logo
Новая газета. Балтия
search
КомментарийОбщество

Неурожай из-за аномального холода? Не стоит драматизировать. Климатолог Гинтаутас Станкунавичюс о чрезвычайной ситуации в Литве

Погода продолжает выкидывать коленца: после аномальных холодов зарядили дожди. Между тем, последствия экстремальных метеоусловий уже наступили. По некоторым оценкам, в отдельных регионах Литвы погибло до 50-90% урожая, в других — до 100% ягод и фруктов. Правительство объявило чрезвычайную ситуацию. Что это означает и как отразится на обычных людях, «Новая газета.Балтия» обсудила с климатологом Гинтаутасом Станкунавичюсом.

В эпицентре холода оказалась часть Литвы, Польши и Беларуси

Тепло после нескольких фатальных провалов предпринимает очередную попытку зайти и остаться хотя бы на пару месяцев в Балтийском регионе. Однако у многих вопрос: что такое случилось с весной?

— В начале мая над северо-востоком Атлантики сформировалось блокирующее образование, которое перекрыло поступление влажного и сравнительно теплого воздуха в Балтийский регион, — объясняет заведующий кафедрой гидрологии и климатологии Вильнюсского университета Гинтаутас Станкунавичюс. — В результате вместо морского полярного воздуха пришел арктический.

Это был сухой и холодный воздух, который пересек Баренцево море и лишь немного увлажнился в нижних слоях атмосферы. А следовательно, установились низкие температуры, дождей не было.

Гинтаутас Станкунавичюс. Фото: Кафедра гидрологии и климатологии Вильнюсского университета

Гинтаутас Станкунавичюс. Фото: Кафедра гидрологии и климатологии Вильнюсского университета

— Однако это не все аномалии, — продолжает климатолог. — Блокирующий антициклон занял полосу от 10° западной до 10° восточной долготы, с центром примерно на нулевом меридиане. Это типично для зимнего сезона, но совершенно нехарактерно для мая.

Еще одной неожиданностью стало то, что экстремальная погода задержалась — арктический воздух поступал в течение двух недель. В эпицентре холода оказалась часть Литвы, Польши и Беларуси. С 4 по 18 мая в Балтийском регионе наблюдались значительные отрицательные аномалии. К примеру, 8 мая был побит суточный рекорд в Варене. Температура воздуха опустилась до -5,8 градуса по Цельсию, а у поверхности земли (на высоте 5 см) — до -10,7 °C.

Объявлена чрезвычайная ситуация. Что это означает?

Похожее течение весны наблюдалось четверть века назад — в 2000-м году: необычно теплый и сухой апрель, затем — холодный и такой же сухой май. А последние заморозки в некоторых районах Литвы регистрировались ближе к Йонинес (к концу июня), вспоминает Гинтаутас Станкунавичюс. Тогда это сказалось на урожае. А сейчас правительство Литвы даже объявило чрезвычайную ситуацию. Неужели все настолько серьезно?

— Эксперты еще оценивают причиненный ущерб, но, по предварительным подсчетам, могло погибнуть от 30 до 50% урожая, а в некоторых районах — до 90%, — называет такие данные заведующий кафедрой гидрологии и климатологии Вильнюсского университета.

Однако он делает существенную оговорку: точный размер ущерба сейчас подсчитать невозможно. Сезон только начинается, и неизвестно, какие еще метеорологические явления произойдут.

Есть и другой нюанс: особенно громко слышны голоса тех, кто рассчитывает на щедрые выплаты от государства, и потому оперирует в основном гипотетическими числами.

— Для крупных землевладельцев объявление чрезвычайной ситуации означает господдержку, — обращает внимание эксперт. — Для мелких, наверное, незначительные суммы.

В то же время нельзя отрицать, что аномальный холод затронул почти все виды сельскохозяйственных угодий. В мае начался вегетационный период, растения и культуры уже находились в поздних фазах развития и не могли противостоять «позднемартовским» холодам.

— Заморозки в некоторых районах были настолько сильными, что напоминали скорее морозы — настолько, что смогли вызвать, пусть и временное, но промерзание поверхностных слоев почвы. Пока нет официальной информации от лесников, но, думаю, были повреждены даже побеги хвойных деревьев, — предполагает Гинтаутас Станкунавичюс.

«В этом году урожай, очевидно, будет ниже среднего»

Несмотря на громкие решения правительства, эксперт призывает не драматизировать ситуацию. Он напоминает, что фермеры всегда недовольны: засуха — плохо, продолжительные проливные дожди — тоже, град — очень плохо.

— В среднем при засушливых условиях урожай, скажем, озимых бывает выше среднего, — замечает Гинтаутас Станкунавичюс. — И наоборот, при переувлажненных почвах в конце лета и осенью, когда техника не может заехать в поля, теряется до 80% урожая.

Другими словами проливные дожди в конце сезона для озимых культур (пшеница, рожь, рапс) более губительны, чем засуха на протяжении лета. В то же время для яровых (овес, кукуруза, горох, подсолнечник) дела обстоят иначе — весенние или ранние летние засухи уничтожают большую часть урожая.

— Можно уже констатировать, что в этом году урожай, очевидно, будет ниже среднего, — климатолог призывает трезво оценивать ситуацию.

