на 10 часов в сутки и более. Из-за того, что предприятия полностью или частично прекратили свою деятельность, мы с мужем потеряли работу.

В то же время, по ее словам, в Украине произошел рост тарифов на коммунальные услуги, хотя власть обещала их заморозить на время войны. Женщина также отмечает высокий уровень коррупции и закон о мобилизации, который «ущемляет права граждан и противоречит Конституции».

В феврале 2024 года Виктория со своей семьей переехали в Литву. Ее муж работает, дочь учится в литовской школе. Сама она изучает литовский язык, чтобы впоследствии найти работу по специальности.

Из преимуществ украинка отмечает безопасность, возможность получить европейское образование детям, понимание русского языка многими литовцами, условия для изучения литовского.

— Живем на зарплату мужа. Ее хватает на оплату аренды квартиры, коммунальных платежей и на бытовые потребности: еду, средства личной гигиены и так далее. С непредвиденными расходами уже тяжеловато, — признает Виктория.

Говоря про сложности, она указывает на языковой барьер, который сказывается при поиске работы.

— Украинцев не назначают на высококвалифицированные должности. Если ты беженец, то можешь работать посудомойкой, уборщицей, слесарем, водителем, несмотря на то, что у тебя высшее образование и большой опыт работы по специальности, — с явным сожалением отмечает собеседница «Новой газеты.Балтия».

Еще один момент, который ее беспокоит, это длительное время ожидания консультации у врача: «Если случай плановый, то нормально, можно и подождать. А если нужно срочно, то это совсем беда».

— Слышала, что военнообязанным мужчинам сложно продлить документы для легализации, — делится еще одной тревогой украинка. — Если человек находится в стране на законных основаниях, работает, проблем с законом нет, то почему ему мешают? Пусть себе живет, работает, обеспечивает семью и платит налоги в бюджет.

На данный момент женщина не рассматривает сценарии переезда из Литвы. Единственное, что может вынудить — это отсутствие легализации, из-за чего она и члены ее семьи не смогут работать и учится.

Департамент миграции: «Более 10 тысяч украинцев не вернулись в Литву для продления разрешений»

Абсолютное большинство украинцев, опрошенных «Новой газеты.Балтия», не подтверждают, что происходит массовый отъезд их соотечественников из Литвы. Откуда же число в 10 тысяч уехавших? Наши собеседники предполагают, что речь идет о тех, кто получил ВНЖ, но в реальности и так не связывал себя прочными связями с балтийской страной, находился в Украине или в других государствах ЕС. А когда настало время продлевать документы, то выявилась такая разница.

Фото: BNS

Фото: BNS

В Департаменте миграции Литвы, куда мы обратились за комментарием, фактически подтвердили эту догадку:

«Снижение более чем на 10 тысяч вызвано тем, что всем украинским военным беженцам пришлось продлить вид на жительство, то есть физически явиться в Департамент миграции. В результате украинцы, которые уехали из Литвы, не предупредив нас заранее, не обратились за продлением вида на жительство».

По данным ведомства, до марта 2024 года украинцам было выдано 86 687 ВНЖ. Когда пришло время продлевать документы, оказалось, что за ВНЖ обратились 74 199 человек. А значит, более 10 тысяч украинцев просто не вернулись в Литву для продления разрешений. Выяснилось это в апреле нынешнего года, когда была обновлена статистика.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.