Майя Санду выиграла президентские выборы в Молдове. Это ее второй и последний мандат. О том, каким он будет, какие уроки из этих выборов следует извлечь Санду и партии власти, и в чем опасность для них предстоящих парламентских выборов — в материале NewsMaker.
Как голосовала Молдова
После обработки 100% избирательных протоколов Майя Санду набрала почти 930 тыс. голосов — это ставило 55,33%. Ее оппонент Александр Стояногло отстал на 10%. Он набрал чуть более 750 тыс. голосов или 44,67%.
Санду выиграла преимущественно в центральных районах Молдовы. Ей удалось набрать больше 50% в 17 административно-территориальных единицах, а Стояногло — в 19.
Санду во втором туре выиграла в меньшем числе районов, чем в первом туре. В некоторых районах, где она лидировала в первом туре, во втором туре выиграл Стояногло. Так, например, произошло в Кагульском, Шолданештском и Сынжерейском районах.
При этом Санду, как и в первом туре, уверенно выиграла в столице.
Она набрала больше 50% в пригородах и всех секторах, кроме Ботаники, где Стояногло получил на 1,2 тыс. голосов больше. Санду, как и в первом туре, выиграла также в Оргеевском районе. Оргеев с 2015 года контролирует беглый олигарх Илан Шор, и уже традиционно там побеждают близкие ему политформирования и политики. Например, в первом туре президентских выборов 2020 года в Оргеевском районе выиграла кандидат от уже неконституционной партии «Шор» Виолетта Иванов. Правда, во втором туре там все же выиграла Санду. В этой предвыборной кампании у Шора не было «официального кандидата», но во втором туре он призвал, хоть и завуалированно, голосовать за Стояногло: «Голосуйте за любого кандидата в бюллетене, кроме Санду».
Стояногло же удалось одержать безоговорочную победу в Гагаузии, где за него проголосовали 97% избирателей.
Стояногло выиграл и в Фалештском районе, где в первом туре победил лидер «Нашей партии» Ренато Усатый. По результатам первого тура, он занял третье место, оказавшись в этой позиции третий раз за восемь лет. Первый раз на выборах президента в 2016 году он призвал своих избирателей голосовать во втором туре за Игоря Додона. А на выборах в 2020 году призвал голосовать во втором туре за Санду. На нынешних выборах Усатый заявил, что будет бойкотировать второй тур, и предложил своим сторонникам самим решить, за кого голосовать.
Санду тем временем одержала безоговорочную победу в диаспоре, где за нее проголосовали 82,83% молдавских мигрантов.
Оппозиция уже упрекнула Санду в том, что она выиграла выборы благодаря диаспоре. По результатам выборов внутри Молдовы победу одержал Стояногло, набравший 51,33%, а Санду — 48,67%. Партия социалистов, от которой баллотировался Александр Стояногло, заявила, что Санду нелегитимный президент, и назвала ее «президентом диаспоры».
Майя Санду. Фото: Igor Țurcan
Уроки для власти
Урок 1. Борьба с электоральной коррупцией
Эти выборы стали самыми скандальными в плане подкупа избирателей. В ночь после первого тура Санду заявила о 300 тыс. купленных голосов. Полиция говорила о 130 тыс. граждан, вовлеченных в созданную Шором сеть своих сторонников, где они получали вознаграждение. На это, по данным полиции, в Молдову отправили $39 млн.
Между первым и вторым туром полиция практически каждый день сообщала о новых обысках и задержании активистов «сети Шора».
Доктор политических наук Анжела Колацки, говоря об уроках, которые следует извлечь власти, отметила, что «нельзя бороться с электоральной коррупцией только в преддверии выборов, это должна быть постоянная работа». А для этого, подчеркнула она, нужно как можно быстрее закончить реформу юстиции, «нужно заняться кадрами в полиции и прокуратуре.
Урок 2. Диалог с союзниками
Второе, на что обратила внимание Колацки, — работа с потенциальными союзниками. Санду и правящая партия «Действие и солидарность» PAS — главные проевропейские силы в стране. PAS контролирует парламент и правительство и продвигает европейский курс развития Молдовы. Однако это не единственные проевропейские силы в стране. Четыре непарламентские проевропейские партии объединились в блок Impreuna. Представители блока не раз говорили о недопустимости приватизации идеи евроинтеграции одной партией.
Анжела Колацки также отметила недопустимость «монополизации власти». «Нужно все время вести диалог с потенциальными союзниками, с партиями, идеологические ценности которых близки PAS.