А это значит, что возможен рост цен на продукты питания — на муку, хлеб, яблоки, а также на корм для скота, свиней и птиц.

Насколько? Сказать сложно, поскольку их можно частично заместить более дешевым импортом из южной и юго-западной Польши, Германии, Венгрии и других стран, где заморозки были не столь сильными.

Помогите нам продолжить работу!

Оформите пожертвование на любую сумму и поддержите настоящую независимую журналистику!

Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]

Фото: Canva

Фото: Canva

Спрогнозировать опасное метеоявление можно лишь за несколько часов

Такая нетипичная весна заставляет задуматься: какие сюрпризы еще ждать от погоды. В прошлом году на страны Балтии обрушился летний шторм, который раньше обычно случался осенью. Последствия можно наблюдать до сих пор в парках и лесах. Словом, к чему готовиться?

— Увы, долгосрочные прогнозы не учитывают экстремальные события, а именно они зачастую становятся причиной неблагоприятных условий — локальных ливней, крупного града, мощных гроз, шквалистых порывов ветра и даже торнадо, — перечисляет Гинтаутас Станкунавичюс. — Спрогнозировать опасные метеорологические явления, самые серьезные из которых кратковременные, но очень интенсивные проявления, связанные с атмосферной неустойчивостью, возможно лишь за несколько часов до их начала, и при этом они отличаются крайне неравномерным территориальным распределением.

Иными словами сказать, где именно ударит летняя стихия, практически нереально. В Вильнюсе может быть сильнейший ливень, а в Тракае не выпадет ни капли. Синоптики лишь за несколько часов увидят формирование опасных условий — те развиваются очень быстро.

— Есть только одна закономерность, — дополняет климатолог. — высокая вероятность повторения подобных явлений часто связана с вторжением очень теплых и влажных воздушных масс тропического происхождения.

Призыв климатолога: меньше крупных полей, больше лесов

Как бы ни отрицали скептики глобальное потепление, но природа преподносит беспощадные уроки, намекая на то, что нам нужно приспосабливаться и менять привычки. А что конкретно предпринимать? Пересаживаться на экологичные виды транспорта и еще больше отказываться от использования пластика?

— Если говорить о загрязнении окружающей среды — да, пластик остается большой проблемой. Но если речь идет об ослаблении последствий климатических изменений, то лозунги вроде «меньше ездить на автомобилях» звучат скорее как затертые клише, чем призыв к реальным действиям, — так на эти вопросы отвечает Гинтаутас Станкунавичюс.

По его мнению, гораздо важнее прекратить истребление лесов. От многих старовозрастных массивов остались узкие участки, что хорошо видно по Google Maps.

— Леса, болота и водно-болотные угодья — это наша главная защита от климатических изменений, — делает акцент завкафедрой Вильнюсского университета. — Они удерживают углекислый газ, помогают бороться с засухами и выполняют множество других важнейших функций. В частности, поглощают избыток осадков в периоды повышенной влажности, а затем постепенно отдают влагу, тем самым регулируя сток рек.

Когда поля слишком большие и щедро удобрены, при паводках все это быстро вымывается в каналы и речки. В результате регистрируются резкие колебания уровня воды, более мощные паводки и серьезное загрязнение водоемов.

— Необходимо расширять зеленые зоны в городах, особенно в центральных районах, где преобладают искусственные поверхности. Это важно и для местного климата, и для качества жизни, — добавляет климатолог. — В сельском хозяйстве нужно применять агролесоводческие подходы. Наши поля не должны превращаться в безжизненные степи, как в Африке.

Фото: Canva

Фото: Canva

Он проводит сравнение двух балтийских стран: «В Литве под контролем крупных землевладельцев оказались большие площади. Это оказало влияние на ландшафт — исчезают хутора с небольшими лугами, опушками, лесными островками. Все это заменяется более крупными полями с монокультурами. Во время засухи они пересыхают. А если идут продолжительные проливные дожди — большие поля превращаются в море грязи с потоками растворенных удобрений, которые стекают в мелкие каналы и загрязняют водоемы. А вот в Латвии лесная политика более развита и ответственна — и это заметно по тому, как там обращаются с природой».

Как подчеркивает эксперт, крупные поля, особенно засеянные монокультурами, нужно разделять лесополосами или другими насаждениями. А мелкие каналы, реки и болота оставить в покое, не распахивая землю возле них.

— Уже сейчас заметны признаки изменяющегося климата, — констатирует Гинтаутас Станкунавичюс. — Снежный покров больше неустойчив, как и промерзание почвы. Весенние паводки сдвинулись на конец зимы и стали менее выраженными. Вегетационный период начинается раньше обычного, и в результате растения все чаще страдают от сильных поздних заморозков.

Зимой стало меньше настоящих морозов, зато летом все чаще регистрируются волны жары. Весенние засухи, которые раньше казались чем-то почти фантастическим, теперь повторяются каждые три-четыре года — и это наша новая норма.

Читайте также

«Изменения климата выльются в огромные деньги». Прогноз научного журналиста Константина Ранкса

«Изменения климата выльются в огромные деньги». Прогноз научного журналиста Константина Ранкса

Помогите нам продолжить работу!

Оформите пожертвование на любую сумму и поддержите настоящую независимую журналистику!

Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.