Сюжеты · Экономика

Акцизы, НДС, налог на прибыль: как страны Балтии собираются повышать оборонные расходы в 2025 году

Галина Молочкова, специально для Новой газеты.Балтия

Фото: BNS

Осенью 2024 года экономика стран Балтии двигалась разнонаправленно, утверждают экономисты. Проще говоря, несмотря на общий вызов — как увеличить оборонные расходы до 3% от ВВП — ситуация в экономике и с благосостоянием жителей в Латвии, Литве и Эстонии складывается по-разному. 

В бюджетах всех трех стран на 2025 год заложен рост военных расходов, а значит вводятся новые налоги и обрезаются социальные программы. Дамокловым мечом над бюджетом каждой из стран висят расходы на недостроенную европейскую магистраль Rail Baltica.

При этом три Балтийские страны в 2024 году пытаются удержать дефицит госбюджета в определенных критериями Евросоюза трех процентах и государственный долг в размере около 40% .

Что уже положено на алтарь защиты отечества и как видят будущее экономики региона экономисты — в нашем обзоре.

Эстония: рецессия или стагфляция?

Эстонская экономика в последние два года пострадала сразу от нескольких ударов. С одной стороны, разрыв экономических и логистических связей после вторжения России в Украину. С другой — продолжающаяся в течение двух последних лет стагнация на рынке стран Скандинавии, связанная с общим спадом в мировой экономике. Со скандинавами эстонские производители связаны тесно и падение рынка в соседних странах обернулось закрытием ряда производств в самой Эстонии и сокращением сотрудников.

В итоге в 2023 году ВВП Эстонии сократился на 3%, и в 2024 году падение продолжается, хоть и меньшими темпами.

Министерство финансов Эстонии прогнозирует сокращение национальной экономики на 1% в текущем году с возобновлением экономического роста к началу 2025 года с оглядкой на улучшение ситуации у соседей.

Традиционно Эстония воспринималась как локомотив балтийской экономики, поэтому падение второй год подряд стало шоком для жителей Балтии. Более того, Эстония стала единственной из стран Балтии, которая в середине 2024 года приняла дополнительный госбюджет для того, чтобы удержать дефицит госбюджета в пресловутых 3%. Так называемый отрицательный дополнительный бюджет предусматривал экономию 115 миллионов евро, в том числе за счет расходов госсектора, и дополнительные доходы в 68 миллионов евро за счет изъятия дополнительных дивидендов у госпредприятий, таких как энергетическая компания Elering и компании по управлению государственными лесами RMK. 

А вот самим эстонцам понемногу приходится затягивать ремни. Начали сокращаться программы социальной помощи — медицина, образование и социальные выплаты, в том числе родительские пособия.

Пока эстонские экономисты используют слово «рецессия», латвийские политики заговорили о ситуации в Эстонии как о стагфляции — когда при стагнирующей экономике происходит рост инфляции. Действительно, пока в Латвии и Литве инфляция шла на спад, в Эстонии она, наоборот, подросла.

По данным Банка Эстонии, в сентябре инфляция в Эстонии достигла 3,2%, а к концу года уровень инфляции будет 3,8%. В тоже время в Латвии, как и в Литве, к концу года показатели инфляции прогнозируются на уровне в 1,5% и 1-2% соответственно.

По признанию экономистов, инфляционный рост в Эстонии мог бы быть и выше, но экономику поддержало неожиданное снижение цен на энергоносители в августе, когда цена на нефть упала ниже 80 долларов за баррель.

«В начале сентября цена на нефть на мировом рынке была самой низкой за последние годы, и можно ожидать, что это также снизит общую инфляцию в краткосрочной перспективе», — поясняет ситуацию экономист Банка Эстонии Сулев Перт. К сожалению, взрывоопасная ситуация на Ближнем Востоке не дает оснований полагать, что низкая цена на нефть сохранится до конца года.

Фото: BNS

Экономика Эстонии стагнирует, но, по крайней мере, не сокращается, успокаивает ведущий экономист эстонского SEB bank Михкель Нестор. По его прогнозу, в ближайшие несколько лет рост экономики страны будет поддерживаться в основном факторами, связанными с внешней средой — увеличением внешнего спроса и падением процентных ставок.

В Эстонии надеются на отступление спада промышленного производства в глобальном масштабе и на обозначившийся рост экспорта товаров и услуг. Спад мировой торговли в этом году вернулся к скромному росту, а внешний спрос постепенно восстанавливается. В то же время ослабленная конкурентоспособность компаний может замедлить рост экспорта, предупреждают эксперты.

