Сюжеты · Культура

Алвис Херманис устроил дуэль и готовится к открытию «фабрики троллей»

В Новом Рижском театре Алвис Херманис представил премьеру своей новой постановки — спектакля «Жижек и Питтерсон. Дуэль века». Вторая его премьера — о «фабрике троллей» — состоится уже 21 октября.

Андрей Шаврей , культурный обозреватель
Алвис Херманис. Фото: LETA

«Жижек и Питтерсон. Дуэль века» — один из немногих чисто политических спектаклей Херманиса, в котором он представляет театральную реконструкцию публичных дебатов, состоявшихся в Торонто. С другой стороны, само шоу в Торонто тоже было своеобразным театром. Выступал словенский философ, критик неолиберализма и политкорректности Славой Жижек, ему противостоял канадский клинический психолог Джордан Питтерсон. Кто способен больше убедить — апологет левых или консервативных взглядов?

Уже в то время, как в зале собирается публика, они видят два экрана сбоку, на которые проецируется сбор публики в том самом Торонто. Затем свет резко гаснет и появляется изображение Славоя Жижека — совершенно уникального персонажа. Он будто леший, вышедший только что из леса. Постоянно хлюпает носом, теребит его и энергично жестикулирует. Одет, как хипстер, если не хуже. Опять выключается свет — и на экране Питтерсон, элегантный джентльмен в дорогом костюме, со сдержанной речью. Таким образом публика знакомится с «оригиналами».


А затем занавес открывается и зрители видят артистов — Вилиса Даудзиньша в образе Жижека и Каспара Знотиньша в образе Питтерсона. Они валяются по полу, борются, будто в боксерском поединке. Встают, отправляются каждый в свою сторону и начинается дуэль. Тут уже сразу аплодисменты — прежде всего артистам, которые могут преобразиться в кого угодно. В данном случае, если бы мы не увидели оригинального Жижека и Питтерсона (их различные видеовыступления без звука потом будут проецироваться на экраны все 2,5 часа действа), ни за что невозможно было бы поверить, что вот такой Жижек и есть, действительно постоянно дергающий свой нос и трясущийся, а Питтерсон — сдерживающий эмоции джентльмен. Крайне левый и правый. Оба — философы.

В данном случае Херманис сдергивает тайну завесы с самого себя. Дело в том, что в последние два месяца он очень был активным на фейсбуке, комментировал различные политические события, что для него прежде было не столь характерно.

Хотя политикой интересовался всегда — достаточно сказать, что его отец Волдемар при советской власти был политическим комментатором (отец, которому уже под девяносто, был на премьере). Что до непосредственно Алвиса, то любой, кто с ним более-менее знаком, мог бы его назвать абсолютным либералом (каковым, мне кажется, он внутри души и остается). 

Но накануне выборов по его постам в фейсбуке многие стали думать, что Алвис поддерживает правую идею, что в виду мировых событий понятно. 

Знаменитый кинорежиссер Виталий Манский буквально неделю назад под одним из таких постов написал: «Алвис, я тебя не понимаю, что с тобой случилось?» Теперь можно сказать, что случилось. Во-первых, Алвис один из тех режиссеров, который любит устроить скандальчик, потом смотреть, как он развивается, и делать из этого выводы. Говорят, ровно так же он работает и с артистами — для него важна художественная провокация. 

Марксист Жижек с обувью на босу ногу и Питтерсон, застегнутый на все пуговицы, обсуждают широкий спектр проблем — религию, равенство полов, секс-меньшинства, инвалидов. При всем при этом присутствует психоанализ — Жижек является основателем (совместно с Растко Мочником и Младеном Доларом) Люблянской школы психоанализа — единственной восточноевропейской школы, добившейся международного признания после распада Восточного блока. Этому предшествовал тот факт, что в 1977 году Жижек стал работать в марксистском центре Центрального комитета Союза коммунистов Словении. 

Впрочем, в данном случае марксизм марксизму рознь — учтем, что Жижек работал в бывшей Югославии, к которой у СССР, этого лидера мирового коммунизма, было отдельное отношение. Если это и коммунисты. то какие-то не совсем правильные. Были и такие марксисты, которые несли с точки зрения СССР ересь, говоря, что истинный социализм, каковым его задумывал бородатый Маркс, построен, например, в Швеции.

Думается, Жижек из тех самых еретиков. С этой точки зрения он совсем неправильный коммунист (а в прокоммунистических взглядах его обвиняет тот же Питтерсон) и истинный марксист — всеобщее братство и равенство. Тем более, что он занимает зачастую позицию, допускающую неуважительный стиль и необычные публичные выступления. При этом, надо сказать, весьма обаятельная личность. 

Фото: Андрей Шаврей

Обаятельная, даже когда во время выступления Питтерсона убегает за кулисы, бегает там громко, а в это время его визави произносит драматический монолог о депрессии.

Жижек возвращается и начинает говорить о различных устройствах унитазов во Франции, Великобритании и Германии — после того, как вы «произвели экскременты», во Франции все быстро утекает внутрь, в Великобритании все плавно держится какое-то время на поверхности, а что касается Германии, то «там вообще поэзия!»

В принципе, та дуэль завершилась миром, равно как и сейчас в театре. Выходя после спектакля, министр культуры Латвии Наурис Пунтулис (представитель «националов», кстати), произнес: «Выдающийся спектакль!».

Новый рижский театр. Фото: Андрей Шаврей

И публика аплодировала стоя. При этом никакого «закоса» под «националов» и консервативные ценности. Херманис тут занял позицию секунданта, вставив в финал трогательный момент о том, как Питтерсон после дуэли мирно говорит Жижеку, что читал фрагмент из книги Жижека своему ребенку — про парк аттракционов. Явно вставной момент из биографии самого Херманиса, это он читал фрагмент своим детям — в программке указывается, что создатели спектакля не избегали собственных цитат. 

Самое интересное, что в данном случае Херманиса можно именовать провидцем, потому что именно сейчас в Латвии создается новое правительство и на кону стоит вопрос — или соединятся три правые и правоцентристские партии или же они добавят европейских «леваков» (партия «Прогрессивных»). 

В спектакле Жижек рассказывает случай, как во Франции провели вопрос, кто более симпатичный среди топ-моделей — Синди Кроуфорд или Клаудиа Шиффер. Победила Кроуфорд, потому что Шиффер была идеальна, а вот у Кроуфорд маленький очаровательный изъян у губы. Именно поэтому «неправильный» Жижек призывает не жить по двенадцати правилам жизни, прописанным Питтерсоном в его бестселлере «12 правил жизни: противоядие от хаоса». 

Что-то сделать не так, чтобы не забронзоветь при жизни, как правые в политике (или классики в искусстве) — это интересная идея. Алвис ее реализовал почти на все сто. 

И Херманис продолжает свой марафон, 21 октября представляя премьеру своего нового спектакля «Операция Mindfuck».

Вот его анонс: «Размышляя о людях XXI века и новых вызовах жизни, мы уходим в лабиринты современного информационного пространства. И заглянем на фабрику троллей, где придумываются »правдивые« истории и разрабатываются теории заговора, чтобы расшатать устои людей под ногами и разрушить ясность мышления. Здесь для пользователей компьютеров создается информация, адаптированная к подобию каждого человека, с учетом их личных данных. Здесь конструируют новый тип политиков, новых кандидатов в премьер-министры страны, внося путаницу в идеологии. Комедия, созданная этой весной авторским дуэтом Джаэле Ронен и Дмитрием Шаадом, позволяет вам оторваться от экрана компьютера и увидеть, как пишется то, что мы часто читаем на наших компьютерах и телефонах».