Сюжеты · Общество

Экзамен по вождению в Латвии с первого раза сдают 41% учеников. CSDD: «люди стали более тревожными»

Катя Тяпкова, специально для Новой газеты.Балтия

Фото: CSDD, Facebook

В Латвии экзамен по вождению с первого раза успешно сдают 41% экзаменуемых — для сравнения, в соседней Литве шанс на успех гораздо ниже: там только 23% положительных исходов независимо от того, какой это экзамен по счету.

Для некоторых будущих водителей в Латвии процесс получения прав растягивается: Анна из Риги начала учиться примерно 5 лет назад и пока не получила права, а другой нашей героине для получения прав понадобилось два года, более 70 занятий и «просто огромные» расходы.

Инструкторы признают, что в последние годы требования и к ученикам, и к инспекторам стали выше. В CSDD говорят, что до пандемии коронавируса процент сдачи с первого раза был на уровне 50%, хотя с формальной точки зрения экзамен не усложняли. Участившиеся провалы ведомство связывает с «психологическими факторами».

Обучение началось в 2019 году и пока не завершено

У Анны из Риги много лет есть мечта — водить мотоцикл. Для этого девушке надо сдать экзамен на водительские права категории B. Анна начала свое обучение в автошколе еще в 2019 году, в следующем году она сдала теорию в школе и CSDD. C вождением шло тяжелее — Анна занималась с инструкторкой около двух лет, но ни разу так и не была допущена к экзамену по вождению. «У меня самой как-то туго шло, да и инструкторка упоминала, что это довольно сексистское поле, поэтому ей, видимо, было важно, чтобы ее ученики сдавали с первого раза, чтобы никто не мог усомниться в ее профессиональной компетенции», — рассказывает Анна. Однако ей было принципиально важно заниматься именно с женщиной, потому что это казалось более безопасным и «хотелось поддерживать женщин, а не нести свои деньги мужчинам».

За это время срок годности теоретического экзамена истек. Анне пришлось заново идти на занятия в другую автошколу. Она говорит о том, что вообще находит занятия по теории вождения довольно бессмысленными: «Мне кажется, что это все можно спокойно выучить по методичке самостоятельно — как это и происходит во многих странах. У меня, например, СДВГ, и мне очень трудно давалось там сидеть. А надо было именно просто сидеть — кто-то гадал судоку, кто-то смотрел сериал, но периодически на занятия в школу приходили инспекторы из CSDD и нам надо было отметиться, что мы присутствуем».

Еще одна вещь, которая смутила Анну в процессе обучения — это медицинская комиссия. Чтобы начать ездить даже с инструктором, сначала надо получить все необходимые медицинские документы и учебное разрешение на вождение, в народе называемое «белые права»: 

«Эта комиссия больше похожа на ритуальное действие. У автошколы есть прикормленный доктор, ты к нему приходишь, он на тебя даже не смотрит, ничего не проверяет. Просто подписывает все документы».

Следующие несколько лет Анна то уставала и бросала занятия, то возобновляла. Но в этом году у нее появилась мотивация довести дело до конца — она снова прошла медицинскую комиссию, посещает занятия в автошколе и занимается с новым инструктором, на этот раз с мужчиной: «Мне кажется, за это время атмосфера как-то поменялась. По крайней мере, я ни с каким сексизмом сейчас уже не сталкиваюсь на занятиях».

Сейчас девушка наконец чувствует себя уверенно на дороге: «Произошел качественный скачок, для этого мне понадобилось более 50 занятий».

Инструктор говорит, что Анне осталось примерно пять занятий до того момента, когда она сможет попробовать сдать долгожданный экзамен. Но запись на экзамен тоже может стать вызовом: «На экзамен по теории попасть легко, а вот на вождение очереди по месяцу. Но мне рассказали, что можно ловить в системе CSDD окошки, когда кто-то отказался, и попасть на экзамен сразу». 

Анна не надеется, что сдаст экзамен с первого раза, так как за последние несколько лет она не слышала, чтобы у кого-то это получилось.

Фото: LETA

Два года, более 70 занятий — и права в кармане

Еще у одной нашей героини из Риги, которая пожелала остаться анонимной, получение прав заняло два года: «Мне кажется, это довольно долго. Сначала я наивно рассчитывала на полгода».

Среди причин, почему обучение затянулось, она называет свою занятость в университете, высокую тревожность, которая мешала за рулем, а также то, что не сложились отношения с инструктором. «Я начала заниматься с инструктором-мужчиной. Сначала все было классно, по крайней мере мне так казалось после того, что я наслушалась от других, как на занятиях орут, оскорбляют, ругаются матом. Я думала, если он так не делает, то это уже хорошо. Но он очень трясся за свою машину и постоянно меня критиковал, что я что-то делаю неаккуратно. Мне кажется это странным, когда ты используешь свою машину для рабочих целей. Токсичная атмосфера занятий заставляла нервничать за рулем еще больше».

