logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Россияне с недвижимостью в Латвии столкнулись с проблемами: некоторые не могут въехать в страну или оплатить коммунальные услуги

Россияне с недвижимостью в Латвии столкнулись с проблемами: некоторые не могут въехать в страну или оплатить коммунальные услуги
Фото: LETA

Многие граждане России, в том числе известные артисты, спортсмены, политики, журналисты, приобрели в свое время дома и квартиры в Латвии. Особенно россиян привлекала курортная Юрмала. Сейчас многим из собственников этого жилья въезд в Латвию, что называется, заказан. Кто-то пытается продавать недвижимость, кто-то сдавать в аренду, а у кого-то жилье пустует и владельцы даже не могу оплатить коммунальные счета. Игроки местного рынка недвижимости уже почувствовали изменения и сейчас наблюдают за развитием ситуации.

Многогранная задача

С 2010 года Латвия торговала видами на жительство для граждан третьих стран в обмен на их инвестиции в недвижимость. Так называемая «программа ВНЖ», претерпев некоторые изменения и существенно сократившись, работала почти до нападения России на Украину.

Весной прошлого года Латвия приостановила выдачу виз и временных видов на жительство (за некоторыми исключениями) гражданам России и Беларуси, а в сентябре правительство решило не продлевать ВНЖ даже тем россиянам и белорусам, у которых уже была куплена недвижимость в стране.

У многих нерезидентов Латвии, владеющих здесь жильем, возникла патовая ситуация — квартира есть, а жить в ней нельзя.

— Часть из них — если это очень состоятельные люди, и эта недвижимость у них была куплена не на последние деньги — пытаются сдавать свои квартиры и дома в аренду, — комментирует ситуацию «Новой газете. Балтия» многолетний главный редактор журнала «Квадратный метр» Роман Голубев. — Они все еще надеются, что ситуация когда-то изменится. Другие, у кого не очень хорошо с финансами, думают о том, как бы продать это жилье.

— По данным рынка, вроде как нет массового сброса недвижимости, но когда доходит до реальных продаж, если мотивированный продавец — я знаю уже примеры — и 20% скидывают от последней цены продажи, при том, что она и так уже откорректирована была.

Очень большая проблема, по словам Романа Голубева, возникла для тех, у кого нет латвийских банковских счетов. Им ведь нужно оплачивать коммунальные услуги, и они изыскивают разнообразные варианты, как это делать. Кто-то пытается в Армении, Казахстане, Грузии или еще где-то открыть счет. У кого есть возможность — оформляют на друзей или родственников доверенности, чтобы они могли реализовать это имущество или каким-то образом за ним присматривать.

Роман Голубев, главный редактор журнала «Квадратный метр». Фото: соцсети

Роман Голубев, главный редактор журнала «Квадратный метр». Фото: соцсети

— Но, опять же, в аренду тоже проблема сдавать, потому что нужны счета, куда платить, — поясняет эксперт. — Так что россиянам, которые имеют в собственности недвижимость в Латвии, приходится решать многогранную задачу.

Собеседник «Новой газеты. Балтия» уточняет — есть компании, которые занимаются управлением недвижимости. И те из российских владельцев квартир и домов, кто успел заключить с ними договоры, оказались в более выгодном положении — за них все вопросы решает управляющая фирма.

Будет коррекция цен

— Речь идет не только об элитном секторе жилой недвижимости, — продолжает Роман Голубев. — Есть, например, в новом проекте в Юрмале «однушка» небольшая. Я знаю, что одна дама из России ее купила и ни одного дня в ней не успела пожить. Потому что просто не может сюда приехать — Латвия не дает ей визу, в связи принятыми законодательными ограничениями в отношении россиян.

Есть ли вообще брошенные квартиры или дома, за которыми вообще никто не смотрит, не оплачивается коммуналка? По мнению Романа, скорее всего, есть, но это не массовое явление.

— Риэлторы, с которыми я беседовал на эту тему, стараются успокаивать рынок в том смысле, что эта ситуация не повлияет глобально на рост или падение цен на недвижимость, — говорит он. — Но я как человек, который уже более 20 лет пишет о рынке недвижимости, прекрасно понимаю, что такое неестественное увеличение объема предложения всегда оказывает влияние на рынок. Даже если мы условно посчитаем, что не изменился спрос, то объем предложения уже оказывает влияние. Но у нас сейчас еще и сам спрос ужался. Поэтому, конечно, эта ситуация не может не оказывать влияния на латвийский рынок недвижимости.

Понятно, что будет происходить коррекция цен, но в любой сделке на первом месте — мотивация, почему ты это продаешь.

И те, кому необходимо быстрее получить деньги от продажи, скорее всего, будут более уступчивые в разговоре с покупателем. А те, у кого не сильно жмет, наверное, будут занимать позицию ожидания, надеясь на то, что вся эта история — не навечно.

Кто эти люди, которые потенциально могут купить у россиян их латвийскую недвижимость?