«Экономика Эстонии до сих пор продолжает снижаться, но можно увидеть и первые признаки улучшения. Наибольшую надежду на восстановление экономического роста дает ожидаемое снижение процентных ставок, что улучшит ситуацию как на экспортных рынках, так и активизирует внутренние инвестиции», — прогнозирует Банк Эстонии.

При этом опросы констатируют, что у жителей Эстонии растет страх безработицы и ухудшения финансового положения.

Несмотря на ожидание роста, в 2025 году эстонскую экономику ждут не лучшие времена, предупреждают эксперты.

«Запланированный правительством пакет увеличения налогов и сокращение расходов приведут к ускорению инфляции и замедлению экономического роста», — предрекают экономисты эстонского Swedbank . Повышение доверия населения страны к политике правительства становится все более важным для укрепления внутреннего спроса. Правда, представители банков считают, что в следующем году рынок труда останется сильным: безработица будет постепенно снижаться, а занятость останется высокой.

О каком налоговом пакете тревожатся эксперты?

В начале 2024 года эстонцы уже столкнулись с ростом НДС с 20% до 22%. Как выяснилось, это повышение стало только первым шагом. В сентябре правительство Эстонии передало на рассмотрение в парламент проект госбюджета на 2025 год, а также бюджетную стратегию на 2025–2028 годы, где снова предусмотрены налоговые изменения — налоги повышаются, а госрасходы сокращаются. 

Чтобы наполнить казну, правительство Эстонии снова решило увеличить НДС — уже с 22 до 24%, повысить ставку акцизного налога, увеличить суммы штрафов. Но, самое главное, в следующем году на 2% планируется увеличить подоходный налог и на 2% налог на прибыль предприятий — с 22% до 24%. Причем налогом планируется обложить и реинвестируемую прибыль с предприятий, которая ранее не облагалась налогом.

Правительство Эстонии поясняет, что повышение НДС, подоходного налога и налога на прибыль — это многокомпонентный налог на оборону. Он вводится временно и будет отменен, предположительно, к 2028 году с улучшением международной обстановки.

Проект подвергся острой критике эстонской парламентской оппозиции, которая считает, что меры правительства усугубят экономический кризис в стране.

«Очень много у нас будет подъемов акцизов, штрафов, будет повышение подоходного налога на 2%. И социальные льготы. Они уменьшатся. Это самая большая проблема, — подчеркнул председатель фракции Центристской партии в Рийгикогу Лаури Лаатс. — Демографическая ситуация тоже плачевная. С одной стороны говорят в правительстве: «давайте, нужно больше рожать детей», а с другой стороны они все пособия снижают или вообще убирают».

Специалисты заговорили об Эстонии как о «потерянном налоговом рае» и занялись прогнозами: в каком направлении потекут международные капиталы из Эстонии. Возможно, в Литву?

Литва: вверх на информационных услугах

В Литве изначально не стали перекладывать все расходы на оборону исключительно на госбюджет. Практика обязательного налога на бизнес уже была опробована ранее для скрытого финансирования терминала по сжиженному газу в Клайпеде. Для того, чтобы терминал не терпел убытки в конкуренции с трубопроводным газом из России и мог удерживать конкурентоспособные цены, с крупнейших потребителей сжиженного газа в Литве брали специальный ежегодный сбор. И даже в Еврокомиссии признали эту практику «внутренним делом» страны.

Примерно по тому же принципу в прошлом году был принят закон о сборе на солидарность для коммерческих банков или так называемый налог на сверхприбыль. 

В литовском правительстве не скрывали, что это иное название налога на оборону. Этот сбор пополнил казну на 240 млн. евро.

Несмотря на то, что сбор планировался как временная мера, в этом году банки в Литве будут обязаны снова заплатить сбор на солидарность, как ожидается, в прежнем объеме. А в следующем году сбор может составить уже 50-70 млн. евро. Но одновременно банки должны будут платить повышенный с 20% до 21% налог на прибыль.

Также летом этого года литовский парламент принял законы, предусматривающие создание Оборонного фонда, и утвердил повышение налогов, за счет которых он будет финансироваться. Сейм Литвы увеличил налог на прибыль и акцизы на алкоголь, табак и топливо. Планировалось также повысить и НДС, но против этой идеи выступил президент Литвы Науседа. Впрочем, не исключено, что этот вопрос будет вновь поднят в ближайшее время.

