logo
Новая газета. Балтия
search
ИнтервьюОбщество

«Историю СССР можно считать примером газлайтинга» — психиатр Ариэль Резник-Мартов

Что такое газлайтинг и как ему противостоять

«Историю СССР можно считать примером газлайтинга» — психиатр Ариэль Резник-Мартов
Психиатр Ариэль Резник-Мартов. Фото: соцсети

Газлайтинг стал словом 2022-го года по версии американского словаря Merriam-Webster. По подсчётам составителей словаря, в этом году поисковой запрос значения этого слова вырос на 1740%. Психиатр Ариэль Резник-Мартов говорит, что газлайтинг как явление намного старше термина. Газлайтинг работает как на личном, так и на политическом уровне: один из примеров газлайтинга — это исчезновение с советских фотографий политиков, объявленных врагами народа.

Что такое газлайтинг и почему этот феномен стал таким актуальным сейчас?

Газлайтинг — это метод психологической манипуляции с помощью которого манипулятор заставляет манипулируемого сомневаться в реальности ощущений, мыслей или даже чувств.

Человека стараются убедить, что его действия и воспоминания не соответствуют реальности. Реальные факты, которые человек помнит, подвергаются сомнению.

Газлайтинг — сравнительно недавний термин. Как явление он намного старше, чем тот момент, когда люди придумали это название и стали его использовать.

Афиша фильма «Gaslight»

Афиша фильма «Gaslight»

Известно, что термин происходит от пьесы и фильма «Gaslight», где муж, уменьшая в доме газовое освещение, пытается свести с ума свою жену. Он убеждает ее, что ничего не происходит и все хорошо.

На самом деле, большинство людей, которые являются манипуляторами и применяют газлайтинг, не знают, что они манипуляторы.

Склонность к манипуляции — это патологическая особенность личности. Человек совсем не всегда занимается газлайтингом осознанно, как в этом фильме, где муж специально пытается свести жену с ума.

Для газлайтера попытка манипулировать другим человеком, обесценивать его убеждения и взгляды — это бессознательный способ самоутверждения и установления контроля власти над жертвой и, в то же время, защита от собственного чувства неуверенности. Манипуляторы часто становятся такими, потому что в свое время оказались жертвой манипуляции. Есть люди с нарциссическими чертами, у которых склонность к манипулированию является частью их психологического расстройства.

Как газлайтинг проявляется в политике?

Если смотреть на это шире — мы берем человека и заставляем сомневаться его в своих чувствах или внушаем ему сомнение в них.

Политическая реклама или методы воздействия, переписывание истории — это тоже газлайтинг. И он практиковался задолго до того, как появился термин «газлайтинг». Давайте рассмотрим историю СССР и того, что было до.

Сначала была некая монархическая идея, потом приходит революция и выясняется, что люди подвергались кровавому угнетению. Начинается 37-ой год и мы узнаем, что часть революционеров — это злодеи.

Простейший метод такого вида газлайтинга — это известная фотография сталинского времени, где некогда действующие политические фигуры были объявлены врагами и их лица пропадали с фотографий.

У людей стирается память. Каждый участок стирает предыдущий и старается его переформулировать. Каждый раз идет попытка реформировать взгляды народов на свое прошлое и переписать историю собственной страны.

Чем газлайтинг отличается от спора или дискуссии?

Трудно найти объективного свидетеля. Обычно, когда мы дискутируем, мы не переходим на личности. Газлайтер всегда будет говорить о личности и чувствах своего оппонента.

«Ты не прав, такого не было», «тебе показалось», «твои чувства неправильны» — это классические методы газлайтинга.

В наше время, когда появился новый психологический жаргон, газлайтинг, нарциссизм, обесценивание, токсичные отношения, нарушение границ вошел в обиход и люди начали активно использовать эти понятия, газлайтер тоже может обвинить жертву в манипуляции.

Газлайтер всегда будет говорить о чувствах, причем не приводя конкретных доказательств. Он будет играть на эмоции переубеждения и общего психологического давления, чтобы заставить тебя сомневаться в своих воспоминаниях.

Какие стадии можно выделить у газлайтинга?

Сначала человек смотрит на газлайтера с недоумением: он все помнит и осознает.

Во время второй стадии человек начинает сомневаться. Может, он что-то путает или ему показалось. Например, на терапии я общался с жертвами, которые в детстве пережили сексуализированное насилие, которым сильно внушали, что они не правы. Им начинало казаться, что все приснилось и они клевещут на своих близких без повода. Причем это были воспоминания не об одном эпизоде, а о нескольких. Став взрослыми они все еще задаются вопросом, имели ли они право так чувствовать.

Третья стадия, когда человек полностью поддается давлению газлайтера. Он перестает верить себе, своим воспоминания и эмоциям. Если кто-то так сказал, значит так оно и есть. Человек отказывается от своего прошлого и своих личностных ценностей. Он полностью подчинен манипуляции.

Читайте также

Американский словарь Merriam-Webster назвал «газлайтинг» главным словом 2022 года

Насколько газлайтинг может быть опасен?