— Это, смотря в каком сегменте, — говорит Роман Голубев. — Понятно, что миллионные покупки единичны. Но, если мы смотрим на жилую недвижимость в той же Юрмале или центре Риги с бюджетом от 250 до 350 тысяч евро, то на нее имеются и местные покупатели. И большинство таких покупателей имеют отношение именно к местному рынку. То есть, такие сделки происходят, но без какого-либо сумасшествия. Потому что, опять же, нового объема такого предложения появляться не будет. Мы не видим, чтобы на подходе было много таких объектов с квартирами, которые соответствуют вот этому уровню.

Фото: LETA

Фото: LETA

Расчет на доверенность

— Нам, наверное, повезло — хотя мы уже с 2010 года занимаемся продажей недвижимости нерезидентам, с такими случаями, когда владельцы жилья не могут сюда вообще приехать, не сталкивались, — продолжает тему эксперт по инвестициям и недвижимости, руководитель компании Mercury Group Ирина Алазова. — У нас были клиенты, у которых вид на жительство в Латвии отняли, были и те, кто сами отказались от ВНЖ. Но это случилось еще раньше — они просто уехали в другие страны, где были более интересные условия.

Но, в принципе мы слышим, что случаются такие ситуации, когда люди теряют ВНЖ, не пройдя, например, очередную проверку через пять лет — не могут предоставить необходимые документы. Сейчас эти проверки еще более ужесточились. Но ситуации, чтобы нерезиденты сейчас массово скидывали свою недвижимость, не могли бы ее продать — такого не наблюдается.

Читайте также

Россияне, владеющие недвижимостью в Эстонии, не могут въехать в страну. Их квартиры могут продать в принудительном порядке за долги

При этом Ирина Алазова отмечает, что старые клиенты ее компании все чаще просят составить на фирму доверенность на случай, если все-таки не смогут попасть в Латвию. Чтобы они могли этой недвижимостью продолжать распоряжаться — сдавать в аренду или продавать.

— Хочу сказать, что нерезиденты, которые покупают недвижимость в Латвии или в других странах — они, в принципе, люди мира, — подчеркивает специалист. — Они везде путешествуют и жаль, что сейчас их коснулись все эти неприятности. Они, как раз-то, в большинстве случаев очень лояльны к Латвии.

Не лучшее время продавать

Ирина также отмечает, что некоторые клиенты, у которых нет латвийского или европейского банковского счета, а только, российский, столкнулись с проблемой оплаты коммунальных услуг или получением денег от арендаторов их жилья. Но они как-то эту проблему решают, стараются открыть счет в каких-то третьих странах, с которыми у Латвии нет проблем в плане денежных расчетов.

Абсолютное большинство жилой недвижимости, которую нерезиденты из России приобрели в Латвии, сдается ее владельцами в аренду.

И, по большому счету, по словам главы компании Mercury Group, для арендаторов пока ничего не поменялось — они продолжают жить в этих квартирах.

Что касается слишком дешевой цены продажи недвижимости, которая принадлежит в Латвии россиянам или белорусам, то Ирина Алазова не готова назвать случаи, когда собственники скидывали бы цену более, чем на 10%.

Ирина Алазова, главы компании Mercury Group

Ирина Алазова, главы компании Mercury Group

— В нашей практике еще не было таких случаев, что хозяева недвижимости скидывают цену, чтобы быстрее ее продать, — говорит она. — Да, у нас сейчас повышенный поток звонков от нерезидентов, у которых есть жилье в Латвии, они спрашивают — можем ли мы продать их недвижимость и на каких условиях? И когда начинаем разговаривать о цене, мы советуем — если вы хотите хотя бы получить обратно ту цену, которую заплатили, когда покупали это жилье, то, наверное, сейчас не самое лучшее время ее продавать.

Когда мы называем людям реальную цену продажи, если они хотят продать квартиру относительно быстро — в течение полугода, например — они отвечают: «Мы подумаем». И, как правило, «уходят думать» и в итоге принимают решение придержать недвижимость в Европе. Либо выставить недвижимость на продажу по той цене, которую они хотели бы получить. И здесь уже все зависит от многих факторов — что за обьект, его уникальность, гибкость в торге владельца.

Уезжают местные

По словам Ирина Алазовой, у нерезидентов, владеющих недвижимостью в Латвии, сейчас много разных вопросов, они опасаются каких-то дополнительных санкций со стороны Латвийского государства (никому непонятно, что будет дальше), но пока какого-то глобального влияния на латвийский рынок недвижимости эта ситуация не оказывает. При этом все надеются на лучшее.

— У нас, кстати, сейчас другая тенденция появляется: жители Латвии начинают продавать свое жилье и уезжать за границу, чаще всего в теплые страны — Испанию, Италию или в Португалию, — говорит собеседница «Новой газеты. Балтия». Это относится, главным образом к классу выше среднего, особенно к тем, кто имеет возможность работать удаленно.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.