В субботу в Вильнюсе прошел митинг в защиту образования на языках нацменьшинств. Акцию организовала «Избирательная акция поляков Литвы». По оценкам BNS, на протест вышли около тысячи человек, которые маршем прошли от Сейма до президентского дворца, где начался митинг.
В начале года министр образования Литвы Гинтаутас Якштас заявил о намерении постепенно закрыть школы с обучением на русском языке. После критики такого предложения министр сказал, что закрытие школ больше не рассматривается, вместо этого будет увеличено количество часов литовского языка в школах нацменьшинств.
«Избирательная акция поляков Литвы» напомнила, что Литва в 2000 году подписала и ратифицировала Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, которая гарантирует нацменьшинствам в Европе право на свои школы и объявила митинг и марш в защиту образования на языках национальных меньшинств.
Агнешка пришла на митинг, так как ее беспокоит будущее детей. «Если мы сейчас не предпримем конкретных шагов, то настанет наша очередь, и польский язык также может быть постепенно исключен из учебных программ. Мы, поляки, живущие в Литве, являемся самой многочисленной этнической группой после литовцев. Наши дети учат польский язык. Но мы не знаем, какой сюрприз готовит нам завтра Гинтаутас Якштас (министр образования Литвы — прим), — говорит женщина.
Анна Лукьянова, участница митинга, работает помощницей учителя в частной гимназии имени Марины Мижигурской в Вильнюсе. Женщина беспокоится, что, если запретят преподавание на русском, учителя потеряют работу. «Учителя, которые у нас в школе преподают на русском языке, очень переживают. Мы не хотим терять работу. Еще мы беспокоимся за детей. У нас есть дети с физическими ограничениями, мы переживаем за их судьбу. Мы не хотим, чтобы в школах закрывали русские классы, поэтому сегодня присоединились к протесту», — сказала она.
Марта Василенко, которая учится в русско-польской гимназии в Григишкec, рассказала, что больше всего переживает за младших брата и сестру.
«Сейчас мы учимся на русском языке и скоро заканчиваем обучение. В нашей школе хотят перевести все занятия на литовский язык. Меня беспокоит, что мои братья и сестры будут учиться на литовском языке, не смогут учиться на русском», — сказала девушка.
Фото: BNS
Надпись на плакате: «Оставьте в покое наши школы». Фото: BNS
Общественный деятель и блогер Валдас Барткявичюс наблюдал за акцией. Он считает, что ее организовали пророссийские силы. Блогер назвал акцию «организованной провокацией против литовского государства».
«Если где-то закрывается польская школа, то на это есть объективные причины. Например, есть школы, где не хватает учителей и где нет учеников. Поэтому школа закрыта. Даже литовские школы закрываются, если не хватает учителей и учеников. В дискуссии о дальнейшей судьбе русскоязычных школ в Литве основной темой обсуждения было не полное закрытие русскоязычных школ, а поиск путей интеграции учащихся русскоязычных школ в наше общество», — сказал Барткявичюс.
По его мнению, интеграция очень важна, так как дети, которые учатся в русских школах, «в основном смотрят телеканалы, контролируемые Кремлем», а некоторые из них вовсе «внуки оккупантов».
«Они находились под влиянием российской пропаганды, поскольку не могли полностью интегрироваться в литовское общество. Что касается поляков, то поляки, проживающие в Польше, выступили против путинского режима. Но некоторые местные поляки считают Украину виновной в российско-украинской войне. Они не поддерживают Украину, а дружат с русской диаспорой, близкой к Кремлю», — заявил Барткявичюс.
Фото: Хаял Азизов, Новая газета.Балтия
Выступая на митинге, лидер Избирательной акции поляков Литвы Вальдемар Томашевский напомнил, что по закону национальные меньшинства имеют право получать образование на своем языке.
«У меня риторический вопрос, надеюсь, президент этот вопрос услышит. Мы правовое государство или мы банановая республика? Потому что только в банановых странах законы нарушаются таким образом», — сказал он.
На акции в поддержку образования на языках нацменьшинств не было украинских флагов. Незадолго до акции «Украинский Дом» в Литве призвал украинцев не участвовать в митинге, так как «организаторам никто не давал права использовать детей украинских военных беженцев в своих политических играх».