Тем не менее, долгое время девушка не решалась менять инструктора, так как пока училась в автошколе, чувствовала свою зависимость от него — именно инструктор решает, допускают ли тебя к экзамену и пересдаче в автошколе.

После второй попытки водительского экзамена в автошколе экзаменатор сказал ей, что она готова примерно на 90% и в следующий раз сможет сдать, однако инструктор не допустил ее к пересдаче. После очередного напряженного занятия студентка все-таки решила попробовать найти другого преподавателя и остановила свой выбор на инструкторе-женщине, с которой, по словам девушки, обучение стало комфортнее и продуктивнее. 

После 70 занятий, четырех экзаменов по вождению в автошколе и шести в CSDD девушка наконец получила долгожданные права.

Она говорит, что на экзамене ей мешало собственное волнение, но и требования к сдаче очень высокие: «Мне повезло с последним экзаменатором, он мне не ставил никаких подножек, был как будто более лоялен и позволил мне сдать».

По поводу очередей на пересдачу девушка отмечает, что это очень тяжело дается: «Я не сдала предыдущий экзамен 10 октября, а следующая запись — только 10 ноября. И что делать весь этот месяц? Ты нервничаешь еще больше, вынужден снова ходить на вождение, чтобы не утратить недавно приобретенные навыки. Я уже молчу про расходы, которые были просто огромными во всем этом процессе».

Инструкторка по вождению: более высокие требования к ученикам и инструкторам оправданы

Инструкторка Лиените Мельте работает в автошколе «Мустанг», она обучает вождению уже более семи лет. Лиените рассказывает, что ни с каким осуждением или дискриминацией в работе не сталкивалась: «Поначалу был только интерес, тогда не было так много девушек-инструкторов. Сейчас чувствую только уважение со стороны коллег и учеников». Инструкторка рассказывает, что у нее много учеников как среди девушек, так и парней — последние тоже отмечают, что с женщиной им заниматься комфортнее, так как на занятиях обычно более эмоционально спокойная обстановка. «Однако многие из моих студентов жалуются, что их за такой выбор критикуют окружающие — типа, зачем ты ходишь к женщине, чему она может научить тебя за рулем!», — с улыбкой рассказывает Лиените.

Лиените Мельте. Фото: автошкола «Мустанг»

Женщина отмечает, что в последние годы требования к сдаче экзамена по вождению и к работе инструкторов стали выше, и она считает это совершенно оправданным: «Мы все видим ситуацию на дорогах. Водят очень агрессивно, нарушают правила. После Лиго много было пьяных водителей за рулем, особенно молодежи. Это заканчивается печально. Я пыталась понять, почему так происходит. Мне кажется, у молодых людей очень много уверенности в себе, много желания рисковать. Нужно начинать с семьи и всего общества, разъяснять последствия небезопасного вождения».

При этом Лиените считает, что одно только более длительное и качественное обучение новых водителей не спасет ситуацию — нужно также регулярно проверять навыки и знания правил дорожного движения у водителей со стажем.

Лиените думает, что более долгий процесс обучения сейчас может быть связан и с особенностями современного поколения: «Они привыкли жить в виртуальной среде. Все можно найти в интернете. А вождение автомобиля — это все-таки реальная жизнь, это навык, который не найдёшь в гугле. Поэтому часто этот процесс сейчас идет тяжелее».

По словам Лиените, ее ученики не пересдают экзамен по много раз: «Сначала им надо сдать все экзамены в автошколе, получить разрешение от инструктора и только потом отправляться в CSDD. Если со второго-третьего раза там не получается сдать, то я думаю, что что-то не так уже с моей работой. После каждой неудачной попытки мы подробно обсуждаем все допущенные ошибки, отрабатываем их. Часто в следующий раз и волнение снижается. Поэтому обычно получается сдать».

CSDS: с первого раза экзамен в Латвии сдают 41% мужчин и 33% женщин

С вопросами о получении водительских прав в Латвии мы обратились к Юрису Тетерису, руководителю отдела квалификации CSDD.

Какой процент людей в Латвии сдает экзамен по вождению с первого раза?

В этом году в Латвии 41% претендентов сдали экзамен с первого раза. В доковидные времена средний показатель был 50%.

Связано ли падение этого показателя с усложнившимися требованиями экзамена?

Мне кажется, повлияли больше психологические факторы. После ковида и начала войны в Украине люди стали более тревожные. Кроме того, дорожное движение с каждым годом становится интенсивнее. С формальной точки экзамен не стал сложнее. Последнее весомое усложнение было несколько лет назад, когда фигуры с площадки вывели в город. Теперь навыки парковки надо показать в реальной ситуации.

Есть ли максимальное количество раз, сколько человек может пересдавать экзамен в CSDD?

