Президент Латвии Эдгар Ринкевич по просьбе 34 депутатов Сейма приостановил на два месяца поправки к закону о нотариате, вводящие в стране институт партнерства. За это время депутаты «Объединенного списка», партии «Латвия на первом месте» и Национального объединения попытаются инициировать референдум по данному вопросу. Для этого необходимо собрать подписи десятой части избирателей, или 155 тысяч человек.
Для представителей организаций по защите прав ЛГБТК+ приостановка поправок, вводящих институт партнерства, сюрпризом не стала.
«Оппозиция уже с самого начала заявляла, что подаст президенту прошение остановить принятие поправок. Те политики, которые подписали эту просьбу, всегда делали упор в своих предвыборных программах на ограничение возможностей урегулировать юридические вопросы для однополых пар. Часть их избирателей это разделяют, говорит член правления «Ассоциации ЛГБТ и их друзей Mozaīka» Яна Яриновска. — Для меня, конечно, грустно, что кто-то считает работу над такими ограничениями хорошим делом. Меня очень расстраивают вся риторика, через которую пытаются дегуманизировать однополые семьи. Где эти поправки подают не с точки зрения юридического урегулирования части отношений среди однополых людей, а с ракурса, что в Латвии будут введены новые гендеры, смена пола для детей и другие ужасы кремлевской пропаганды. Понятно, откуда ноги растут! Я желаю сил ЛГБТК+ сообществу, представителям которого придется слушать все эти мерзости, которые высказывают отдельные политики».
Яна Яриновска. Фото: Lampa
Яна также высказала опасения, что у Национального объединения, которое выступает против поправок, довольно много избирателей. Но у нее все же есть надежда, что не все избиратели Нацобъединения выступают против партнерства.
«Один мой знакомый сказал мне: «то, что я пошёл голосовать за них, не значит, что я пойду голосовать против поправок, я выбрал их как меньшее из зол». Поэтому я надеюсь, что у общества хватит разума, чести и совести, чтобы не голосовать против своих близких людей. Потому что каждый голос и каждая подпись будет за то, чтобы у твоего близкого, твоего соседа, любого человека было меньше прав, чем у тебя», — говорит активистка.
Яна считает, что сейчас не время вдаваться в различные спекуляции по поводу народного референдума: «Я хочу сказать только одно — верю, что в Латвии не найдется 155 тысяч человек, которые настолько ненавидят других людей. Мне стыдно за тех политиков, которые призывают гражданское общество к референдуму. Потому что абсолютно неприемлемо, чтобы большинство голосовало за права меньшинства».
Каспарс Залитис — правозащитник, член правления «Ассоциации ЛГБТ и их друзей Mozaīka», руководитель организации «Dzīvesbiedri», которая непосредственно занималась продвижением закона о партнерстве. В интервью передаче «900 секунд» на канале TV3 он заявил, что не считает Латвию «злой и полной ненависти страной, где люди пойдут и поставят подписи против других людей».
«Мы просто подождём эти два месяца и увидим мнение общества. Я думаю, что мы будем не воевать друг с другом. Уверен, что мы все равно сможем отпраздновать эту свободу и человечность 1 июля следующего года, когда пакет поправок вступит в силу», — добавил он.
Виктория Ткаченко работает с молодежью в проекте солидарности KISS, который занимается вопросами инклюзивного сексуального образования. Когда Сейм Латвии принял поправки, вводящие в стране институт партнерства, Виктория испытала двоякие чувства — с одной стороны, ее порадовал какой-то прогресс: «мы 24 года ждали этих изменений и круто, что они наконец настали». При этом активистка понимает, что Латвия еще только в начале пути и поправок нужно еще много.
Для Виктории тоже не стало сюрпризом, что принятие поправок отложили ещё на два месяца:
«Когда принимают такие поправки, всегда есть риски и возможность такого исхода. Но я надеюсь, что Ринкевич — народный президент и будет действовать в интересах народа. И ему важно, чтобы у каждого был голос. Мне жаль, что есть 34 человека, которые хотят тормозить прогресс и, возможно, смотрят на это с точки зрения, близкой Путину — есть ли права у ЛГБТ-пар. Как вообще может возникать такой вопрос?
Но у меня есть надежда, что здравый смысл победит. Что многие люди не хотят портить жизнь другим.
Есть множество людей, которые ждут своих базовых человеческих прав. И если вы их им дадите, в вашей жизни ничего не поменяется, у вас ничего не отберут — а для них это значит много».
Виктория считает, что выносить вопрос на референдум неправильно. «Это базовая вещь, за которую не нужно еще дополнительно голосовать. Мне с трудом верится, что он может состояться. Кроме того, чтобы принимать такие решения, у нас есть Сейм. Если он не может этого сделать, то значит надо набраться терпения и ждать новый Сейм. Хотя мы так долго уже это обсуждаем, что не знаю, сколько ещё можно — эти вопросы урегулированы во многих европейских странах, в соседней Эстонии, почему в Латвии не могут быть такие же прогрессивные законы? Это не дань моде, это базовые человеческие права», — подытоживает активистка.