logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыКультура

В Риге опять скандал с памятниками: роман с Барклаем, трагикомедия с Пушкиным, трагедия с Келдышем

Скорее всего, Барклая оставят, Пушкина перенесут, а вот Келдыша снесут

В Риге опять скандал с памятниками: роман с Барклаем, трагикомедия с Пушкиным, трагедия с Келдышем
Бюст М. В. Келдыша в Риге

Вице-мэр Риги Линда Озола предложила снести три рижских памятника: полководцу Барклай-де-Толли, поэту Александру Пушкину и академику Мстиславу Келдышу. Окончательное голосование, скорее всего, состоится в Рижской думе в ближайшее время.

Хотя председатель комиссии по вопросам культуры и теологии Лайма Гейкина сообщила «Новой газете Балтия», что ей пока самой неизвестно, когда заседание состоится.

Но, скорее всего, будет так: Барклая оставят, Пушкина перенесут, а вот Келдыша снесут.

Именно так посоветовали участники заседания латвийского Совета по памятникам, состоявшегося накануне в Рижской думе и которое имеет рекомендательное, но важное значение. Кстати, среди участников Совета — выдающийся латвийский скульптор Глеб Пантелеев.

Читайте также

Латвийский скульптор Глеб Пантелеев о сносе советских памятников — «Мы наделяем памятники смыслами и лишаем их смыслов»

Как ни странно, самое лояльное отношение оказалось к памятнику Де-Толли. Во-первых, он совсем не русский, а шотландско-немецкого происхождения. И родился в Балтии в 1761-м, в Памушисе Пакруойского района. Его дед был бургомистром Риги. Хотя он полководец России, под руководством которого российские войска одолели Наполеона и вошли в 1813 году в Париж. Спустя сто лет, в 1913-м, в честь празднования столетней годовщины победы в Отечественной войне 1812 года памятник Барклаю-де-Толли был установлен в Риге. В начале Первой мировой войны памятник был эвакуирован, а затем утерян. После чего почти сто лет стоял в центре Риги постамент. Сам памятник был восстановлен в 2007-м по инициативе и на средства Евгения Гомберга.

Судя по всему, именно из-за факта дарения памятник полководцу и оставят.

Хотя полководец с высоты памятника смотрит прямо в третий этаж кабинета министров Латвийской Республики, что напротив. И это вызывает у многих иронию: российский «империализм» выглядывает секреты? У прибывшего на заседание Совета Гомберга имеется договор дарения 2007 года, решение Думы о принятии подарка в 2008 году, письмо архитектора Дамбиса от 2002 года, что постамент памятника представляет самостоятельную историческую ценность. И стало быть, сносить его нельзя без ведома и разрешения соответствующих организаций.

Памятник Барклаю-де-Толли в Риге

Памятник Барклаю-де-Толли в Риге

Стоимость дарения — 96 288 латов (206 701 евро на сегодня), плюс благоустройство территории на сумму 15 тысяч латов (32 200,48 евро). Сумма для муниципалитета не ужасная, но весомая.

«В случае расторжения договора дарения скульптура должна быть возвращена дарителю, а сумма благоустройства подлежит выплате, — сообщает господин Гомберг. — Если решат демонтировать скульптуру, то будут обязаны привезти мне её в Юрмалу. В результате они получат два памятника: в Риге — гранитный постамент, который сносить нельзя, с надписью «Генерал-Фельдмаршал князь Барклай-де-Толли» и второй — в Юрмале, на всеобщем обозрении. Причём в Юрмале он становится уже не столько памятником Барклаю, сколько идиотизму чиновников».

Сложнее с памятником Пушкину, установленному в парке Кронвалда.

Например, с правами собственности на памятник, подаренному Домом Москвы Риге, большая неясность. «Это важно, потому что тогда непонятно, что со скульптурой делать, — говорит Гомберг. — Главное, если он не является рижской собственностью, его нельзя физически уничтожать. Кроме того, с нашей подачи скульптор Александр Таратынов заявил о своих авторских правах и, полагаю, в ближайшее время заявит и свои права собственности».

Памятник Александру Пушкину в Риге

Памятник Александру Пушкину в Риге

Церемония открытия памятника состоялась 22 августа 2009 года в присутствии тогдашнего мэра Риги Нила Ушакова, Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в Латвии Александра Альбертовича Вешнякова, митрополита Рижского и всея Латвии владыки Александра (Кудряшова). Установка стала возможной благодаря многолетним усилиям руководителей Пушкинского общества Латвии Светланы Видякиной и Леонида Ленца. Ещё накануне установки памятника ряд представителей латвийской интеллигенции подписали коллективное письмо-обращение, в котором высказались против установки памятника Пушкину именно в парке Кронвалда. Но высказались не собственно против памятника.

Увы, начало российской агрессии в Украину вновь подняло вопрос о памятнике Пушкину.

В заявлении вице-мэра Линды Озолы, инициировавшей вопрос, сказано, что Пушкин — «культовая фигура российского империализма».

Это написано о человеке, который написал некогда: «И на обломках самовластья напишут наши имена».

