В латвийской столице несколько дней гостил и выступил с лекциями богослов Андрей Кураев, некогда российский религиозный и общественный деятель, специалист в области христианской философии, церковный ученый. До апреля 2020 года был священнослужителем Русской православной церкви, но был лишен сана. Сейчас живет в Праге.
Еще 29 марта 2014 года, в своем официальном блоге в девяти пунктах Кураев изложил свое видение последствий аннексии Крыма Россией, которые назвал «очевидно-печальными», и констатировал, что «теряет Россия больше, чем приобретает». После российского вторжения в Украину в феврале 2022 года Кураев занял антивоенную позицию, активно критиковал решения патриарха Кирилла и политику РПЦ. 29 декабря 2020 года решением Епархиального суда Москвы был лишен сана. Сам Кураев решение не признал, ссылаясь на то, что к моменту лишения сана он уже не был под юрисдикцией Московской епархии. 3 апреля 2024 года Вселенский патриарх Варфоломей восстановил его в священном сане. 16 октября 2023 года Кураев объявил о своем отъезде из России. 22 декабря 2023 года внесен Минюстом России в реестр «иностранных агентов».
Любопытен такой факт: в 2016 году Кураева не пустили в Латвию. В аэропорту выяснилось, что его имя занесено в т.н. «черный список» невъездных в страну, хотя уже тогда у себя на родине он был практически диссидентом. Выяснилось, что дело не в политике. Тогда еще российский протодиакон был в Латвии в 2004 году и публично сказал о картинах художника Николая Рериха: «Что вы скажите о художнике, который за свою жизнь написал семь тысяч картин? Художники всегда реагировали однозначно. Это халтура».
богослов Андрей Кураев/пресс-фото
Надо знать, что в Риге есть общество Рериха, одно из самых уважаемых среди рериховцев всего мира. После этого появилось открытое письмо в защиту Николая Рериха, подписанное авторитетными деятелями культуры Латвии, членами общества имени художника. «Кураев бросил чудовищные и бездоказательные обвинения в адрес художника Николая Рериха, картины которого являются жемчужинами коллекции Латвийского Государственного Художественного музея. В этой связи мы просим Вас рассмотреть вопрос о целесообразности посещения Андреем Кураевым нашей страны в дальнейшем», — говорилось в письме на имя главы МВД Латвии.
Судя по всему, тот инцидент теперь исчерпан, учитывая нынешнюю ситуацию с общественно-политическими взглядами Кураева. Тем более, что с 3 апреля 2024 года богослов и философ — клирик Константинопольской церкви (с июля 2024 года в клире «Экзархата Вселенского Патриархата в Литве»).
Две встречи с Андреем Кураевым состоялись в камерном театре театре Oratorio. Темой первой лекции стал великий роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита: за Христа или против?» (по мотивам книги об этом романе, написанной Кураевым еще в 2005 году).
Тема второй лекции звучала так: «Какая польза от христианской веры зимою?» (в данном случае под зимой подразумевалось явно не только нынешнее время года, но и ситуация в мире). Смысл ее можно предать цитатой лектора: «Мне сейчас очень больно об этом говорить, потому что это все как-то выброшено. Ради империи, ради власти, ради элиты, ради правящей касты…»
А лекцию о романе Булгакова богослов начал с того, что напомнил: Михаил Булгаков родился в Киеве в очень религиозной семье, в которой были и священнослужители. Кураев без комплиментов высказался о двух российских версиях экранизации романа (в постановке Юрия Карры, а затем Владимира Бортко). Но похвалил последнюю по времени версию —во многом благодаря тому, что режиссер Михаил Локшин наконец-то представил там главным героем Москву, родной город Андрея.
богослов Андрей Кураев/пресс-фото
«Главная советская философия — Бога нет, — объяснил Кураев. — О чём и говорится в начале романа Булгакова. При этом было две школы атеизма — в Европе и Советском Союзе. Одна немецкая школа отрицала существование Всевышнего. А другая школа — Эрнеста Ренана — все-таки говорила, что Иисус Христос существовал. Что это был еврейский талантливый проповедник, и он действительно вызывал ненависть у власти имущих».
Богослов добавил, что между атеизмом и церковным миром — огромное пространство, в котором на самом деле самые разные позиции.
«Новая газета. Балтия» задала лектору несколько вопросов. Например, о рае.
У Булгакова музыка Шуберта, домик и виноградная лоза — это не рай, а покой. А что же тогда рай?
«Здесь я согласен со святым Григорием Богословом, само его прозвище (Богослов!) говорит о многом, — ответил Кураев. — Когда человек книжный, то рай для него — это умножение знаний. Тогда открываются бесконечные знания и ты познаешь самого себя, и замысел Божий. <…> Или представьте самую большую радость в вашей жизни, которую вам пришлось пережить. Это и есть рай».