Латвийские статистики подсчитали, что в первые 9 месяцев этого года Россия продолжала удерживать пятое место среди важнейших партнеров Латвии во внешней торговле. По отдельным позициям Россия даже делит четвертое место со Швецией.
Заметной частью латвийского экспорта стало виски. За 9 месяцев 2024 года из Латвии в Россию было экспортировано этого напитка на 115,6 млн. евро.
Для каких товаров у Латвии открыто «окно» в Россию и как получилось, что в латвийском экспорте в Литву преобладают смартфоны, разбиралась «Новая Газета. Балтия».
Основные партнеры
Общий объем внешней торговли Латвии снизился на 5,9% за первые 9 месяцев 2024 года и составил 30 млрд евро. Также снизился объем экспорта на 417,5 миллионов евро или 2,9%, а импорт — на 1453,2 млн евро или на 8,2%.
Львиная доля латвийского экспорта пришлась на страны ЕС — всего было экспортировано 70,1% товаров, в страны СНГ — 8,2%, в прочие страны — 21,7%.
Импорт товаров из стран Евросоюза в Латвию в январе-сентябре 2024 года составил 13 267,4 миллиона евро или 81,8%. Из стран СНГ было импортировано товаров на 550,4 млн. евро или 3,4%, а из других стран — 2402,5 млн. евро или 14,8%.
Первая тройка товаров латвийского экспорта выглядит так:
- дерево и продукты деревообработки;
- электрооборудование и электромеханизмы;
- минеральные продукты.
Соответственно первая пятерка экспортных направлений — это Литва и Эстония, чуть дальше Германия и Швеция. Часто Швеция вместе с Россией.
Древесина и продукция из дерева в этом году экспортировались в Швецию — на 140 млн. евро, причем главным образом кругляк.
Фото: Canva
Большая часть товаров, подпадающих под категорию машин и механических устройств, экспортировалась в Литву. Из Латвии, по утверждению статистиков, южным соседям поступали большими партиями смартфоны — на общую стоимость в 169,3 млн. евро.
С лесом вопросов нет. Как бы ни был неприятен для экономистов рост экспорта минимально обработанных бревен, шведам принадлежит порядка 5,9% латвийских лесов из более чем 3 млн га лесных площадей страны. И в условиях запрета на экспорт российской и беларуской лесопродукции из Латвии начали активно вывозить древесину с наименьшей добавочно стоимостью для дальнейшей переработки на шведских предприятиях.
Но откуда взялись в стране в экспортном количестве мобильные телефоны? С этим вопросом «Новая газета. Балтия» обратилась к экономистам ведущих банков.
И снова реэкспорт
«Обозревая статистику экспорта латвийских товаров, нельзя не заметить, что в списке много разнообразных товаров, которые Латвия не выращивает и не производит, а если и производит, то в гораздо меньших количествах, чем экспортирует», — говорит экономист SEB banka Дайнис Гашпуйтис.
«В данных можно найти вино, экзотические фрукты и электронику. Это связано с реэкспортом, то есть товары ввозятся в Латвию для отправки в другие страны. Таким образом могут действовать оптовики, другие посредники, а также компании, производящие электронику, которые создали цепочку поставок, в которой Латвия является транзитным пунктом», — пояснил он.
Вместе с экспортом мобильных телефонов заметной частью латвийского экспорта стало… виски. За 9 месяцев 2024 года из Латвии в Россию было экспортировано этого напитка на 115,6 млн. евро.
Важный партнер
Сохранение активной торговли с Россией — одна из парадоксальных черт латвийской экономики.
«Латвия по-прежнему много экспортирует в Россию — в основном предметы роскоши, алкогольные напитки», — отмечает в своем анализе влияния санкций на торговлю с Россией эксперт Банка Латвии Матис Мирошниковс.
Но разве на предметы роскоши не распространяются санкции ЕС? Латвия экспортирует в основном ту продукцию, на которую ограничения на экспорт распространяются только с определенной стоимости единицы товара.
«За последние два года доля этих товаров в латвийском экспорте значительно выросла, Латвия стала крупной страной-экспортером алкоголя (по крайней мере, в сторону России). Поскольку экспорт этих товаров в Россию ограничен стоимостью товаров, стоимость экспорта выросла непосредственно за счет объемов. Однако в контексте этих товаров чаще всего речь идет о реэкспорте», — поясняет экономист в обзоре «Как санкции влияют на торговлю с Россией».
