logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Дорога через Крым

Как украинцы покидают оккупированные территории через аннексированный полуостров

Дорога через Крым
Фото из социальных сетей

Жизнь в оккупации сложная и безрадостная. Многие жители стараются покинуть захваченную россиянами территорию и уехать в безопасное место. Для юга Украины практически единственным шансом выбраться становится поездка в Европу через оккупированный Крым. Однако легкой эту дорогу назвать нельзя, она отнимает не только много времени и сил, но и денег. Есть немало свидетельств и о жестоких издевательствах российских пограничников.

*Имена героев в этом материале изменены по их просьбе.

Выезд на собственном авто

Наиболее простым решением может показаться выезд на собственном автомобиле, если есть такая возможность. В таком случае можно собрать необходимые вещи и отправится в направлении аннексированного РФ полуострова. В процессе поездки встретится большое количество блокпостов, где солдаты будут проверять документы и иногда осматривать вещи. Мужчинам приходится сложнее, поскольку их всегда выводят из транспортного средства, раздевают, когда до пояса, а когда и до трусов, чтобы убедиться в отсутствии армейских татуировок.

Нередко бывает, что войска РФ или «ЛДНР» просят «поделиться» едой, сигаретами, водой или деньгами. Им, конечно, нет возможности отказать, иначе проехать никто не позволит.

Проверяют также фамилии и имена на соответствие неким спискам. Что это за списки и кого ищут — неизвестно. Люди, с которыми мы беседовали, предположили, что таким образом хотят найти участников АТО, а также бойцов батальона «Азов».

Александр вывозил свою жену и дочь на собственном автомобиле из Мелитополя. Сейчас мужчина обустраивается в Польше. Он рассказал, что у него лишь несколько раз просили сигареты. В целом поездка до границы обошлась ему всего в пару пачек сигарет, что считается довольно успешным и экономным проездом. Нашего собеседника удивили плакаты на блокпостах, где указан номер телефона и предлагается сообщать, если солдаты требуют деньги или отбирают вещи.

Александр смеется: «Они предлагают записать номер телефона на глазах у военного с автоматом, который будет «просить» что-то у проезжающих? Звучит нереально». Но для галочки это объявление есть.

На подъезде к Чонгару встречаются остовы сожженной техники и остатки зданий украинского КПП. Зрелище крайне угнетающее. Из-за большого количества выезжающих очередь из машин может тянуться десятки километров.

Александру и его семье повезло, общее время прохождения таможни составило 26 часов. Это средний показатель. Многие вынуждены ожидать по двое или трое суток.

Все это время машины просто стоят в одной большой пробке на дороге. По бокам нет ни кустика, ни деревца. Выйти по естественной надобности можно максимум на обочину. Дальше нельзя — могут быть мины. Поэтому об элементарной приватности можно забыть. Лишь непосредственно перед границей есть несколько небольших деревянных уличных туалетов.

Александр советуют всем выезжающим брать побольше воды и еды, потому что там это достать попросту негде, особенно, если выезжать с маленькими детьми.

Фильтрационный пункт

Когда автомобиль доезжает до таможни, все пассажиры и водитель проходят традиционный паспортный контроль и заполняют миграционную карту. Затем мужчин отводят в специальный загон, огороженный сеткой-рабицей. Там есть лавочки, где нужно ожидать неопределенное количество времени. Перед этим сотрудники ФСБ забирают документы. Как происходит отбор очередности на допрос, не знает никто. Кто-то попадает почти сразу, а кто-то ждет часами.

На КПП Джанкой очень много отдельных комнат и палаток, куда мужчин вызывают по одному. Там в очередной раз раздевают, но могут уже полностью догола, как было в случае Александра. На допросе уточняют, служил ли мужчина в армии и интересуются причиной, если ответ отрицательный. Узнают, есть ли знакомые, которые сейчас воюют в Украине, а также работавшие или до сих пор работающие в силовых структурах близкие. Во время допроса забирают на проверку телефоны и ноутбуки и требуют сообщить все пароли от них. ФСБ-шники уточняют: если во время проверки выяснится, что человек в чем-то солгал, то разговор будет своем другим.

После допроса мужчину ожидает длительное ожидание в загородке, пока проверяют его гаджеты. Это может длиться от 2 до 12 и более часов. Если ничего «подозрительного» не обнаружили, то человека пропускают.

Выезд на автобусе

Отправляться за границу через Крым на автобусе можно двумя способами. Наиболее дешевый — доехать до Симферополя, а оттуда на поездах или автобусах в Грузию или страны Балтии.

Наш собеседник Иван и его девушка Дарья выбирались так со своими друзьями. Автобус до Симферополя из Мелитополя им обошелся в 1400 гривен (около 40 евро). Иван говорит, что рад именно этому способу, так как автобус не стоял в долгой очереди авто, а подвез людей к пешеходному пропуску. После прохождения таможни и фильтрации со стороны Крыма всех пассажиров должен был забрать другой транспорт и уже доставить в Симферополь.

Процесс допроса не отличается, но в случае с друзьями Ивана все получилось не так хорошо, как прошло у нашего предыдущего героя. Иван и Даша прошли допрос и проверку техники довольно быстро. На это ушло около четырех часов, после чего их пропустили. Но их друзья, Марина и Антон, так и не появлялись.

