Латвия больше не выдает визы гражданам России. Исключение только одно: если россиянин едет на похороны близкого родственника. Такое решение немедленно негативно повлияет на оппозиционно настроенных жителей России: их возможности эмиграции становятся все более узкими, говорит латвийский историк Владимир Прудников.
После решения Латвии не давать визы гражданам России в твиттере начались настоящие битвы мнений. Сторонники решения говорят, что несогласные с Кремлем россияне должны оставаться в стране и противостоять. Противники считают, что все не так просто, а для огромного числа россиян запрет на визы не значит ровным счетом ничего — они и так никуда не ездили.
Фото: Скриншоты, Twitter
Латвийский историк Владимир Прудников говорит, что запрет на визы негативно повлияет именно на оппозиционные слои российского населения, но не вызовет массовых протестов.
«Запрет на въезд в европейские страны ограничивает возможность эмиграции для несогласных с внешней агрессией и внутренним авторитаризмом российских властей. При этом надежды на то, что подобные меры спровоцируют антиправительственные выступления и, в долгосрочной перспективе, поспособствуют смене власти в самой России едва ли оправдываются», — считает он.
Владимир Прудников. Фото из личного архива
Прудников подчеркивает: опыт последних десяти лет показывает, что российская оппозиция слишком слаба, чтобы бросить вызов режиму, опирающемуся на комбинацию репрессивных мер и пропаганды.
Эксперт соглашается и с доводом об ограниченном круге действия такого запрета.
«В условиях когда подавляющее большинство россиян (больше 70%) не имеют загранпаспортов, такие меры будут иметь ограниченный эффект», — говорит Прудников.
Наконец, сама история показывает, что санкции редко приводят к смене режима изнутри. «Примером тому могут послужить Иран и Северная Корея. В свою очередь, эффект на европейские сообщества будет отрицательным — невозможность воспользоваться «утечкой мозгов» из путинской России — хотя и ограниченным», — подытоживает историк.
Политолог Филипп Раевский считает, что такое решение вполне оправдано.
«Если твое государство воюет, то ты должен считаться с тем, что не будет так просто, что ты можешь ехать куда захочешь. Все понятно, ведь такая же ситуация есть с Ираном, с Северной Кореей. Люди могут выехать, дело в том, что они не могут так просто получить туристическую визу. Потому что эти страны — они изгои, они нарушают мировую безопасность. Если мы говорим о беженцах или о людях, которые бегут от режима — оппозиционеров. О людях на которых идут гонения. Я думаю, что там проблем не будет. Эти люди будут иметь возможность остаться здесь. Это предусматривает упорядочение системы. Люди, которые здесь хотят жить, к ним все-таки будет более серьезное внимание со стороны структур безопасности», — говорит Раевский.
Он напоминает, что под видом туристов на территорию европейских стран могут въехать провокаторы и другие люди, которые работают на режим.
«Как вы помните, в Таллинне, когда переносили памятник Алеше (имеется в виду советский памятник «Бронзовому солдату»), то в Эстонию тогда приехала целая группа туристов, которые совершали беспорядки. Они приехали как туристы, по туристическим визам. В данном случае речь идет об этом».
Политолог Филипп Раевский. Фото из личного архива
Слова политолога подтверждаются в реальности. Накануне двое журналистов прокремлевского издания «Известия» въехали на территорию Эстонии по туристическим визам других стран ЕС, чтобы снять пропагандисткий репортаж о лишении танка Т-34 в Нарве статуса памятника.
Филипп Раевский прогнозирует, что страны Балтии, Польша и Финляндия могут запретить выдачу туристических виз россиянам. «Может быть вариант, что есть Шенгенская виза на одно государство, то есть страна имеет право принять у себя гражданина РФ без права на дальнейшее путешествие по Шенгену».
По его словам, это решение вполне обоснованно, так как эти страны напрямую граничат с Россией и им есть чего опасаться.
Подводя итоги, Филипп Раевский говорит: «надо помнить, что здесь Латвия и надо блюсти ее законы, стараясь не нарушать внутренней безопасности и не вмешиваться в локальные проблемы».