logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыПолитика

«Протест свободных поляков». Что происходит в польской политике с новым правительством Дональда Туска

Новое правительство Польши с Дональдом Туском во главе уже несколько месяцев руководит страной и принялось это делать весьма энергично. За эти пару месяцев новая коалиция успела получить европейские деньги для Польши и принять несколько внутренних решений, вызывая одновременно восторг и настороженность у своих сторонников, и гнев своих противников.

Аресты и протесты

Всего несколько месяцев новая коалиция находится у власти в Польше, а политики бывшей правящей партии Право и Справедливость (ПиС) уже выводят своих сторонников на акции протеста.

11 января перед польским Сеймом собрались сторонники и политики ПиС, пришедшие на так называемый «Протест свободных поляков». По словам президента ПиС Ярослава Качиньского, демонстрация проходит «в защиту свободы слова, СМИ и демократии».

Главными причинами протеста (помимо общего недовольства от недавнего поражения на выборах) стали два недавних решения правительства Дональда Туска: арест двух бывших министров Права и Справедливости во дворце президента и увольнение руководства теле и радиоканалов, которые за последние 8 лет стали инструментом пропаганды ПиС.

9 января полицейские Варшавы вошли в президентский дворец Анджея Дуды, где арестовали своих бывших начальников: бывшего министра внутренних дел от партии ПиС Мариуша Каминьскего и его бывшего заместителя Мачея Вонсика.

Дело в том, что бывшие министры недавно были повторно приговорены польским судом за преступления совершенные еще в 2007 году. Тогда в Польше разразился коррупционный скандал и суд первой инстанции приговорил министров к трем годам лишения свободы, обвинив их в подлоге документов.

Читайте также

Старый новый Дональд Туск. Чего ждать от нового польского правительства?

Анджей Дуда, который тогда только стал президентом Польши, использовал свои полномочия, чтобы помиловать однопартийцев. Однако новоизбранный президент поторопился и подписал акт о помиловании еще тогда, когда шел процесс апелляции в суде, а значит окончательно виновными министры еще не были признаны.

Позже Верховный суд Польши принял постановление, которое признало акт о помиловании недействительным.

Долгое время Каминьскего и Вонсика охраняла депутатская неприкосновенность, однако после последних выборов польский Сейм, где ПиС потеряли большинство, неприкосновенность больше не действует.

Польский суд выдал ордер на арест бывших министров. Они в этот момент находились в президентском дворце Анджея Дуды. Депутаты не скрывались и даже участвовали вместе с президентом в пресс-конференции. А когда Дуда уехал из дворца на встречу с лидером беларуской оппозиции Светланой Тихановской, во дворец вошла полиция и арестовала бывшего министра и вице министра МВД.

На данный момент бывшие министры остаются в заключении.

Изображение

«Сегодня у нас реальная проблема с демократией»

И вот представители Право и Справедливости бросились на защиту своих однопартийцев, объявив из политзаключенными, а Дуда пообещал снова их помиловать, несмотря на все репутационные риски. Один из депутатов Сейма даже обратился к американскому предпринимателю Илону Маску, чтобы тот помог освободить Вонсика и Каминьскего.

Но главный инструментом борьбы стала улица: ПиС собрали своих сторонников перед Сеймом на акцию протеста. В «Протесте свободных поляков» приняли участие и лидер партии Ярослав Качиньский, и бывший премьер министр Матеуш Моравецкий.

Ближе к концу своего выступления президент ПиС подчеркнул, что борьба не закончится этим протестом. «Нам придется делать это много раз, потому что мы должны выиграть эту битву за суверенную Польшу. Мы должны победить. Мы должны защитить Польшу, потому что сегодня у нас реальные проблемы с демократией», — заявил Качиньский.

Как он подчеркнул, для победы необходима смена правительства, потому что «это не польское правительство».

Сами организаторы акции говорят о том, что в акции приняло участие около 200 тысяч человек, однако Польское агентство новостей оценило количество протестующих в 35 тысяч.

На самой акции звучали довольно агрессивные лозунги. Главная цель для ненависти толпы это, конечно, Дональд Туск. Эти оскорбления Дональда Туска, которые государственное телевидение транслирует уже много лет, являются напоминанием о том, почему правительство так быстро приняло меры, чтобы принять второе противоречивое решение: начать борьбу за телевизор.

За 8 лет у власти ПиС превратил главный общественный телеканал TVP (оттуда получают информацию около трети всех поляков) в рупор своей пропаганды, где только и делали, что хвалили предыдущую власть и обрушивались с критикой на Дональда Туска, называя его то агентом Путина, то агентом Берлина.

Оппозиция перед выборами обещала: если они придут к власти, то вернут общественному телевидению объективность. ПиС подготовились: еще находясь у власти издали ряд законов, «бетонирующих» систему общественных СМИ и делающими любые изменения крайне трудными. Хельсинкский институт по правам человека называя ситуацию со СМИ в Польше «удручающей» и обвиняет ПиС в узурпации медиа. Институт писал, что новой власти будет трудно «быстро и притом законно что-то поменять в общественном телевидении».

Тем не менее, новая власть не стала долго ждать и сразу уволила руководство TVP (а также руководство Польского национального радио и Государственного агентства печати). Споры о том, насколько новое правительство имело на это право, идут в Польше до сих пор.

Даже у сторонников новой власти такие быстрые действия вызывает опасения.

Борьба за телевизор продолжается и сегодня. Вокруг главного офиса TVP стоят кордоны с полицией, а в само здание пропускают только по пропускам. Журналисты TVP ищут новые возможности, чтобы вещать для своих сторонников. Например, они массово переходят на ранее непопулярный канал Republica, рейтинги которого за последние недели выросли в несколько десятков раз.

И эта ситуация поставила перед поляками сложный выбор: находясь у власти, Право и Справедливость занимались подчинением себе общественной жизни в Польше, не всегда даже обращая внимание на закон. Насколько быстро и жестко может действовать новая власть, чтобы вернуть Польшу в нормальное демократическое русло? И всегда ли цель оправдывает средства?

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.