Постепенно все пассажиры автобуса были в сборе, кроме друзей ребят. Водитель маршрутки предупредил, если до полуночи они не придут, то придется уезжать без них. Выяснилось, что такое бывает весьма часто. Люди, забронировавшие места, не приходят.

Что с ними происходит, отправляют их назад, или они просто исчезают, водитель не сказал, да и сразу постарался сменить тему разговора.

Марина и Антон прошли допрос и появились, когда уже стемнело. Ребята сразу сказали, что расскажут все позже, но было видно, что идти Антону весьма трудно. Оказалось, в его телефоне нашли картинку — мем, высмеивающую российскую армию. Этого оказалось достаточно, чтобы разговор перешел в избиение и унижение. Парень рассказывает, что уже не ожидал остаться в живых. Били как поодиночке, так и сразу несколько человек. Выходили, оставляя полежать, а затем возвращались. Самым страшным моментом для Антона стала ситуация, когда его отвели в самую дальнюю часть КПП. Там на него надели бронежилет, а затем с расстояния стали стрелять.

Антон считает, что мучители получали садистское удовольствие от его унижения. Рядом с ним был еще один молодой парень, который просто плакал, но это вызывало еще больше агрессии со стороны россиян. Позже второму парню надели мешок на голову и куда-то увели. Что с ним стало, Антон не знает. Молодой человек полагает, своим спасением он обязан ожидавшей его Марине, которая постоянно спрашивала у солдат, где ее парень. Синяки и кровоподтеки у Антона сходили еще долго. Но к счастью, все кости оказались целы. По лицу оккупанты тоже не били, все удары приходились на туловище и ноги.

В Симферополе на железнодорожном вокзале ребята купили билеты до Москвы и оттуда сразу до Пскова. Это обошлось примерно 7000 рублей (120 евро) на каждого. От Пскова до границы взяли такси за 3000 рублей (48 евро) на всех. Этот путь у них прошел без приключений.

Мелитопольцы сумели добраться до цели своего путешествия — Эстонии. В этой балтийской стране ребята решили остановится и оформить статус временного убежища.

Акция в поддержку Украины в Таллинне. Фото: Twitter, @artemtam

Акция в поддержку Украины в Таллинне. Фото: Twitter, @artemtam

Посредники и доставка сразу до Европы

На фоне войны активизировалось немало предпринимателей, предлагающих транспортные услуги по выезду из оккупированных Херсона, Мелитополя и Бердянска в Европу. Местные телеграмм-каналы и доски у подъездов завешаны подобными объявлениями.

Преимущество такого маршрута в том, что нет необходимости возиться с пересадками и покупкой билетов. Окончательный пункт назначения — Чехия, Польша, Германия или другая европейская страна. Стоимость такой поездки от 600 евро и выше в зависимости от перевозчика и окончательной точки прибытия.

Но есть существенный фактор. Если кто-то не проходит фильтрацию, и его отправляют назад домой, а такие случаи были, то деньги не возвращаются.

Едут автобусы через Крым, Россию, Грузию и Турцию. Можно также добраться только до Грузии, а оттуда вылететь в ЕС на самолете.

Крым: все как по Оруэллу

Всех наших собеседников шокировало то, как их встретил оккупированный полуостров и непосредственно Симферополь. Город казался иллюстрацией к популярному роману Джорджа Оруэлла «1984». Повсюду билборды с изображениями Путина и российскими военными. Прямо перед железнодорожным вокзалом большой видеоэкран, с которого глава Кремля поясняет о необходимости «спецоперации».

Фото: Twitter, @liquidincrimea

Фото: Twitter, @liquidincrimea

«Война — это мир», практически такие оруэлловские слоганы вещает российский лидер. И, как ни странно, люди верят. Весь общественный транспорт украшен Z-символикой. Можно встретить немало подобных наклеек и на частном автотранспорте. Как признается Даша, ее больше всего поразил билборд на котором было написано «Спасибо русскому солдату за мир!». Кажется, циничнее уже просто некуда.

Можно заметить немало сторонников войны и среди молодого поколения. Александр рассказывает, что заметил подростка лет 14 в футболке с Z-логотипом. Но, видно этого мальчишке оказалось мало, он еще и выбрил этот символ у себя на голове. Денацификация действительно нужна, соглашается Александр, вот только не Украины, а России.

Легальность выезда

Выезд через Крым не считается легальным с точки зрения официального Киева. Украинские граждане в таком случае не проходят паспортный контроль украинской стороны, а значит, пересекают границу незаконно. Особенно этот аспект касается мужского населения, поскольку в Украине действует запрет на выезд мужчинам возрастом от 18 до 60 лет, пока действует военное положение. Неоднократно представители власти отмечали, что ко всем неофициально выехавшим могут возникнуть вопросы у СБУ при въезде назад в Украину.

Ни один украинский чиновник, впрочем, не говорит о том, что делать тем людям, которые потеряли работу и доходы. Они не имеют иной возможности покинуть оккупированные территории. Выезд через линию фронта под обстрелами куда опаснее. Судя по огромным очередям на границе, все больше жителей оккупированного юга Украины предпочитают уезжать именно таким способом.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.