logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Точка невозврата? Демографический антирекорд Латвии: что делать

Точка невозврата? Демографический антирекорд Латвии: что делать

994 младенца родились в октябре в Латвии, а всего за 10 месяцев 2024 года — менее 10 тыс. новорожденных. Так мало детей не рождалось в стране никогда с 1920 года (учет велся с перерывом в годы Второй мировой войны — с 1941 по 1945). Что означают эти цифры для экономики и можно ли улучшить ситуацию, разбиралась «Новая газета. Балтия».

Опять антирекорд

Вопрос о снижении численности населения, старении населения и уменьшении числа новорождённых стоит перед Латвией не первый год. Нынешний провал в демографии объясняется просто: пришло время создавать семьи и рожать для поколения начала 2000-х. Того самого, на детство которого пришлось открытие границ и рабочего рынка ЕС, когда первая волна эмиграции из Латвии сменилась шокирующими цифрами отъезда латвийцев на заработки во времена кризиса 2008–2011 годов. Всего в период с 2008 по 2018 год Латвию покинуло 324 тыс. человек. Уезжали активные молодые люди — как одинокие, так и целыми семьями с детьми.

Небольшую надежду на улучшение ситуации внутри страны дал прирост рождаемости в 2013–2016 годах. Однако чуда не произошло, и, начиная с 2017 года, рождаемость в стране продолжает снижаться ежегодно.

В последние несколько лет непременное упоминание «впервые за 100 лет» в латвийской демографии стало обычным событием. Так, в 2021 году в стране впервые родилось только 17 400 человек. И это было на 4 500 детей меньше, чем в 2016 году. Но вплоть до октября 2024 года число новорождённых измерялось четырёхзначным числом.

И если раньше делался акцент на увеличении доли пожилого населения, то к настоящему времени и численность старшего поколения также начинает уменьшаться. Латвийцев в целом становится меньше. Ежегодная убыль населения Латвии сравнима по размеру с населением среднего латвийского города.

Несколько улучшилась ситуация с населением в 2022 году, когда военных беженцев из Украины приписали к общему числу жителей Латвии. Тогда впервые за много лет население Латвии выросло на 15 тыс. человек. Однако и беженцы не смогли переломить ситуацию. По прогнозам Eurostat, при сохранении нынешней динамики снижения населения страны к 2070 году на территории Латвии будет проживать 1,3 млн человек против нынешних 1,8 млн.

Изображение

Попытки замедлить снижение численности латвийцев и увеличить рождаемость предпринимает практически каждое правительство. Нынешнее — не исключение. С начала 2024 года в Латвии действует Совет по демографии, и осенью этого года Министерство благосостояния уже разработало информационное сообщение по этому поводу. Там упоминается, в частности, что снижение рождаемости отмечается не только в Латвии, но и в целом в Евросоюзе.

А если поддержать демографию?

«Впервые в истории число рождений упало ниже 1 000 в месяц. Это можно было бы предотвратить, благодаря поддерживающей демографической политике», — считает экономист и статистик Янис Херманис.

По его подсчетам, в Латвии общий коэффициент рождаемости в 2024 году составит примерно 1,23. «Это самый низкий уровень с начала века и рекордно низкий уровень даже для современного ЕС», — поясняет он.

В качестве ориентира для Латвии Херманис видит Венгрию. «В Венгрии в последние годы проводится целенаправленная демографическая политика. И в последние годы рождаемость в Венгрии также снижается, но медленнее, чем где-либо. Если бы рождаемость в Латвии в 2022–2023 годах была такой же, как в Венгрии, то в абсолютных цифрах эта разница составила бы +1 000 и +2 000 новорожденных соответственно. Проще говоря, если бы в Латвии была политическая воля и компетентность для решения демографической ситуации, за последние два года родилось бы еще 3 000 детей», — отмечает он.

Деньги не панацея?

Так сколько же стоит для родителей вырастить ребенка в ЕС в настоящее время? С этим вопросом «Новая газета. Балтия» обратилась к профессору Рижской Стокгольмской школы экономики Петеру Зашеву.

По его словам, сумма может варьироваться в зависимости от региона. Если в Восточной Европе затраты на ребёнка от рождения до 18 лет оцениваются в среднем в 75 тыс. евро, то в Западной Европе эти расходы выше и могут достигать 150 тыс. и даже 200 тыс. евро.

