logo
Новая газета. Балтия
search
НовостиОбщество

В Вильнюсе показали спектакль о беларуских политзаключённых и европейской реакции на ситуацию в Беларуси

«Находиться в центре Европы и быть самым невидимым в этом центре», — слова из моноспектакля «Connection»(«Связь») беларуской актрисы и режиссёрки Марины Якубович. По словам Марины, после начала войны в Украине тема беларуских политзаключённых практически исчезла из мировой новостной повестки, и европейцы не понимают, в каких условиях находятся беларусы.

«Они (жители Европы — прим. ред.) представляют свои, европейские, тюрьмы, где достаточно нормальные условия, и кажется, ну что тут такого. И мне очень хотелось рассказать о реальных условиях и о том, за что сидят эти люди. И особенно женщины».

Правозащитным организациям известны имена 1289 человек, которые в Беларуси лишены свободы по политическим мотивам. Реальная цифра больше. среди политзаключенных есть граждане Литвы, Латвии, Польши, Украины. Два дня назад в беларуской тюрьме погиб 22-летний политзаключённый, гражданин России. Это седьмая смерть политзаключенного в Беларуси.

Женщины в беларуских тюрьмах подвергаются физическим и моральным пыткам.

«Самое главное — нет нормальной медицинской помощи, тебе могут не дать лекарства, а в больницу повезут, если ты уже умираешь. Женщин незаконно лишают родительских прав, запрещают переписку, вынуждают работать на физически сложных работах без выходных, по 14 часов в сутки, находиться на морозе «по форме» — т.е. в платье и колготках. За любую «провинность» бросают в ШИЗО (штрафной изолятор — маленькая камера, в которой зимой очень холодно, но спать приходится на голых нарах без матраса, подушки и постельного белья)», — рассказала «Новой газете. Балтия» журналистка и авторка проекта «Палітвязынкі» Евгения Долгая.

В таких условиях находилась и беларуская политзаключённая Мария Колесникова. Часть спектакля «Connection» Марины Якубович — о ней.

Изображение

«Почти два года с Марией нет никакой связи. Никто не знает, где она. Известно, конечно, что она в тюрьме. Но в каком состоянии? Беларуские власти скрывают любую информацию — о её местонахождении, об условиях содержания. И самое главное — жива ли она», — так начался «Connection».

42-летняя Мария Колесникова находится в беларуской тюрьме уже пятый год, её приговор — 11 лет колонии. В тюрьме Колесникова была экстренно прооперирована из-за прободной язвы и перитонита. Из-за серьёзных проблем со здоровьем она не может работать, а на построение, по словам одной из бывших политзаключённых, её выводили под руки. Сейчас даже родные Марии не знают, жива ли она. Последнее письмо из тюрьмы пришло 15 февраля 2023 года.

Изображение

Для подготовки спектакля «Connection» Марина Якубович общалась с беларусками, которые уже освободились, с родственниками тех, кто ещё сидит, читала письма женщин из заключения. В спектакле затронуты темы сложных бытовых условий, в которых содержатся политзаключённые; физического насилия; пыток, которым регулярно подвергают беларусов в неволе.

Рассказывает «Connection» и о том, что основная реакция Европы на серьезные нарушения прав человека в Беларуси — это словесная обеспокоенность или реакции европейских чиновников в Твиттере. Которого у Александра Лукашенко нет.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.