logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Это обслуживание потребности понять смерть». Почему Хэллоуин становится популярен в Литве

«Это обслуживание потребности понять смерть». Почему Хэллоуин становится популярен в Литве

Фото: BNS

В Литве Хэллоуин становится всё более популярным — в этом году по всей стране работают порядка 30 тематических парков, школы украшают классы, дети переодеваются в костюмы, а семьи собираются на вечеринки.

Но не все жители поддерживают новый праздник. Одни считают его весёлым развлечением, другие опасаются, что он заменит традиционные поминальные дни и усилит жажду к «жестоким» образам. Масштабы празднований такие, что не отмечать Хэллоуин литовцев в этом году призвал и Совет по защите национальной культуры.

Разбираемся, почему литовцы полюбили Хэллоуин.

«Главное правило — никакой крови и трупов»

В этом году Кристина праздновала Хэллоуин всей семьей, еще в планах — устроить вечеринку с друзьями. В вильнюсской школе, где учатся трое детей Кристины, организовали мероприятие с украшениями, фотозонами, угощениями и играми. «Главное правило было — никакой крови, трупов и ужастиков. В случае с детьми Хэллоуин — это просто повод повеселиться и собраться вместе. С друзьями уже можем и пощекотать себе нервы».

Впервые 34-летняя Кристина Хэллоуин праздновала в университете: студенты устраивали вечеринку с переодеванием в маски и костюмы, украшали свое жилье, смотрели ужастики.

Традиция отмечать Хэллоуин теперь перекочевала и к детям Кристины — они учатся в частной школе Вильнюса, где который год отмечается Хэллоуин.

«Я слышала, что этот день связывают с нечистой силой. Но, насколько знаю, кельты, от которых к нам пришел Хэллоуин, наоборот, наряжались, чтобы отпугнуть нечистую силу».

Считается, что Хэллоуин (Halloween) берет свое начало из древнего кельтского праздника Самайн (Samhain), который отмечался 31 октября. Кельты верили, что в ночь Самайна встречаются миры живых и мертвых, а духи возвращаются на землю. Чтобы их отпугнуть, зажигали костры и переодевались в костюмы.

«Для меня самое главное, чтобы мои дети не видели страшных картин и костюмов, чтобы не было никакой крови, кишок и зомби. В празднике должны быть только яркие и теплые осенние тона, костюмы принцесс и добрых героев. Вырезать из тыквы мы тоже любим. В общем, это просто еще один дополнительный день для веселья», — считает Кристина.

Фото из личного архива Кристины

Фото из личного архива Кристины 

«Люди говорят, что видели даже самого дьявола…»

С Кристиной не согласился бы Совет по охране этнической культуры Литвы. В этом году орган разослал в школы и другие учреждения, которые посещают дети, рекомендацию не праздновать Хэллоуин.

«Хэллоуинские мероприятия поощряют склонность к подражанию жестоким действиям, потому что если за это хвалят, значит, это хорошо. В конечном итоге это приводит к тому, что у нас в обществе постоянно растет насилие, и мы не можем с ним справиться», — сказала председатель Совета Даля Урбонавичене.

Сейчас в Литве работают около 30 тематических парков с мистическими пространствами и хоррор-лабиринтами. Декорированными тыквами и другой хэллоуинской атрибутикой украшены даже маленькие дворовые парки. Проводится много тематических мастер-классов, костюмированных вечеринок и ночных мероприятий.

«На территории более 2 гектаров вы встретите самых странных существ Хэллоуина: заблудшие души, ведьм, зомби, троллей, гоблинов. Люди говорят, что видели даже самого дьявола…» — рассказывает о себе один из хэллоуинских парков. Такое описание не редкость для парков, зазывающих посетителей. Читаешь и понимаешь: «чем страшнее — тем лучше».

Хэллоуин в парке Вингис, Вильнюс. Фото: Vilniaus Siaubo Legendos - Helovynas Vingio parke

Хэллоуин в парке Вингис, Вильнюс. Фото: Vilniaus Siaubo Legendos - Helovynas Vingio parke

Одной из причин, почему людям нравятся ужастики на Хэллоуин, философ Нида Василяускайте (Nida Vasiliauskaitė) считает желание человека понять смерть.

Помогите нам продолжить работу!

Оформите пожертвование на любую сумму и поддержите настоящую независимую журналистику!

Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.ee

«Последние столетия в западной культуре понятие смерти стало табуированным, её очень мало в публичном пространстве, изменились похоронные обычаи. Сегодня среднестатистический человек смерть может увидеть только в кино или в театре. В прошлых же столетиях смерть была частью повседневной жизни человека. И Хэллоуин, как мне кажется, заполняет этот смысловой вакуум. Все его образы обслуживают психологическую потребность человека понять смерть и подготовиться к ней».

«Не хотелось бы утратить литовские традиции и приобрести вместо них Хэллоуин»

Беларуска Надежда живет в Литве уже четвёртый год, в литовской школе учатся трое её детей. Надежда рассказывает, что в Беларуси она не особо обращала внимание на Хэллоуин, потому что там он «ярко никогда не отмечался».