Изображение

«Но надо иметь в виду, там, где вроде и садики бесплатные, и в декретном отпуске можно сидеть очень долго, и отцовство тоже оплачивается, и школа бесплатна, и больница, и детские выплаты приличные… И все равно — показатель не 2,1 (волшебное число родившихся детей на одну женщину, чтобы численность населения оставалась на том же уровне)», — предупредил он.

Профессор Зашев считает, что деньги, безусловно, имеют значение и помогут, но проблема шире: здесь есть и ментальность молодых, «престижность» иметь детей, значение детей для карьеры и понимание проблемы в обществе. «А мы её, мне кажется, не понимаем», — отмечает он.

На взгляд профессора Зашева, решение демографической проблемы в ЕС особенно не ищут. «Об этом, если и говорят, то очень правые политические партии. Но у них свои интересы», — отмечает он. Кстати говоря, латвийские демографы, как правило, члены Национального объединения Латвии. И именно националисты в Латвии многие годы были ответственны за демографическую политику.

«Они (ультраправые) 90% времени генерируют ненависть к мигрантам и ЛГБТ… Но проблема не в них. Ведь к проблеме низкой рождаемости, особенно в странах Восточной Европы, добавляются и проблемы миграции. Например, я — работодатель (совладелец бизнеса) с несколькими небольшими фабриками. Одна из них — в Болгарии. Мне нужен рабочий в следующий понедельник, а не в 2045 году, когда изменения в демографии (если вообще они будут!) заработают. И единственный способ его (рабочего) получить — Молдова, Узбекистан, Непал…», — считает профессор Зашев.

В Болгарии и Латвии не только демография плохая. «Рабочие уезжают туда, где платят больше (и где тоже ужасная демография) — в Западную Европу. И, как видно на моем примере, без иммигрантов индустрию не поддержать», — отмечает Петер Зашев.

И, как ни странно, такая ситуация политиков, особенно в Восточной Европе, по большому счету пока устраивает: миграция работников снижает уровень безработицы, а уехавшие работники, в свою очередь, высылают своим родственникам существенные суммы.

«Вот вам пример «distortion of democracy» (искажения демократии). А теперь попробуйте, будучи политиком, сказать им: «Давайте во имя будущего платить пенсии на 10% меньше, а деньги — на детей». Вас на вилы подымут», — уверен Зашев. Он поясняет, что в нашем регионе пенсионеры, как правило, бедные, а большинство детей не связаны с деньгами напрямую.

Изображение

«Кстати, пример, что деньги не решают все показала Россия. Там «фюрер» счел, что солдат или материнство можно купить за деньги. И давали приличный материнский капитал. Как итог — сдвиги в увеличении рождаемости в Чечне и Дагестане и среди «городской бедноты». Но среди населения больших городов результаты близкие к нулю», — пояснил Зашев.

Сейчас для родителей рождение детей — это сразу потеря доходов, карьеры, потеря комфорта. «Но наша пенсионная система не рассчитана на то, что нас будет становиться меньше. Наша промышленность — тоже. И, когда состаримся, кто мне поменяет памперс? Роботы пока этого не умеют», — отмечает профессор.

Следите за здоровьем

Сокращение населения, особенно трудоспособного возраста, является серьезным вызовом не только для Латвии, но и для всей Европы. И даже за пределами ЕС, включая Китай и США. Где же выход для жителей таких стран как Латвия? «Жителям пока самим необходимо более внимательно следить за своими знаниями, навыками и здоровьем», — уверен экономист SEB Bank Дайнис Гашпуйтис.

«Такие изменения усиливают давление, прежде всего, на социальные расходы: на образование, систему здравоохранения и пенсионного обеспечения, рынок труда и инфраструктуру, особенно в малонаселенных регионах. Снижение численности населения приводит также к необходимости реорганизовать государственное управление, инфраструктуру и бюрократическую нагрузку, чтобы снизить, в свою очередь, нагрузку на экономику. У предпринимателей растет потребность в инвестициях в рабочую среду и время, а также в производительность», — отмечает Гашпуйтис.

«Низкая рождаемость не означает неизбежное снижение численности населения», — отмечает ведущий экономист банка Luminor Петерис Страутиньш. Он обратил внимание на то, что уровень рождаемости в Латвии очень похож на средний показатель по ЕС, где численность населения, в целом, стабильна. «В Испании еще более низкий уровень рождаемости, но население растет за счет иммиграции. Будет ли в Латвии иммиграция, способная стабилизировать численность населения? Это будет зависеть как от привлекательности нашей страны, так и от потенциальных иммигрантов и, конечно, политических решений», — уверен он.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.