logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыПолитика

«И первые станут последними»

Как выглядит политический расклад перед выборами в Сейм Латвии

«И первые станут последними»
Фото: LETA

Хотя выборы в 14-й Сейм Латвии пройдут только 1 октября, их главный политический итог известен уже сегодня — лидеры предыдущего народного волеизъявления на парламентских выборах 2018 года однозначно растеряли свое преимущество. В то же время явный аутсайдер вырвался вперед.

Консерваторы и канувшие в Лету

Бывшие лидеры — это три партии, получившие в 13-м Сейме большинство депутатских кресел: Saskaņa («Согласие»), KPV LV («Кому принадлежит государство») и Jaunā konservatīvā partija («Новая консервативная партия»).

Нет, они не создали коалицию, хотя общего числа голосов в парламенте им для этого хватало — 55. «Согласие», как обычно, осталось за «красными линиями», давно начерченными для этой политической силы национальными элитами страны, а две других — да, вошли в правящее большинство.

«Консерваторы», избавившиеся от приставки «новые» (теперь эта партия называется просто Konservatīvie), пребывают у власти до сих пор, и нынче балансируют на грани преодоления 5-процентного барьера для попадания в 14-й Сейм. Войдя в предыдущий парламент с 16-ю депутатскими местами, они позиционировали себя, прежде всего, как борцы с коррупцией и олигархами.

Этот запал, впрочем, быстро потух, плюс ко всему некоторые из «антикоррупционеров» сами оказались замешаны в не слишком красивых историях.

Например, против одного из лидеров «консервативных» Юриса Юрашса было заведено уголовное дело за разглашение гостайны. В последнее время партия сильно активизировалась в плане борьбы против русского языка — как в образовании, так и применения его в публичной сфере. Но вряд ли это добавит «консервативным» популярности среди избирателей — партия, которая давно и успешно играет на национальном поле, в Латвии уже есть.

Предвыборная реклама партии Konservatīvie. Фото: LETA

Предвыборная реклама партии Konservatīvie. Фото: LETA

Что касается KPV LV, то эта политическая сила канула в Лету, начав разваливаться на части сразу же после попадания в предыдущий Сейм. На ее обломках создана партия «За человечную Латвию», которая не участвует в предстоящих парламентских выборах.

Партии поменялись местами

Отдельного внимания заслуживает партия «Согласие». В нынешнем виде она легко преодолеет пятипроцентный барьер и получит места в Сейме, однако того успеха, который имела на нескольких предыдущих парламентских выборах подряд (более 20 депутатских мест), ей уже не видать.

Причин падения популярности партии несколько. За последние четыре года «Согласие» пережило коррупционный скандал в подконтрольной ей Риге (в результате, власть в столице была потеряна), развал изнутри — появились отщепенцы, создавшие конкурирующие политические движения, утрату лидера, коим на протяжении многих лет был Нил Ушаков. Сейчас он заседает в Европарламенте и его участие во внутриполитической жизни страны ощущается очень слабо.

Все это привело к сокращению электората «Согласия». Не секрет, что этот электорат главным образом русскоязычный.

Попытки «согласистов» его расширить за счет латышских избирателей большого результата не дали. Даже однозначное осуждение российской агрессии против Украины не помогло.

Напротив — подтолкнуло в объятия более радикальных защитников русскоязычного населения Латвии многих из тех, кто традиционно отдавал свои голоса «Согласию».

Тем не менее, по данным последних рейтингов, партия «Согласие» проходит в Сейм при поддержке около девяти с половиной процентов голосов избирателей.

Фото: LETA

Фото: LETA

С еще более удручающими показателями на выборах 2018 года (около 7% голосов) вошла в нынешний парламент партия «Новое Единство». И это был наихудший результат среди всех парламентских партий.

Сегодня «Новое Единство» уверенно возглавляет предвыборные рейтинги.

Объяснить эту метаморфозу не сложно. Во-первых, «Новое Единство» — это партия премьера. Он сформировал правительство почти четыре года назад и руководит им до сих пор, что в новейшей политической истории Латвии большая редкость.

Во-вторых, и это главное, на руку «Новому Единству», как ни цинично это звучит, сыграла война в Украине. Стабильность и безопасность государства, тесное сотрудничество с ЕС и НАТО резко поднялись в цене. И шаги правительства Кришьяниса Кариньша в этом направлении — твердые выступления за санкции против России, помощь Украине, прием украинских беженцев — нивелировали в сознании общества все те промахи, которые Кабинет министров под опекой премьера допускали прежде. А их было немало, особенно, если вспомнить период пандемии коронавируса — многие решения Кариньша и компании бесили и простых обывателей, и местный бизнес.

Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш

Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш

Сегодня ситуация иная — при поддержке более 15% голосов, согласно опросам населения, «Новое Единство» может получить 16-17 мест в новом Сейме. А это уже заявка на формирование нового правительства.

