logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыПолитика

«Санкции в отношении россиян были введены в спешке»

В парламенте Эстонии начали разбираться с запретом на ВНЖ студентам из России

«Санкции в отношении россиян были введены в спешке»
Фото: Riigikogu.ee

Запрет на продление и выдачу новых видов на жительство для студентов-россиян продолжает действовать. В связи с репрессиями и мобилизацией возвращение в Россию для многих смерти подобно. Молодые люди в отчаянии. Между тем, в парламенте Эстонии начали разбираться в ситуации и, кажется, стали осознавать, что с санкциями перегнули палку.

Летом этого года эстонские власти ужесточили санкции в отношении россиян и перестали выдавать ВНЖ для тех, кто поступил в местные вузы. Под раздачу попали даже те, кто уже заканчивает университет и хочет найти работу или пойти в магистратуру. По сути всех выпускников вузов, многие из которых выучили эстонский язык и нашли работу, лишили возможности остаться в Эстонии.

«Я свыкся с мыслью, что меня выкинут обратно»

Для молодых людей новость о санкциях оказалась шоком. Особенно для тех, кто давно живёт в стране, интегрировался в общество, работал, платил налоги и планировал остаться здесь навсегда. Подавляющее большинство таких россиян активно выступали против путинской войны, выходили на митинги и помогали украинским беженцам. Одним словом, ребята подписали себе приговор в России. Их ждёт как минимум уголовное преследование. Жертвы санкций создали петицию и обратились к властям с просьбой пересмотреть постановление от 09.04.2022, запрещающее выдачу видов на жительство для работы и предпринимательской деятельности гражданам России, получившим высшее образование в Эстонии.

Иными словами, дать шанс людям, уже связавшим свою судьбу с новой родиной.

Петиция набрала 2223 подписи и преодолела необходимый порог для рассмотрения в Рийгикогу — парламенте Эстонии. Документ находится на рассмотрении в парламентской комиссии по иностранным делам.

В сентябре после объявления мобилизации ситуация радикально ухудшилась. Теперь, помимо угрозы репрессий, молодых людей ждёт призыв на фронт и с большой долей вероятности гибели. В России на улицах проводят облавы на молодых людей призывного возраста, устанавливают мобильные призывные пункты у границ, а несогласным с режимом и пытающимся протестовать выдают повестки прямо в отделах полиции.

Адам Алидибиров — студент из Чечни, и уже один этот факт, учитывая его антивоенную позицию, делает возвращение в Россию актом самоубийства. Сейчас он учится на втором курсе разработки систем информационных технологий в Нарвском Колледже Тартуского Университета. В последние месяцы ничего, кроме усталости и обречённости, он не чувствует. Бежать особо некуда.

«Возможно, нужно сказать про то, что мне смерти подобно возвращаться домой, но честно, я уже устал это писать в миллионный раз. Я уже свыкся с мыслью, что меня выкинут обратно. Ну раз так, отправлюсь в тюрьму вместе с остальными людьми выступающими за свободу, с ними не хоть скучно будет».

Тем не менее, молодой человек, как и ранее, занимает активную гражданскую позицию и не боится высказывать своё мнение, даже несмотря на риск депортации на родину.

«Сейчас людей, желающих присоединиться к оппозиции из-за мобилизации, стало больше. Нам нужно их поддерживать, показать, что они делают правильный выбор. Необходимо перестать стыдить людей, а наоборот, показать, что их принимают. После объявления мобилизации много где пишут: «а где вы были, пока шла война?», «когда дело коснулось самих, так сразу проснулись». Надеюсь, все помнят, что пропаганда в самом начале войны действовала такими же методами в сторону оппозиции, лозунгами «а где вы были 8 лет?». Не поддавайтесь логическим ошибкам и пропаганде. Нам нужно противостоять этой пропаганде, а не способствовать ее распространению», — говорит Адам.

Адам Алидибиров. Фото: Новая газета — Балтия

Адам Алидибиров. Фото: Новая газета — Балтия

Куда глаза глядят

Студент второго курса по специальности «IT development» Нарвского Колледжа Тартуского Университета Николай Максимов рассказывает о своей ситуации: ВНЖ по учёбе действует еще год. По текущим правилам документ потом можно будет продлить еще на год. Но после этого получить другой вид на жительство в Эстонии не представляется возможным, то есть, по работе или по учебе опции больше недоступны.

«В моей ситуации в теории я хотя бы успеваю доучиться, но, например, моей жене учиться еще четыре года, у неё ВНЖ по браку и получить новый по учебе она уже не может. Получается, что через два года мы будем вынуждены уезжать из Эстонии и доучиться она точно не сможет. В Россию возвращаться до падения режима точно не планирую. Причин много, начиная с той, по которой уехал еще два года назад — крайне нездоровая атмосфера, и заканчивая вероятностью попасть под мобилизацию», — говорит Николай.

По его словам, сейчас россияне, попавшие под санкции, пытаются изменить текущее положение вещей и добиться исключений, которые, например, были даны гражданам Беларуси после обращения Светланы Тихановской.

Но на всякий случай строят планы на будущее вне Эстонии.

