В Латвии продолжается политический квест «Найди премьера». После очередных выборов в Сейм прошло, без малого, два месяца, но руководит страной, по-прежнему, старый кабинет министров. Первую попытку сформировать правительство предпринял Янис Борданс (Новая консервативная партия), но она оказалась неудачной. Теперь президент страны доверил это дело представителю партии «Кому принадлежит государство» (KPV LV) Алдису Гобземсу. Примечательно, что этот политик не имеет доступа к гостайне, а чтобы его получить, как заявляют в Бюро по защите конституции, потребуется, минимум, три месяца. Но это не единственная сложность, с которой столкнется новый претендент на пост премьер-министра.
Почему не получилось у Борданса?
Янис Борданс, получив кредит доверия от президента Раймонда Вейониса, действовать начал очень активно. В своих первоначальных заявлениях говорил, что с поставленной задачей обязательно справится и даже предполагал сформировать правительство раньше данного ему на это максимального срока (две недели). Сразу же были еще раз обозначены красные линии: коалиция без «Согласия» и Союза зеленых и крестьян (СЗК). Безоговорочную поддержку Бордансу выразила лишь партия KPV LV, остальные потенциальные партнеры поначалу отделались невнятным бормотанием.
Это уже был некий сигнал. Видимо, Янис Борданс его не понял и явил миру свой план работы правительства. Это было начало конца. Оппоненты «новых консерваторов» вцепились в этот документ мертвой хваткой: у них появился железобетонный аргумент для отказа работать под руководством Яниса Борданса. Объединение «Развитию/За!» тут же объявило, что предложенный план работы, в принципе, неосуществим, так как сильно превышает возможности бюджета. Национальное объединение (НО) вообще обозначило аж четыре проблемы, из-за которых, по словам лидера НО Райвиса Дзинтарса, договориться с Бордансом будет очень сложно. Среди прочего, это неприемлемый стиль общения кандидата в премьеры и те самые невыполнимые обещания, которые он обозначил в своем плане.
В итоге Янис Борданс действительно досрочно завершил работу над формированием правительства, только с негативным результатом: объединение «Развитию/За!», Национальное объединение и «Новое Единство» вышли из переговоров и призвали президента Раймонда Вейониса выдвинуть другого кандидата в премьеры.
Почему Алдис Гобземс?
У Раймонда Вейониса оставалось два наиболее реальных кандидата на пост главы Кабмина — один из лидеров объединения «Развитию/За!», депутат Европарламента Артис Пабрикс и сопредседатель KPV LV, известный в Латвии адвокат Алдис Гобземс. Причем Пабрикс, по прогнозам большинства политологов, выглядел более предпочтительно. Это же косвенно подтвердил и сам президент, начав, вдруг, делать недвусмысленные комплименты в его адрес: мол Артис Пабрикс — опытный политик, который сможет обеспечить качественную работу правительства. Плюсом же Гобземса Вейонис назвал лишь то, что он представляет «более новую политику».
На этом реверансы в сторону потенциальных премьеров закончились и последовал жесткий президентский ультиматум: если избранные в Сейм партии не договорятся до 26 ноября о формировании коалиции, то в действие может вступить план «Б». Что это за план, президент не сказал, но дал понять, что, в случае неспособности правоцентристских партий договориться, еще одного шанса они не получат. При этом дипломатично намекнул на то, что в переговорах о формировании правительства должны участвовать все представленные в парламенте партии. Включая «Согласие».
Трудно сказать, что изменилось за три дня, прошедшие после этого заявления, но именно 26 ноября Вейонис в качестве нового кандидата в премьеры назвал Алдиса Гобземса.
Значит ли это, что Гобземс сумел убедить президента в способности создать коалицию или партии действительно пришли к какому-то тайному соглашению — неизвестно. А может быть, это очередной ход в комбинации, придуманной самим Вейонисом и за ним последует назначение еще одного кандидата на пост главы правительства? Скоро узнаем – у Алдиса Гобземса на все про все есть те же две недели, что были и у его предшественника.
Посветлеют ли «красные линии»?
Первым делом новый претендент на должность премьер-министра заявил, что намерен договариваться о коалиции со всеми шестью правоцентристскими партиями, представленными в парламенте нового созыва. Кроме, собственно, KPV LV (16 мест в Сейме), это еще упомянутая выше “Новая консервативная партия» (также 16 парламентских кресел), Национальное объединении (13), политическое объединение «Развитию/За!» (13), Союз зеленых и крестьян (11) и «Новое Единство» (8). О том, что Гобземс не будет приглашать в коалицию победившую на выборах партию «Согласие», он говорил уже раньше и, похоже, своего мнения не изменил. Но вот вопрос с Союзом зеленых и крестьян остается открытым.
Партия KPV LV ничего против СЗК не имеет. По крайней мере, в их риторике претензий к этой политической силе не звучало. Но дело в том, что резко против «зеленых крестьян» выступают «новые консерваторы». И они уже поспешили объявить о том, что ждут от Гобземса соблюдения их интересов, если он хочет видеть их партнерами по коалиции. То есть, пока все выглядит так, что KPV LV поставлена перед выбором: отказаться от СЗК или от «Новой консервативной партии». Предпочтительнее, чисто математически, выглядят «новые консерваторы»: 16 голосов против 11-ти. Но не все в политике, как известно, решается математикой.
Еще одна проблема, которая стоит перед Алдисом Гобземсом — это отношение к Артису Пабриксу. Уж очень много он уже сказал нелицеприятного в его адрес. Начиная с того, что ни в коем случае не будет работать в правительстве, если его доверят формировать лидеру объединения «Развитию/За!», заканчивая тем, что Пабрикс олицетворяет собой «старую политику», то есть, то, с чем партия KPV LV пытается бороться, — азартные игры, быстрые кредиты и компонент обязательной закупки (КОЗ) в счетах за электричество.
Впрочем, незадолго до того, как президент назначил Гобземса потенциальным премьером, он призвал всех отказаться от «красных линий» при формировании правительства. Пабрикс тут же это прокомментировал как попытку оппонента извиниться перед ним за прежние высказывания.
Однако Гобземс в своем призыве сообщил еще и о том, что ему удалось убедить президента в своей способности собрать правительство, которое поддержит большинство депутатов парламента. Здесь опять прибегнем к математическим подсчетам. В случае отсутствия «Согласия», СЗК и присутствия «Развитию/За!», коалиция Гобземса будет иметь 66 голосов в Сейме. Это очень неплохо. Но если вычесть политическое объединение, которое представляет Артис Пабрикс («Развитию/За!»), то останется всего 53 голоса. А это уже очень нехорошо.
В общем, остается подождать и увидеть самое главное: посветлеют ли «красные линии», обозначенные парламентскими партиями. И насколько. Ведь в случае полного отказа от них, ничто не мешает войти в правительство и партии «Согласие». Тем более, в этом созыве Сейма «согласисты» уже получили руководящие посты в двух комиссиях. Председателем парламентской комиссии по устойчивому развитию избран депутат Вячеслав Домбровский. Комиссию Сейма по делам государственного управления и самоуправлений возглавил представитель «Согласия» Сергей Долгополов.