Ограничений на количество пересдач нет. Есть два ограничения — экзамен по теории должен быть сдан не ранее, чем за год до сдачи экзамена по вождению, и регистрация в автошколе должна быть не старше 3 лет.

Юрис Тетерис, глава отдела квалификации CSDD. Фото: LETA

Зачем нужны «белые права»? Во многих странах ЕС такого требования нет.

Есть два момента, почему было введено учебное водительское удостоверение. Во-первых, у нас было много ситуаций, когда водители, лишившиеся прав, например, из-за управления автомобиля в нетрезвом виде, продолжали ездить за рулем, когда на пассажирском сидении был другой человек с правами, и выдавали это за учебное вождение. Эту практику надо было прекратить. Второе — у человека может быть и мотивация, и средства, чтобы научиться водить, но его состояние здоровье не позволяет ему участвовать в дорожном движении. При получении учебного удостоверения проверяется, нет ли у человека запрета на вождение, проблем со здоровьем, мешающих управлению транспортом, а также достиг ли он минимального возраста для начала обучения — 16 лет для категории В.

Что позволяет экзаменаторам оценивать претендентов объективно? Как контролируется их работа?

Во-первых, чтобы экзаменационный инспектор был допущен к работе, ему надо пройти трехмесячное обучение — им надо не только блестяще знать правила дорожного движения, но и досконально изучить требования и процедуру приема экзамена, критерии оценки, корректную коммуникацию с клиентом. После первоначального обучения следует экзамен для получения права работать инспектором, а также регулярное обучение и ежегодная проверка знаний. Есть также система контроля работы — мы отсматриваем видео с экзаменов, часто ответственный сотрудник может быть на экзамене в машине с инспектором и сдающим, чтобы оценить атмосферу экзамена и соблюдение всех правил. 

В редких случаях люди оспаривают результаты экзамена — 100 заявок на 80 тысяч экзаменов.

Тогда специальная комиссия оценивает все имеющиеся материалы. Но надо сказать, что процент результатов, которые удалось оспорить, мизерный.

Какие основные причины, по которым люди не могут сдать экзамен?

На экзамене оценивают не только знание ПДД, но насколько молодой водитель способен вписаться в дорожное движение — одновременно управлять автомобилем, следить за знаками, за другими участниками дорожного движения, ситуацией на дороге, не ехать слишком медленно, что большая проблема у новичков. Может ли он прогнозировать потенциальную опасность и соответственно реагировать — например, притормозить перед пешеходным переходом. И вот с этим всем часто большие проблемы, когда нет опыта вождения, даже если человек умеет хорошо управлять транспортом и знает правила.

По протоколу экзамена 25% не сдали, потому что у них недостаточная компетенция в соблюдении организации движения и средств регулировки, еще 25% имели проблемы с соблюдением приоритета на дороге.

Есть ли разница между результатами женщин и мужчин? Оценивают ли девушек строже на экзаменах?

Для начала хочу сказать, что у нас много инспекторок-женщин, не только в Риге, но и в других городах. Поэтому думаю, что сложно говорить о сексизме в нашей сфере. Что касается статистики сдачи экзаменов — с первого раза в этом году сдали 41% мужчин и 33% женщин. Мне сложно прокомментировать, с чем связана эта разница. Может быть, с тем, что женщины меньше мотивированы водить машину и многим кажется, что это не совсем их занятие.

Не считаете ли вы, что для большей безопасности на дорогах надо проверять не только новых водителей, но и тех, кто водит давно? Может, стоит экзаменовать регулярно и их?

Все-таки, судя по статистике, безопасности на дорогах больше угрожают молодые водители, а именно молодые мужчины, у которых высокий уровень рискованности, но мало реальных навыков вождения. 

Что касается регулярных проверок и обучения водителей со стажем, нигде в Европе такой практики нет.

Но у нас существует система штрафных пунктов, которая позволяет влиять на водителей. Если водитель регулярно нарушает ПДД, вызывает аварийные ситуации, то он набирает пункты. После 8 набранных пунктов может быть рекомендовано повторное обучение ПДД или группа психологической коррекции, если есть проблемы с агрессивным вождением. После 12 пунктов обязательна пересдача теории и вождения.

С чем связаны длинные очереди на сдачу экзамена?

Обычно это сезонное мероприятие. В летний период число экзаменов возрастает на 30%. Летом также сезон экзаменации для водителей мопедов и мотоциклов. Кроме того, это связано и с распределением рабочих ресурсов — Дирекция пытается сохранять баланс, чтобы не было ситуации, что сотрудники, в чье обучение и повышение квалификации вкладывается много, были заняты летом, но оставались без работы зимой. Конечно, со своей стороны мы пытаемся сделать все возможное, чтобы ожидание не было долгим — если очереди дольше трех недель, то наши инспекторы начинают работать сверхурочные. Могу добавить, что среди балтийских стран у нас самое короткое время ожидания записи на экзамен.