Facebook/Maia Sandu
Урок 3. Работа с избирателями
Политолог Виктор Жук, говоря об уроках, сказал, что власти надо больше общаться с людьми и больше говорить о плюсах евроинтеграции. «И говорить надо не только в тех районах, где PAS и Санду пользуются поддержкой, но и в сложных для них районах: в Тараклии, Гагаузии, Бельцах»,— считает эксперт. На севере и юге страны, где население большей частью русскоязычное, у власти действительно шаткие позиции. После первого тура выборов и референдума о внесении евроинтеграции в Конституцию, на котором «за» проголосовали 50,35%, эксперты объясняли столь неуверенные для власти результаты слабой работой с «евроскептическими районами и населением».
Перед вторым туром президент стала больше говорить на русском языке, обратилась к избирателям Ренато Усатого, используя его слоган «сила в правде» и провела встречу с русскоязычной прессой.
Уроки для оппозиции
Политический аналитик Ян Лисневский считает, что уроки из этих выборов следует извлечь не только власти, но и оппозиции. По его мнению, в этой кампании оппозиция показала себя достаточно слабо: «У них не было сильной программы, не было единой стратегии. Такое может себе позволить власть и использовать административный ресурс, но не оппозиция».
Лисневский уверен, что оппозиция не рассчитывала на победу, а использовала нынешние выборы исключительно как трамплин для парламентских выборов, которые пройдут в следующем году.
PSRM
Новая Санду?
В Молдове остался прежний президент, но от нее ждут изменений, полагают эксперты. По их мнению, президенту надо в первую очередь сконцентрироваться на проблемах юстиции.
О более решительных действиях в юстиции объявила и сама Санду перед вторым туром выборов.
Президент также заявила о необходимости перестановок в правительстве. Кадровые перестановки, возможно, помогут решить и другую задачу, которую ставят перед вторым сроком Санду — улучшить жизнь людей. Виктор Жук считает, что в период второго мандата Санду и власти «должны эффективнее решать социальные проблемы, а население должно «почувствовать на себе плюсы евроинтеграции». «Инфраструктурные проекты — это хорошо, но люди ждут и повышения уровня жизни: увеличение зарплат, пенсий, социальных пособий. Это тоже необходимо», — подчеркнул эксперт.
Третья задача второго мандата Санду — возврат доверия к институтам власти.
На это обратил внимание Ян Лисневский. По его словам, когда нет доверия к институтам власти, любое их действие воспринимается «в штыки», и это тормозит модернизацию страны. Особенно сложно это будет сделать в условиях, когда общество фрагментировано. «Раньше мы говорили о двух группах населения: пророссийской и проевропейской. Сейчас фрагментация общества сложнее и не только по геополитическому признаку. Есть деления Кишинев-регионы, диаспора-население внутри страны, есть деление по языковому и религиозному признакам. Чем полярнее и радикальнее становятся группы, тем сильнее падает уровень доверия», — сказал эксперт.
Санду после второго тура пообещала, что будет президентом для всех, но нынешняя предвыборная кампания лишь усилила раскол молдавского общества. Удастся ли Санду в ближайшие четыре года выполнить это обещание — покажет время.
Битва за парламент
Нынешние выборы — лишь звено в большом электоральном цикле (местные выборы 2023 года, президентские 2024 года и парламентские 2025 года). Апогеем этого цикла станут парламентские выборы. Поскольку Молдова — это парламентская республика, полномочия президента ограничены в основном внешней политикой, президент также является верховным главнокомандующим.
После парламентских выборов следующим летом расклад сил в законодательном органе может существенно измениться, и Санду придется работать с новым парламентским большинством и новым правительством. Эксперты уверены, что ни PAS, ни одна другая молдавская партия не получат большинства, а значит, правительство будет коалиционным.
Будет ли оно проевропейским — зависит от «работы над ошибками», проделанной PAS, и от способности партии находить компромиссы с другими проевропейскими партиями.
Ян Лисневский считает, что нынешняя победа Санду может негативно отразиться на парламентских выборах. Избиратели, пояснил он, хотят результатов сразу, а не получив их, разочаровываются во власти. Антирейтинг Санду и PAS и так достаточно высок, и еще полгода президентства Санду могут усугубить ситуацию. «Избиратели не думают о том, сколько времени необходимо для той или иной реформы. Им нужны результаты уже на второй-третий день после выборов. Это сложно [и практически невозможно], но это так. Для PAS каждый месяц до выборов может усугублять ситуацию», — сказал эксперт.
Лисневский допускает, что власть может попытаться «законсервировать свой рейтинг». Это, по его словам, можно сделать, распустив парламент и проведя парламентские выборы раньше положенного срока. «Это позволит конвертировать эйфорию от нынешней победы в электоральные очки. Чем дольше не будет парламентских выборов, тем хуже будет положение PAS», — заключил эксперт.