Во-первых, газлайтинг очень снижает самооценку. Когда человека убеждают, что он везде не прав, он начинает обесценивать свои чувства. Когда мы считаем себя тем, кто не заслуживает доверия, то наша самооценка падает.

Когда ты поддаешься манипулятору и перестаешь себе доверять, то возникает сильная тревога. Жить в тревоге сложно. Сильная тревога может превратиться в панические атаки или обсессивно-компульсивное расстройство. Тревога влияет на сон и настроение и, в конечном счете, может привести к достаточно тяжелой депрессии.

Обычно газлайтер находится со своей жертвой в длительных отношениях. Это не какой-то эпизод. В ходе дискуссии он вспоминает моменты близких отношений и старается утвердить свою власть. Из-за того, что это происходит постоянно, жертва все время находится в психотравмирующей ситуации. С этим трудно бороться, потому что как только жертвы начинают говорить о своих переживаниях, на них обрушивается новая волна манипуляции и они вынуждены капитулировать. Так теряется контроль над своей жизнью и депрессия усугубляется.

Как можно избежать газлайтинга или противостоять ему?

Не всякий человек может стать жертвой манипуляции. Есть люди достаточно убежденные в своей правоте. Люди могут распознать это состояния и сказать человеку — «Ты пытаешься чего-то от меня добиться и подвергаешь сомнению то, что я точно помню». Жертва газлайтинга — это изначально неуверенный в себе человек. Манипулятор находит жертву бессознательно, он не делает тонких психологических анализов.

Здесь надо разделить газлайтинг на уровне личных отношения и газлайтинг на государственном уровне и пропаганду.

С пропагандой проще. То, что необходимо выработать каждому человеку — это независимое мышление. Прочтя информацию, связанную с политикой или историей, не лишним будет задать себе вопрос: «а правда ли это?».

Причем важно подобные вещи делать даже тогда, когда информация идет из симпатичного тебе источника, от людей, которых ты считаешь единомышленниками. Нам всегда приятнее верить в правоту близких и закрывать глаза на какие-то несостыковки. В любом случае, следующий ход должен заключаться в проверке и понимании. К счастью, в наш век методов проверки много. Надо развивать независимость мышления. Не глупое отстаивание убеждений, потому что — это догма, а аналитические способности. Выработать независимое мышление очень важно, в это не входит оперирование готовыми блоками.

Такая же необходимость анализа должна быть и в личных отношениях.

Первый и самый важный способ борьбы с манипуляцией — это осознать то, что тобой манипулируют.

Это достаточно непросто, потому что зачастую манипулятор действует под маской любви к тебе или помощи. Как бы не был искусен манипулятор, должно проглядываться то, что ему что-то от меня надо. Неважно, манипулятор в парных, дружеских, рабочих отношениях. Газлайтинга хватает везде.

Дальше, если у человека начинают возникать сомнения, появляется место для самоанализа. Надо спросить, почему я настолько сильно верю ему и не доверяю себе? Возможно, я уязвим.

Обычно цель газлайтера заключается в том, чтобы заставить тебя капитулировать. Здесь есть такая вещь, как осознание своих границ — физических и психологических. Есть какие-то вещи, при встрече с которыми ты не можешь не ощущать, что человек нарушает твои границы — указывает как тебе жить, поступать и думать. Начиная от вкрадчивых уловок и заканчивая грубым давлением.

Надо осознавать, что есть важные вещи, которыми ты не готов поступиться и если человек на них начинает покушаться, то у тебя есть возможность задать вопрос: «а зачем ты это делаешь?».

Также мне кажется важным, что если человек начинает подвергать сомнению твои воспоминания, то следует расспросить друзей, родственников и знакомых. Прибегнуть к совету близких людей — это тоже важно. Мы получаем более объективное мнение.

Можно попытаться разглядеть корысть. У всякой манипуляции есть некая цель. Не лишним будет задать вопрос «А зачем ему это надо?». Нужно найти его мотивацию и то, что заставляет его это делать.

Тут есть еще одна вещь.

Манипуляторы в личной жизни — это тоже достаточно неуверенные в себе люди.

Если человек пытается добиться от тебя чего-то с помощью манипуляции, то, скорее всего, он не верит в свою способность быть убедительным, не верит в собственную честность. Манипуляции — это не что-то чему учат на курсах, а скорее приобретенные в течении всей жизни способности. Возможно, что это человек, который вырос в такой среде и сам становился объектом манипуляции. В газлайтере тоже можно увидеть его слабость и жажду власти над тобой, его попытки чего-то добиться.

Конечно, в такой ситуации никогда не повредит сходить на профессиональную консультацию. По крайней мере рассказать, что с тобой происходит. Эти люди знают, что такое манипуляции и могут хорошо ее распознать вне зависимости от того, насколько профессионален манипулятор.

Если у тебя есть депрессия и тревога, то это надо лечить. Жить в таком состоянии почти невозможно. Рано или поздно это начнет сказываться на физическом здоровье.

Манипулятивные черты есть почти во всех людях, важно быть осведомленным о проблеме и способах ее решения.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.