А еще экономисты отмечают интересную сделку 2024 года, официально не связанную с Россией. В августе из Латвии в Казахстан были поставлены роутеры на сумму 3 миллиона евро. Эта продукция запрещена к экспорту в Россию.
При этом вплоть до введения санкций роутеры из Латвии достаточно активно продавались на российском рынке, а экспорт в Казахстан практически отсутствовал. Предназначалась ли эта партия для казахского рынка?
«Мониторинг контроля за реэкспортом может стать камнем преткновения для эффективного действия ограничений, поскольку товары могут переходить из рук в руки несколько раз, при этом отправитель «не знает», что товары затем попадают в Россию. Либо эти товары вообще не доходят до конечного получателя», — резюмирует Матис Мирошниковс
И не только российское зерно
С начала полномасштабного вторжения России в Украину латвийские политики и большая часть латвийского общества последовательно выступали за полное прекращение торговых связей с Россией. Одним из самых заметных шагов в этой сфере стал запрет на импорт российского зерна и зернопродуктов на местный, латвийский рынок. Он был принят после масштабных протестов фермеров в феврале этого года и предшествовал повышению пошлин на сельскохозяйственную продукцию из России уже в масштабах ЕС. Насколько сильно это повлияло на оборот и реэкспорт российской сельхозпродукции в Латвии? И снова — на бумаге и в лозунгах все выглядело гораздо проще.
За 9 месяцев 2024 года из России через Латвию транзитом было перевезено 1 387 778 тонн зерновой продукции. Это даже больше на 1,87% , чем за 9 месяце рекордного 2023 года, когда транзитом через Латвию было перевезено 1 362 253 тонны зерна.
Более того, продолжился и импорт в Латвию российской сельхозпродукции. В Латвию за 9 месяцев этого года импортировали из России 214,8 тыс. тонн зерна и зернопродуктов. Это на 23,1% меньше, чем к тому же периоду прошлого года. Но надо учесть , что с 8 марта этого года в Латвии введен запрет на реализацию этой продукции на местном рынке. Неужели столько было ввезено в Латвию всего за первые два месяца этого года?
Представительница латвийской Службы госдоходов Эвита Тейце Мамая пояснила «Новой Газете. Балтия», что в общий отчет об импорте зерновых за период после 8 марта 2024 года включены данные о продукции, ввезенной путем прохождения таможенной процедуры — выпуска в свободное обращение с кодом процедуры 42. «Это означает, что товары выпущены в свободное обращение, облагаются ставкой налога на добавленную стоимость 0% и подлежат доставке получателю в другом государстве-члене ЕС», — пояснила представительница СГД.
Но если доступ для российского зерна запрещен, по крайней мере, для внутреннего латвийского рынка, то другие группы товаров из России все еще продолжают поступать на внутренний рынок. А это означает, что латвийские жители продолжают направлять финансировать российскую военную машину.
Так, по данным опять-таки Банка Латвии, поставки природного газа по трубопроводу из России были полностью заменены на поставки через морские терминалы.
А вот в поставках другого вида газа — пропана — Россия и в 2024 году является крупнейшим партнером.
«Это вызывает вопросы о том, действительно ли его невозможно получить где-либо еще?», — недоумевают экономисты.
Сколько в экспорте реэкспорта?
Цифры внешней торговли демонстрируют, что географическое положение страны берет верх над заявлениями некоторых латвийских политиков о том, что Латвия перестала выполнять функции «моста» для различных товаров.
Главный экономист банка Luminor Петерис Страутиньш отметил, что важнейшие отрасли латвийского экспорта: это промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, информация и связь, коммерческие услуги.
«Это отрасли, в которых экспорт составляет значительную и по большей части растущую часть. Однако Латвия, как и многие другие страны, не только экспортирует товары, произведенные на ее территории, но и занимается транспортировкой и хранением товаров, произведенных в других странах», — пояснил он.
Страутиньш считает, что в силу географического положения доля реэкспорта в экспорте товаров достаточно велика. «Исторически она составляла около 30%, сейчас может быть немного ниже, поскольку экономические связи со странами бывшего СССР сильно ограничены», — подытожил экономист Luminor.