Сейм также постановил, что муниципалитеты будут ежегодно вносить по 25 млн евро на проекты гражданской обороны из приходящейся на них доли подоходного налога с населения. Все эти меры позволят Литве увеличить финансирование оборонного комплекса до 3% ВВП.

В отличие от Эстонии, в Литве говорят о планируемом росте экономики в 2% уже в этом году. И даже планируют повысить уровень минимальной зарплаты в 2025 году до 1038 евро, а минимальную почасовую ставку — до 6,38 евро за час.

По данным центробанка, литовская экономика успешно воспользовалась открывшимися возможностями роста и уже вернулась на путь роста в первой половине этого года после двух лет стагнации. С учетом сильного роста частного потребления и постепенного восстановления спроса на литовские товары и услуги на экспортных рынках прогнозируется, что литовская экономика вырастет более чем на 2% в 2024 году, а затем ускорится до более чем 3% в следующем году,

«Мы прогнозируем, что рост ускорится уже в следующем году, когда экономика будет стимулироваться более сильным внешним спросом и увеличивающейся поддержкой инвестиций со стороны ЕС. Преимущества этого роста также почувствуют жители, поскольку их реальные доходы вырастут, а потребление продолжит расти», — рассказывает президент литовского центробанка Гедиминас Шимкус. Прогноз ВВП центрального банка на 2025 и 2026 годы остается неизменным, при этом ожидается, что экономика вырастет на 3,1% и 3,3% соответственно.

Фото: BNS

Эксперты отмечают, что общий экономический рост в Литве в настоящее время в значительной степени обусловлен сектором услуг, причем выделяется сектор информации и связи, рост которого уже некоторое время опережает рост всей экономики. В первой половине 2024 года на эту отрасль пришлось около четверти общего экономического роста.

Потребление домохозяйств резко растет уже около года и уже близко к своему пику, зафиксированному до всплеска инфляции, вызванного шоком цен на энергоносители. Центробанк предсказывает исключительно благоприятное будущее: дальнейшему росту потребления будут способствовать хорошая ситуация на рынке труда, более низкая инфляция и позитивные настроения домохозяйств. Реальное частное потребление, сократившееся на 1% в 2023 году, по прогнозам, увеличится на 3,6% в этом году и на 3,7% в 2025 и 2026 годах

И в первом, и во втором квартале изменения ВВП Литвы оказались намного выше, чем мы прогнозировали, радуются экономисты SEB bank

Результат экономического развития, который был лучше, чем год назад, был обусловлен не только восстановлением реального потребления домохозяйств, но и более сильными результатами промышленного сектора. За семь месяцев объем промышленного производства в сравнительных ценах увеличился на 3,3 процента — такое изменение было одним из лучших в Европейском Союзе. Растущий объем инженерно-строительных работ по-прежнему оказал положительное влияние на экономику, отмечается в обзоре SEB bank.

Безусловно, несмотря на общую благоприятную картину, есть и проблемы. В Литве так и не снизился уровень безработицы, который начал расти в 2022 году и остается высоким почти во всех социальных группах.

Неблагоприятную ситуацию связывают с пертурбациями в транспортном секторе — до войны в Украине в Литве работали самые крупные в Балтии компании по перевозкам грузов автотранспортом.

В 2023 году число безработных в Литве составляло 6,8% от трудоспособного населения и по прогнозам к концу этого года их число вырастет до 7,4% . Ожидается, что в 2025 году безработица начнет снижаться до 7,1% и до 6,9% в 2026 году.

Тем не менее репрезентативный опрос населения страны, проведенный по заказу Финансового института Swedbank, показал, что число литовцев, относящих себя к среднему классу, сократилась на 3 процентных пункта и настолько же выросло число людей, относящих себя к низшем среднему классу. 

На 2% — до 8% — увеличилось число жителей Литвы, считающих себя бедными или нуждающимися. Правда, несмотря на снижение доходов у части жителей страны, литовцы в этом году более удовлетворены своими доходами чем год назад, показывают результаты опроса.

Встреча министров обороны стран Балтии в Паланге, 2024 год. Фото: BNS

Латвия — госсектор шагает впереди

«В латвийской экономике кризис, сравнимый с 2008 годом», — так попыталась кратко охарактеризовать ситуацию в латвийской экономике премьерка Эвика Силиня на заседании коалиции на прошлой неделе. Правда, президент немедленно призвал не нагнетать ситуацию.