«Если за два года ничего не изменится, то буду вынужден уезжать и тут тоже есть варианты. Можно попробовать получить убежище, но тут приходится рассматривать не Эстонию, а скорее Германию или Францию, потому что здесь, насколько мне известно, вероятность отказа на порядок выше. Либо уезжать в страну, где будут наилучшие возможности для легализации, а это, в основном, азиатский регион, либо страны Латинской Америки», — говорит наш собеседник.

Екатерина (имя изменено), студентка одного из эстонских вузов, на условиях анонимности поделилась своей историей. Она живет и учится в Эстонии с осени 2021 года, здесь же находятся муж и ребёнок. Узнав про санкции и перспективу непродления ВНЖ, семья сразу же начала искать варианты спасения.

«Именно спасения, так как мужу точно обратно нельзя в Россию, да и нам тоже», — поделилась Екатерина. В итоге семья решила подаваться на израильское гражданство, так как у Екатерины имеются еврейские корни. «Придётся, наверное, лететь, несмотря на учёбу ребёнка в школе. Я смогу заниматься дистанционно. Но вопрос с гражданством нельзя откладывать на потом. Сейчас в Израиле большие очереди из-за возросшего потока беглецов из России. Нам нужно успеть оформить паспорта до того момента, как мы потеряем право находиться в Эстонии», — рассказывает девушка.

Предвыборное безумие?

По сути у россиян, которым не продлят ВНЖ в Эстонии, остаётся не так много вариантов, так как шенгенской визы, как правило, на руках ни у кого уже нет. Или ехать обратно в Россию или выезжать в страну, которая принимает россиян без виз.

Это, например, Турция, Грузия, Сербия, Казахстан, Турецкая Республика Северного Кипра, некоторые страны Латинской Америки. «Сейчас в Турцию и на Северный Кипр едут не только россияне из России и сопредельных государств, но и те граждане РФ, которые по ряду причин не могут продлить ВНЖ в странах Балтии. Например, в Латвии вид на жительство не будут продлевать тем, кто приобретал там недвижимость, а в Эстонии ввели санкции в отношении тех россиян, кто имеет учебный ВНЖ», — подмечает тенденцию иммиграционный эксперт Давид Берг.

Конечно, отъезд в безвизовые страны — это вынужденное и, скорее, временное решение. Во всех этих государствах сейчас находится множество бежавших от мобилизации россиян, что затрудняет адаптацию в новых условиях, съём жилья и поиск работы. Многие россияне выучили эстонский язык, но вряд ли эти знания хоть чем-то помогут в других странах.

Стоит ли ждать каких-то послаблений? В этом не уверен депутат Рийгикогу Михаил Стальнухин.

«В Эстонии, напомню, объявлен переход школьного и дошкольного образования на эстонский язык. К этому нет предпосылок, но 5 марта 2023 года — парламентские выборы, и почти все партии до этого дня будут соревноваться в русофобии. Это у нас такая традиция. На фоне рекордной для ЕС инфляции и прочих экономических проблем единственный путь урвать голоса на выборах — выказать себя патриотом из патриотов. То есть, снести памятники ВОВ, лишить постоянно проживающих в Эстонии российских граждан права голоса на местных выборах, переименовать десяток-другой улиц. Это безумие, в той или иной степени тяжести, повторяется каждые четыре года. При этом практически все партии стараются придумать что-нибудь новенькое», — говорит политик.

Депутат Рийгикогу Михаил Стальнухин. Фото из социальной сети Facebook

Депутат Рийгикогу Михаил Стальнухин. Фото из социальной сети Facebook

По его словам, санкции в отношении студентов с российскими паспортами несправедливы.

«Но если наши политики поставили себе задачу увеличить мобилизационный ресурс РФ, то они это сделают, будьте уверены. И поверьте, изменить эту ситуацию изнутри страны невозможно; только если какой-нибудь достаточно влиятельный источник силы погрозит из Еврокомиссии пальчиком — ну тогда еще что-то изменится», — предположил Стальнухин.

Робкие надежды

Тем не менее, на днях в этой истории забрезжил лучик надежды. В Нарву приехала комиссия по иностранным делам Рийгикогу, чтобы лично встретиться с инициаторами петиции под названием «Просим помочь студентам остаться в Эстонии». Адам Алидибиров был среди участников встречи и рассказал нам об её итогах.

«Члены комиссии сначала думали, что на встрече присутствует всего пара человек из России, говорили только на эстонском и в ходе разговора решили узнать, сколько же людей из присутствующих столкнулись с проблемой непродления ВНЖ. Узнав, что это задевает почти всех, члены комиссии удивились, особенно учитывая тот факт, что все ребята свободно говорят на эстонском языке. Они выразили своё сочувствие, сказали, что ничего обещать не могут, но как политики, они будут влиять на решение.

Отметили, что санкции были введены в спешке, и тогда особо не думали, кого конкретно они будут касаться.

Похвалили нас за знание языка и после встречи они еще 10-15 минут общались со студентами, интересовались кто и откуда приехал», — рассказал Адам.

Он отдельно отметил, что на встрече присутствовали несколько эстонских граждан, пришедших поддержать авторов петиции. Также, по его словам, на встрече поднимали тему учителей.

«Среди тех, кто попал под санкции, есть студенты, которые уже работают в школах преподавателями. Мне кажется, что члены комиссии осознали, как странно отправлять обратно домой таких людей, в то время когда сейчас наблюдается острая нехватка учителей, несмотря на рост их зарплат», — добавил участник встречи.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.