Дайнис мог бы запросто стать руководителем Латвийского государства еще в 1990-м, на волне национального пробуждения. Мог бы стать и министром культуры, и мэром Риги — ему предлагали разные посты, и не раз. Он не хотел быть лидером, но судьба в лице ныне здравствующего народного поэта Яниса Петерса выдвинула его на пост главы Народного фронта. Народ хотел видеть Дайниса главой Верховного Совета, 4 мая 1990 года провозгласившего декларацию о восстановлении независимости Латвийской Республики, но Дайнис сделал все, чтобы быть заместителем, вторым человеком в государстве. В 1992-м, достигнув независимости, ушел с высокой должности в журналистику и литературу.
Сейчас Дайнис живет на хуторе Иван. В начале двухтысячных годов он стал председателем комитета культуры и среды Рижской Думы, но после этого окончательно уединился на хуторе, невдалеке от Плявиняс, прямо в центре Латвии. В этом прекрасном латвийском месте, находящемся во впадине Видземской возвышенности, можно не только вдохновляться природой, но и изучать историю Латвии.
«Судя по церковным записям, — говорит Дайнис, — впервые Ивансы в этих краях упоминаются в 1743 году. Но они явно здесь жили и раньше. Как-то раз напротив дома я рыл погреб и наткнулся на большой слой старой глины. Пригласил знакомого археолога, который сказал, что это, оказывается, очаг XIII века — в глине были обнаружены старые угольки. Теперь это место даже занесено в соответствующий археологический каталог».
И именно с этих краев началось движение национального Пробуждения. В 1987-м планировали построить на Даугаве Плявиньскую ГЭС, которая бы затопила живописные окрестности. Дайнис написал большую статью в газете «Литература и Искусство» в которой тогда работал. Это стало катализатором мощных общественных процессов, приведших к восстановлению независимости Латвии. О процессе восстановления незавиcимости Латвийской Республики в 1987-1991-м годах Дайнис по горячим следам написал книгу, название которой можно перевести как «Случайный слуга».