В общем, памятник гениальному поэту, которого уже несколько раз оскверняли неизвестные (обливали краской, например), скорее всего, перенесут — к бюсту Анне Керн, что буквально через дорогу у зала «Аве Сол». Дело в том, что как раз там некогда располагался домик коменданта Риги Ермолая Керна, мужа Анны Петровны. Бюст Анне Керн был установлен на излете советской власти, при содействии Фонда культуры СССР под управлением академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. На открытии присутствовал, кстати, тогда министр культуры восстанавливаемой Латвийской Республики Раймонд Паулс. Речь произносила председатель Фонда культуры Латвии Рамона Умблия, после восстановления независимости ставшая министром культуры.

Хотя и здесь у многих уже ирония — спустя века Пушкина собираются установить рядом с дамой сердца, которая была, говоря простым языком, его любовницей.

А вот с бюстом выдающемуся ученому Мстиславу Келдышу — трагедия. Его явно снесут.

Современное латвийское поколение при упоминании фамилии Келдыша может припомнить, что есть такая улица Келдыша в Пурвциемсе (несколько месяцев назад переименована в улицу писателей братьев Каудзите. И что есть еще знаменитый научно-исследовательский корабль «Мстислав Келдыш», при участии которого проходили съемки знаменитого блокбастера «Титаник». Между тем, всемирно знаменитый ученый родился в Риге, на улице Кришьяна Валдемара — в профессорской семье с традициями, заложенными его дедами: по линии матери — полным генералом от артиллерии Скворцовым А. Н. и по линии отца — Келдышем М. Ф., закончившим духовную семинарию, но затем избравшим медицинскую стезю и тоже дослужившимся до генеральского чина. Кстати, своё дворянское происхождение Мстислав Келдыш никогда не скрывал (на вопрос анкеты о социальном происхождении отвечал: «из дворян»).

Бюст Мстислава Келдыша в Риге. Фото: Андрей Шаврей

Бюст Мстислава Келдыша в Риге. Фото: Андрей Шаврей

Еще юношей Келдыш уехал в Москву. Ныне покойный академик Янис Страдиньш рассказывал автору этих строк, что в начале 1920-х отец Келдыша хотел было с семьей вернуться на родину, в буржуазную Латвию. Но оказалось, что дом, в котором они к тому времени жили (уже в районе нынешнего парка Кронвалда), был занят другими. Семья осталась в России.

В результате Мстислав Всеволодович Келдыш стал в советской России одним из инициаторов развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем, возглавив с середины 50-х годов минувшего века разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем — полетов к Луне и другим планетам Солнечной системы. Более того, уроженец Риги стал президентом Академии наук СССР, лауреатом Ленинской премии и Трижды (!) Героем Социалистического труда. Урна с прахом выдающегося рижанина захоронена в Кремлевской стене.

«Я встречался с Мстиславом Всеволодовичем только один раз, будучи еще совсем молодым, — вспоминает академик Страдиньш. — В 1962-м. Помню, он приезжал тогда в Ригу, навестил свой старый дом на Валдемара, но не узнал его. Больше я его не встречал. Но помню, что всех сильно впечатлила новость о его уходе из жизни в 1978-м. Судя по всему, это было самоубийство — он задохнулся выхлопными парами своего автомобиля в собственном гараже. Дело в том, что он был серьезно болен, из-за этого перед этим даже оставил должность президента Академии наук СССР. Видимо, это была глубокая депрессия».

По словам господина Страдиньша, память великого ученого в Риге сохранялась. Хотя в 2006-м с дома на Валдемара и была снята доска в честь Келдыша — по техническим причинам.

«Это университетское здание, которое решили тогда отремонтировать, — говорил латвийский академик, — и с фасада доску сняли. Она до сих пор где-то внутри здания хранится. Почему ее обратно не вешают — вопрос. Возможно, действительно из-за того, что на той мемориальной доске написаны все его советские звания. Но можно ведь повесить новую. Я, кстати, неоднократно говорил об этом в Совете по памятникам с Ояром Спаритисом и он обещал, что этот вопрос надо уладить».

Увы, к столетию великого ученого в 2011-м вопрос с доской так и не решили. О юбилее просто забыли.

По словам того же академика Стралдиньша, никаких официальных мероприятий не предусматривалось.

Последнее, что о Келдыше напоминает в Риге — бронзовый бюст, установленный прямо напротив Латвийского университета. Такие бронзовые бюсты ставились еще при жизни тем избранным, кто стал Дважды Героем Социалистического труда. После падения советской власти подобный бюст Дважды герою, бывшему главе Компартии Латвии Арвиду Пельше снесли. А вот бюст Келдышу оставили. Хотя и сбили с его правой стороны изображения двух звезд. И вот тут есть один почти мистический момент. Вечерами и ночами, присмотревшись к бюсту со стороны, можно увидеть, как в лунном сиянии светятся следы от сбитых двух звезд. Так сказать, звездный привет рижанам от ученого, благодаря которому начали покорять космос!

Драматическая судьба при жизни и после смерти на его родной земле. Остается надеяться, что если гранитный постамент и уничтожат, то сам бронзовый бюст установят в каком-нибудь латвийском музее. В конце концов, его автор — выдающийся скульптор Лев Буковский (соавтор мемориала на месте бывшего концлагеря в Саласпилсе).

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.