Экономисты о кризисе 2008-го года не упоминают, но отмечают, что стагнация в латвийской экономике затянулась. По прогнозам экономистов Swedbank, в этом году экономика страны вырастет всего на 0,9%. В 2025 и 2026 годах рост ускорится до 2,6% и 2,9% соответственно.

Покупательная способность латвийцев восстанавливается, но жители страны все еще осторожны в расходах. Экономисты ожидают рост объемов экспорта и частных инвестиций только в будущем году вместе со снижением процентных ставок Европейского центрального банка. А пока, как отмечается обычно весьма комплиментарными комментаторами от коммерческих банков, движущей силой латвийской экономики в первом полугодии (а ситуация и во втором полугодии остается ровно той же самой) стали государственные расходы. 

«Понятно, что так долго продолжаться не может», — отмечают комментаторы. Однако прогнозов по поводу изменения ситуации и сроков изменения ситуации пока никто не дает.

Эксперты отмечают, что несмотря на восстановление покупательной способности, деньги латвийцы тратят осторожно. «Мы ожидаем восстановления экспорта и частных инвестиций только в следующем году — когда процентные ставки, установленные центральными банками, будут ниже. Однако сокращение дефицита государственного бюджета, которое является слишком коротким и недостаточно обсуждаемым, может иметь негативный эффект как в краткосрочной перспективе, подрывая настроение участников экономики, так и в долгосрочной перспективе», — говорится в комментариях.

В госбюджете на 2025 год правительство латвийской правительство попыталось удержаться между необходимостью увеличения военных расходов и в то же время сохранить пути для выхода из кризиса.

В итоге, с одной стороны, в 2025 году планируется ввести драконовские меры в сфере оборота наличных у жителей страны — о суммах свыше 750 евро, внесенных в течение месяца или 7000 евро в течение года должна быть немедленно проинформирована служба госдоходов. С другой стороны, с 2025 года повышается необлагаемый минимум, он становится фиксированным для всех работников (до сих пор размер необлагаемого минимума менялся в зависимости от количества иждивенцев, размера доходов, количества мест работы) — 510 евро, увеличивается также минимальная зарплата — с 700 до 740 в месяц и по этому показателю Латвия на долгие годы зафиксировала отставание от Литвы.

А вот решение перекроить накопление пенсионного капитала обрадовало работодателей, но не вызвало энтузиазма у большинства работников и экспертов.

С 2025 года на 1% сокращаются выплаты в пенсионный фонд второго уровня (накопительный) сотрудника и этот 1% переносится на первый уровень, который финансируется из текущих отчислений социального бюджета. До этого пресловутый процент платился работодателем за своих работников. Кроме того, планируется унификация ставок подоходного налога и обложение дополнительным 3% налогом доходов свыше 200 тыс. евро (они также облагаются налогом в 33%). И традиционно планируется увеличить ставки акцизных товаров, в том числе акциз на безалкогольные напитки с высоким содержанием сахара, налог на содержание автомобиля. При этом, как с неудовольствием отмечают в Литве и Эстонии, после повышения акциза на топливо, цены на него в Латвии должны быть ниже, чем у соседей.

Фото: LETA

В Латвии рассчитывают, что такие меры позволят увеличить сборы налогов и стимулировать развитие экономики. А пока сбор налогов в казну отстает от плана, на, казалось бы, небольшие 1,7%. Но эта недостача оборачивается в нехватку 161 млн. евро.

Данные клиентов Swedbank показывают, что рост заработной платы в Латвии в целом снижается. В августе заработная плата была в среднем на 8,2% выше, чем в прошлом году, тогда как еще в 2023 году этот показатель измерялся двузначными числами. Экономисты предсказывают, что в ближайшие два года зарплата будет расти на уровне 7,5%, при этом инфляция в сфере услуг не позволит латвийцам сильно расслабиться. Если в следующем году рост фонда оплаты труда в бюджетной сфере будет ограничен 2,6%, прогноз роста средней заработной платы также может быть скорректирован в сторону понижения. И этот шаг может замедлить рост цен на услуги.

При этом, как отмечают эксперты, потребители в Латвии по-прежнему более пессимистичны, чем в среднем за всю историю. 

«Вина здесь не в оценке гражданами текущего или будущего личного материального положения — оно оценивается так же или даже более позитивно, чем по среднеисторическим показателям», — отмечают экономисты. По их мнению, причиной потребительского пессимизма является беспокойство по поводу общего экономического развития в будущем. И с этим пока и латвийскому правительству, и предпринимателям остается лишь смириться.