Ветераны политики

На втором месте в предвыборном политическом рейтинге с примерно с двенадцатью с половиной процентами голосов избирателей идет Национальное объединение (Nacionālā apvienība «Visu Latvijai!» — «Tēvzemei un Brīvībai/LNNK»). Здесь все предсказуемо — у этой политической силы, уже давно играющей на национальном поле, стабильный и преданный электорат.

«Националы» его не растеряли, а укрепили, опять же, за счет «русской угрозы» в связи с войной в Украине.

Инициативы по сворачиванию всего русского в Латвии и недопущения сюда переселенцев из России и Беларуси сделали свое дело — поддержка НО со стороны избирателей немного подросла по сравнению с той, что была накануне предыдущих выборов.

Стабильно проходят в Сейм (судя по опросам — около 10% голосов) и нынешние парламентские оппозиционеры — Союз зеленых и крестьян (Zaļo un Zemnieku savienība). Это одно из старейших политических объединений в Латвии, на протяжении многих лет оно не только входило в состав правящей коалиции — из рядов СЗК были премьеры и даже президент Раймонд Вейонис.

Непопаданием в состав коалиции нынешнего парламента Союз зеленых и крестьян обязан, прежде всего «новым консерваторам», которые этому воспротивились из-за плохой, по их мнению, работы предыдущего правительства, сформированного «зелеными и крестьянами», а также из-за фигуры экс-мэра Вентспилса Айвара Лембергса, который является «крестным отцом» СЗК. Он и сейчас, несмотря на открытые против него уголовные процессы по подозрению в коррупции и отсидку в тюрьме, является кандидатом в премьеры от этого политического объединения. И этот момент, как ни странно, дает СЗК дополнительные бонусы и стабильные места в Сейме — Айвар Лембергс популярен у довольно значительной части латвийских избирателей.

Айвар Лембергс. Фото: LETA

Айвар Лембергс. Фото: LETA

Либералы идут порознь

Всего из 19-ти партий, участвующих в выборах 14-го Сейма шансы попасть в главный законодательный орган Латвии, по мнению большинства политологов, есть у двенадцати. Правда, это чисто теоретические выкладки, зависящие от многих факторов, главный из которых — явка на выборы избирателей. Поэтому, кроме уже выше рассмотренных политических сил, обратим внимание на те, которые, согласно последним опросам, могут получить 5% голосов избирателей.

Прежде всего, это либеральное политическое объединение Attīstībai/Par! («Для развития/За!»), входящее в действующую правящую коалицию. В нынешнем Сейме либералы имеют 13 кресел, но вряд ли сохранят такое же представительство в следующем. Наибольшие претензии к этой политической силе у населения связаны с действиями ее министров во главе Минздрава во время пандемии коронавируса — фактический провал начала процесса вакцинации, скандалы с закупками вакцин, неэффективное управление отраслью.

Кандидатом в премьеры от Attīstībai/Par! значится нынешний министр обороны Артис Пабрикс. При всей важности и популярности этого ведомства в текущей геополитической ситуации, Артис Пабрикс умудрился накануне выборов выступить с непопулярной в обществе инициативой возвращения в стране всеобщего воинского призыва. Кроме того, спорным моментом для консервативного в большинстве своем населения Латвии является продвижение либералами закона о партнерских отношениях, который блокируют партии не только национальной направленности, но и центристы.

Читайте также

«Если вы публично одобряете Путина, переезжайте в Россию»

Интервью с министром обороны Латвии Артисом Пабриксом

Пик популярности либеральных идей и объединения «Для развития/За!») пришелся на 2020 год, когда оно совместно с партией «Прогрессивные» победило на выборах в Рижскую думу. Таким образом, коалиция власти в Риге стала похожа на правящую коалицию в стране. Однако череда внутренних скандалов (отставки министров, выход мэра Риги Мартиньша Стакиса из партии Par! и т.д.) привели к тому, что объединение подрастеряло былую популярность.

Партия «Прогрессивные» (Progresīvie) на выборы в Сейм идет отдельно от «Для развития/За!». Это их вторая попытка — в 2018 году удалось набрать лишь чуть более двух процентов голосов избирателей. Но сейчас, учитывая успех на выборах в столице, у «Прогрессивных» стартовая позиция гораздо более выгодная. Их избиратели — в основном молодые люди, поддерживающие «зеленое» мышление, научный прогресс, либеральные идеи и толерантность. В том числе и к ЛГБТ+ сообществу. Вполне себе симпатичная политика «Прогрессивных» при этом несколько хромает в части исполнения выдвигаемых задач. Рижане обязательно припомнят им неудачную реализацию проекта велополос в столице, а также понаставленные на городских улицах столбики, в дискуссиях о необходимости которых сломано не одно копье.

