Официальный результат правящей партии на выборах в Грузии «статистически невозможен», — заявила британская компания HarrisX, которая проводила экзит-пол.
Согласно HarrisX, результат «Грузинской мечты» не может превышать 44,4%, в то время как ЦИК Грузии считает, что партия власти получила 53,96%. В своем отчете HarrisX говорит о несоответствиях и «необычных сдвигах голосов» по сравнению с предыдущими выборами в парламент.
Многие несоответствия видны невооруженным глазом и без изучения биг даты. Так, уже в день выборов пользователи соцсетей, не поленившиеся сопоставить официальные данные государственного департамента статистики, государственного агентства развития сервисов и Центральной избирательной комиссии, постили такой ребус:
- Численность населения Грузии — 3 694 600 человек.
- Отсюда нужно вычесть:
несовершеннолетних — 841 727; - совершеннолетних людей без паспорта (и, соответственно, без права голоса) — 199 109;
- К полученной цифре прибавить число избирателей за рубежом — 95 910.
Должно получиться общее число людей, вошедших в избирательные списки: 2 712 532. Однако ЦИК насчитал свыше 3,5 миллионов избирателей. Большинство из которых, как известно, проголосовали за «Грузинскую мечту».
Как именно властям удалось «мобилизовать» почти миллион несуществующих избирателей, единодушно проголосовавших за правящую партию, пока не ясно.
Один из оппозиционных лидеров Гиорги Гахария еще несколько лет назад был премьер-министром Грузии, но затем поссорился с правящей верхушкой и создал собственную партию «За Грузию», которая наравне с другими тремя оппозиционными объединениями проходит в парламент нового созыва. На днях он предложил ЦИКу сравнительно простой способ реабилитировать себя в глазах избирателей: дополнить избирательную статистику данными о том, проголосовал избиратель или нет, и, если проголосовал, то где именно. Эта информация могла бы успокоить, например, людей, находящихся за границей, но не вставших на консульский учет, предположил Гахария.
Несмотря на отказ оппозиции от своих мандатов и масштабные уличные протесты, власти считают, что «выборы прошли чисто». Премьер-министр Иракли Кобахидзе назвал многочисленные заявления о нарушениях «глупостью» и заявил, что фактов фальсификации «не существует» и что власти «абсолютно открыты» к любым проверкам — но только в том случае, если их будут возглавлять государственные институты (оппозиция, требующая новых выборов, по понятным причинам настаивает на расследовании, проводимом международными организациями).
Тем временем неправительственные организации продолжают собирать факты многочисленных нарушений — давления на избирателей, их подкупа, запугивания, изъятия у них удостоверений личности, сбора и обработки их персональных данных.
Один из вопросов, который активнее всего обсуждается в обществе в последнее время — нарушение тайны голосования. В день голосования многие избиратели были неприятно удивлены тем, что бюллетени были напечатаны на недостаточно плотной бумаге, через которую просвечивал помеченный фломастером выбор. Из-за того, что правящая партия располагалась последней строчкой, в самом низу бюллетеня, а оппозиция напротив, в верхней части, выбор, сделанный избирателем часто оказывался очевидным.
Например, по фото голосующей президентки Саломе Зурабишвили можно без особого труда определить, за кого она проголосовала.
Авторитетная неправительственная организация «Ассоциация молодых юристов Грузии» потребовала аннулировать результаты со всех участков, на которых голосование проходило электронно, то есть с использованием «прозрачных» бюллетеней. НПО требует аннулировать результаты на большинстве участков — 2 263 из 3 111, удовлетворение этого требования могло бы означать автоматическое назначение повторных выборов.
Но ЦИК, естественно, парирует — бумага была стандартно высокого качества, а избирателю нужно было не зевать, а правильно вкладывать бюллетень в аппарат, чтобы сохранить свой голос в тайне.