«Для меня вопрос отношения к Хэллоуину — это вопрос последних лет. Когда мы переехали в Литву, мне пришлось столкнуться с тем, насколько массово он тут отмечается. Я начала разбираться, что это за праздник, если коротко: там смешано всё вместе. И христианские праздники, и языческие обряды, и традиции разных культур — кельтских и мексиканских, и американский День благодарения. И вложены ещё символы смерти. Лично у меня Хэллоуин вызывает омерзение. Но дети мои любят переодевания, и я поняла, что никак не могу им запретить праздновать этот день».

В Литве Хэллоуин начал набирать популярность в 1990-х годах. Страна восстановила независимость и стала открытой к западной культуре и традициям. В крупных городах отмечать Хэллоуин начали в начале 2000-х.

«Мы живём в демократической стране, и я не представляю, как можно насильственно запретить отмечать какой-то праздник. У нас есть Совет по охране этнической культуры, но, я думаю, этого слишком мало, чтобы повлиять на появление или исчезновение какой-то традиции, запреты тут не сработают. Нужно было бы начинать с воспитания детей. Но сейчас родителями стало поколение, которое как раз хорошо приняло традицию Хэллоуина, в этом принятии они растят и своих детей. Поэтому будущее поколение будет воспринимать Хэллоуин как традиционный праздник», — считает доктор политических наук Адас Якубаускас.

Aдас Якубаускас. Фото: BNS

Aдас Якубаускас. Фото: BNS

Сам политолог критически относится к традиции отмечать Хэллоуин в конце октября — начале ноября.

«На протяжении многих веков литовцы в эти дни поминают ушедших предков, приходят на их могилы, зажигают свечи, молятся. 1 и 2 ноября — День всех святых (Visų Šventųjų diena) и День поминовения усопших (Vėlinės). Это исконно литовские традиции, дни тишины, а не маскарадов. И я очень бы не хотел, чтобы мы утратили свои традиции и приобрели вместо них Хэллоуин».

44-летний литовец Анджей уверен, что Хэллоуин никак не вытеснит старые праздники.

«Ездить в эти дни на кладбище — настолько старая традиция, что забыть её нереально. Я и детям своим её прививаю, они знают, что в эти дни нужно вспомнить наших умерших родственников. А переодеться в хэллоуинские костюмы можно и до 1 ноября, Хэллоуин же не отмечается конкретно 31 октября, «движуха» начинается уже с середины октября. Что касается детей, то они собираются с друзьями, наряжаются — не более, поэтому ничего вредного или опасного я не вижу в этом дне. В школе (дети Анджея учатся в государственной русскоязычной школе Вильнюса) у нас никаких мероприятий в этот день никогда не проводится».

«В основе всего — деньги»

О Дне поминовения усопших напоминает и священник Георгий Рой. Он не рекомендует отмечать Хэллоуин, потому что «так или иначе этот день связан с образами злой силы, неупокоенных мертвецов».

«Популярность Хэллоуина можно связать с тем, что сейчас происходит отхождение от христианской традиции, от христианского мистицизма. При этом у людей всё равно сохраняется потребность в какой-то мистичности, и молодые люди ищут новые формы, более простые, карнавальные. Но глобально это всё равно нехватка мистичных переживаний. Ну и, конечно, важно понимать, что Хэллоуин — это бизнес-проект».

Фото: BNS

Фото: BNS

Точных цифр о том, сколько во время Хэллоуина тратят литовцы, мы не нашли. Но представители торговых сетей отмечают, что в Хэллоуин траты вырастают в разы. В сети Rimi продажи товаров с тематикой Хэллоуина в этом году выросли на 40 %, в Iki — почти в пять раз.

Пресс-секретарь сети Norfa рассказал, что за неделю до Хэллоуина продажи тыквы увеличиваются в четыре раза. 

А вот цифры из страны, где Хэллоуин активно празднуется уже много лет — США. В 2023 году общая сумма, на которую закупились жители Америки, составила $12,2 млрд. Годом ранее она была меньше — $10,6 млрд. Только на сладости в прошлом году американцы потратили $169 миллионов.

Конечно, виновник — маркетинг. И основа популяризации Хэллоуина совсем не кельтская или какая-то другая традиция, о которой многие говорят. Всё проще: основа — деньги. Вся мировая индустрия знает: хочешь повысить свои продажи — создай какое-то мероприятие На этом знании маркетологов построены Киберпонедельники, Чёрные пятницы. И Хэллоуин.

«В этот день создаются огромные маркетинговые кампании, маркетологи используют в том числе психологические приемы, связанные с человеческими инстинктами. Сюда я включаю желание приблизиться к смерти и овладеть своими страхами, пережить коллективный страх и таким образом почувствовать общность. Ещё один приём — дать человеку возможность посмотреть на другую сторону, зайти за границу дозволенного. Все эти хэллоуинские образы приоткрывают нам границы и играют на глубинном желании человека понять непознаваемое», — объясняет Вероника Гришкова, маркетолог компании Seller Assistant.

«Да и празднуется Хэллоуин в самое сумрачное время в году — поздней осенью. Когда у человека упадническое настроение, ничего не хочется. А тут нам дарят праздник! Конечно же, люди готовы подхватить это веселье, чтобы забыть о скуке и развлечься. Душа требует праздника».

Помогите нам продолжить работу!

Оформите пожертвование на любую сумму и поддержите настоящую независимую журналистику!

Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.ee

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.