Гражданка Беларуси Надежда Ручанова переехала в Латвию в 2018 году. История переезда была длинной. Надежда жила в Минске, работала директором в IT-компании. «Доходы позволяли, и было желание получить знания мирового уровня», — вспоминает Надежда. В 2017 году она поступила в Стокгольмскую школу экономики и стала приезжать в Ригу на неделю каждый месяц.
После года обучения Надежда вышла замуж, ее муж познакомился с ее одногруппниками, один из которых предложил ему попробовать свои силы в латвийской компании. Муж Надежды успешно прошел собеседование. «Взвесили все риски, все за и против. И вдвоем бросили все: я — свою должность директора, он тоже отказался от хорошей позиции. В 2018 году переехали в Латвию», — рассказывает Надежда.
После начала войны Латвия значительно сократила возможности миграции для граждан России и Беларуси. В спецпроекте «Уехать нельзя остаться» мы рассказываем истории россиян и белорусов, которые в разные годы по разным причинам выбрали Латвию своим новым домом. Не все из них уверены, что получится остаться.
«Я уже тогда понимала, что из Беларуси надо будет уезжать»
Знакомые Надежды не понимали, почему она решила уехать. «Ну ладно бы еще в Лондон, но почему в Латвию?», — удивлялись они.
Сама Надежда говорит, что уже тогда понимала: из Беларуси надо будет уезжать. «Тогда это было только мое ощущение, никто из окружения так не думал. Я говорила: «ребята, что-то идет не в ту сторону» — рассказывает Надежда. По ее наблюдениям, с виду в Беларуси все было хорошо, а на некоторое вещи многие предпочитали не обращать внимания. »Кого-то посадили в тюрьму — так не всё так однозначно, надо разобраться, может, он правда взятки брал», — приводит пример такого подхода Надежда.
По профессии белоруска — кризисный управленец. Она говорит, что уже тогда видела кризисные сигналы на ранней стадии.
«В 2018 году про Беларусь я могла часовую лекцию прочитать, почему мы идём не туда, и какие есть симптомы. Но в своём кругу я была в абсолютном меньшинстве», — вспоминает Надежда.
Надежда Ручанова. Фото из личного архива
Во время переезда дочь Надежды была подростком. «Я чётко понимала, что рано или поздно она что-то сделает, но не так, как хочется белорусским властям. И какой бы пост я ни занимала, и какой бы уровень благополучия у меня ни был, в момент, когда омоновский ботинок будет лететь в её лицо, мне это не поможет», — поясняет Надежда.
«Я признательна Латвии и бесконечно влюблена в эту страну»
Сейчас Надежда и ее семья живут в Юрмале, в 800 метрах от моря. Дочь Надежды учится в колледже на режиссера и стажируется в Германии.
«Она написала письмо, что учится на режиссёра, и её пригласили на каннский фестиваль в качестве зрителя. Она поехала по спецприглашению, участвовала во всех показах. То есть, это принципиально другой уровень свободы, который вы можете дать своим детям. Вот она заканчивает последний курс в колледже, её выбор вообще не ограничен ничем. Она может выбирать, ей учиться в Берлине, в США, еще где-то. У неё нет границ сегодня», — говорит Надежда.
Важным аргументом в пользу Латвии для Надежды стала возможность использовать русский язык.
«Я русскоговорящий человек. Да, я в работе использую английский, но так или иначе русский для меня является вторым профессиональным языком. И к тому же я преподаю на русском. У меня есть свой курс, моя аудитория — это аудитория русскоговорящая. Я прекрасно понимаю, что от того, что я перееду в Германию, моя аудитория не станет платить мне больше. Но услуги бухгалтера, например, для меня будут больше», — рассуждает Надежда.
Сейчас белоруска начала учить латышский язык «из уважения к людям вокруг». Она жалеет, что не сделала этого раньше. «Сложность латышского языка сильно преувеличена. Бытует такое мнение в диаспоре, что это невозможно. Нет, возможно. Если ты знаешь русский плюс хотя бы основы английского, то сочетание двух этих языков делает овладение латышским вполне возможным», — делится Надежда.
«Если у вас есть запас денег на черный день, считайте, что он настал»
Сейчас Надежда сама в качестве волонтера консультирует переезжающих. Она советует всем, кто думает об эмиграции, понять свою ситуацию: «если что-то угрожает нашему здоровью, близким, свободе, то мы не в положении выбора, мы просто обеспечиваем базовую безопасность».
Если речь идет об эмиграции как о плановом выборе, Надежда советует готовиться к переезду: подтянуть английский язык, накопить деньги и создать социальный круг.
«Особенность латышского общества — высокая замкнутость, здесь на самом деле очень трудно находить друзей. Многие спрашивают, имеет ли смысл сначала поехать одному, обосноваться, а потом перевозить семью. Я всегда рекомендую лучше ехать всем вместе, всем сразу. Когда у тебя есть семья, всем вместе намного легче вписывать себя в новое пространство. Может быть, это дороже, может быть, это вызывает дополнительные логистические трудности, но буквально за 2-3 недели эти трудности преодолеваются. Но выгоды, которые вы получите от того, что вы приехали с семьёй, пересилят все те недостатки, которые будут на первых порах», — говорит Надежда.
Она также советует копить деньги на переезд.
«Вы приезжаете на новое место, вы ищете жильё, и вам надо заплатить за несколько месяцев вперёд. Да, потом, через год, когда у вас будет просто ежемесячный платёж плюс коммуналка, это не будет таким существенным, но в тот момент, когда вы переезжаете, это большая сумма. Дальше. Вы привезли ребёнка, вам его надо устроить, например, в частную школу, не захотели вы идти в государственную. С вас тоже возьмут деньги за рассмотрение документов, разовый платёж, взнос, ещё что-то», — говорит Надежда.
По ее оценкам, на переезд нужно от 5 тысяч евро, если человек планово обеспечивает переезд всей семьи.
«Есть много исследований, которые по силе психологической травмы приравнивают релокацию с потерей близкого родственника первого круга. Если у вас есть хоть какой-то запас денег на чёрный день, считайте, что он настал. Пора достать заначку и перешибить бытовые трудности деньгами. Вы должны купить себе немножко комфорта», — советует белоруска.
Проект создан при поддержке «Медиасети»