Так что преодоление пятипроцентного барьера на приближающихся выборах в Сейм для «Прогрессивных» пока под вопросом. Хотя, скорее, да, чем нет.

Интрига со «Списком» и «Русским союзом»

Похожая ситуация и у «Объединенного списка», в который вошли «Латвийская Зеленая партия», «Латвийское общество регионов» и «Лиепайская партия» («Apvienotajs sarakts — Latvijas Zaļā partija, Latvijas Reģionu Apvienība, Liepājas partija»). Эта политическая сила была создана всего несколько месяцев назад. Триггером послужил выход «Латвийской зеленой партии» из состава Союза зеленых и крестьян (причина все в той же фигуре Лембергса). «Объединенный список» позиционирует себя, как «партия для всех». Их главная идея — создание правительства профессионалов, что довольно популярно в латвийском обществе. Поскольку ни в каких скандалах «список» пока не отметился и не имеет негативного шлейфа, у него есть неплохие шансы получить места в парламенте. Тем более, что претендуют на них известные в столице и регионах персоны. Например, экс-премьер Латвии Марис Кучинскис или председатель федерации пенсионеров Латвии Айя Барча.

Еще одна интрига предстоящих выборов — попадет или нет в новый Сейм партия «Русский Союз Латвии». Два года назад они смогли получить несколько мест в Рижской думе и теперь нацелены на парламент.

Многое зависит от того, как распределятся на этих выборах голоса русскоязычных избирателей и как много их вообще придет к избирательным урнам.

Митинг в защиту русских школ, организованный Русским союзом Латвии, 2019 год. Фото: LETA

Митинг в защиту русских школ, организованный Русским союзом Латвии, 2019 год. Фото: LETA

У РСЛ есть некий «запас прочности», который ему обеспечивают недовольные национальной политикой избиратели — закручиванием гаек по всем фронтам из-за российской агрессии в Украине. На этой волне «Русский Союз Латвии» может забрать часть голосов у «Согласия», резко осудившего действия России. Сами РСЛовцы этого не сделали и балансируют на грани возбуждения против них Полицией безопасности уголовного дела за поддержку военной агрессии. Правда, пока подкопаться к русской партии не удалось, но движение в этом направлении продолжается, на чем настаивают политические силы с откровенной национальной повесткой.

Антиваксеры и популисты

Вплотную приблизиться к пятипроцентному барьеру и даже преодолеть его вполне могут партии «Каждому и каждой» (Katram un katrai), «Латвия на первом месте» (Latvija pirmajā vietā) и «За стабильность!» (Stabilitātei!).

Katram un katrai — это продукт, созданный одним из бывших лидеров партии KPV LV Алдисом Гобземсом.

Будучи ярым антиваксером, он сумел набрать определенную популярность у части населения во время пандемии.

Но пандемия закончилась и популярность Гобземса пошла на спад. Время от времени он подогревает к себе интерес некоторыми провокациями, устраиваемыми в Сейме, за что его, например, недавно лишили права посещения нескольких заседаний парламента подряд. Но, по большому счету, популистские идеи этого политика вряд ли сегодня найдут такой отклик у избирателя, как это было четыре года назад. Ведомая тогда им партия очень быстро показала, чего этот популизм на самом деле стоит.

Предвыборная реклама партии Katram un katrai в Риге. Фото: LETA

Предвыборная реклама партии Katram un katrai в Риге. Фото: LETA

Лидер партии «Латвия на первом месте» — человек с большим политическим стажем и большими деньгами Айнар Шлесерс. Некогда он возглавлял министерство сообщения, а также был вице-мэром Риги. Однако, став фигурантом громкого «дела олигархов», отошел на некоторое время от политики. Сейчас вот вернулся. Начал, кстати, тоже с борьбы против «принудительной вакцинации». Сейчас выступает против «режима Левитса-Кариньша» (президента и премьера). Его электорат — люди, крепко держащиеся за традиционные ценности и помнящие бурную деятельность Шлесерса в то время, когда он занимал высокие посты, за что получил кличку Бульдозер. Правда, о менее заметных делах Бульдозера, которыми занимаются следователи (например, афера с введением в Латвии цифрового телевидения), его поклонники предпочитают не вспоминать.

Партию «За стабильность!» создал бывший депутат Рижской думы Алексей Росликов. Он — один из четырех раскольников, которые со скандалом были исключены из партии «Согласие» в то время, когда она терпела поражение в столичном самоуправлении. Проект «За стабильность!» — попытка привлечь к себе часть русскоязычного электората, манипулируя популистскими лозунгами. Росликов также отметился акциями против прививок в период пандемии, выступает за сохранение советских памятников и русских школ. Что-то новое русскоязычному электорату он вряд ли сможет предложить, поэтому попадание в 14-й Сейм партии Stabilitātei! — под большим вопросом.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.