Bitc bar — название этого заведения недавно прогремело во всех литовских СМИ. Повод необычный: там поженились две девушки. И это законный брак, хотя в Литве для однополых пар нет возможности заключить не то что брак — даже партнерство. Как такое возможно, узнали у владельцев бара и юриста.
Бар, в котором рады всем
Bitc Bar открылся в самом центре Вильнюса, у Острой брамы, в феврале. Основали его супруги Максим Попов и Паулюс Банявичюс.
«О начале собственного дела мы задумывались давно. Хотели открыть бар или клуб, чтобы создавать для людей праздник. В итоге у нас получилось что-то среднее между баром и клубом. По будням у нас спокойная музыка, а по пятницам и на выходных все оживает: включаем танцевальные треки, световые эффекты и дымовую машину», — рассказывает пара.
Bitc Bar позиционируется как ЛГБТК+-френдли заведение, но его двери открыты для всех. «Это место, где люди могут чувствовать себя комфортно и свободно, независимо от сексуальной ориентации», — отмечают владельцы. Они уверены, что общение в такой расслабленной обстановке помогает людям лучше понимать друг друга и снижает предвзятость к ЛГБТ.
«Бывает, гетеросексуальные мужчины приходят в бар и поначалу ведут себя настороженно, но постепенно начинают общаться с ЛГБТК+ гостями куда дружелюбнее», — рассказывают Максим и Паулюс.
Роспись по зуму
Главная «фишка» Bitc Bar — заключение однополых браков. Делается это по видеосвязи с американским штатом Юта.
Там действует особый закон, который позволяет вступать в брак гражданам всех стран и любого пола. Личное присутствие при заключении брака даже одного из партнеров не нужно.
Личное присутствие при заключении брака даже одного из партнеров не нужно. После церемонии можно получить электронное свидетельство о браке или заказать бумажное с апостилем. Таким образом четыре года назад вступили в брак и Максим с Паулюсом.
«Когда мы рассказали об этом гостям бара, все были в шоке: оказывается, можно заключить брак через интернет, никуда не выезжая из Вильнюса. Они делились своими историями — как для свадьбы приходилось долго копить деньги, летать за границу, проходить там бюрократические процедуры, а потом возвращаться в Литву и подтверждать брак здесь. Это был настоящий квест. И тогда мы поняли, что можем помочь: у нас есть опыт, место для проведения церемоний и нужное оборудование. Так и родилась идея этого проекта», — рассказывают владельцы Bitc Bar.
Максим Попов и Паулюс Банявичюс. Фото из личного архива
«Имею честь объявить вас женатыми»
Своей идеей Максим и Паулюс поделились с двумя однополыми парами, которые часто приходили в их бар. Те заинтересовались. Несколько недель на подготовку — и первая свадьба состоялась 19 октября.
Молодожены не хотят публично говорить о своих отношениях, поэтому о том, как прошла церемония, рассказывают Максим и Паулюс:
«Мы нервничали. Нам было важно, чтобы все работало как часы: оборудование не подвело, церемония состоялась без проблем. Переживания оказались напрасными: все прошло замечательно. Брак был успешно зарегистрирован — пара счастлива, а гости довольны. Самым запоминающимся моментом стало вручение сертификата, который прислали из США, а также слова американского чиновника: Я имею честь законно и правомерно объявить вас женатыми. Поздравляю!»
В Bitc Bar уже планируют следующую церемонию. Владельцы отмечают, что они готовы организовать свадьбы не только для пар из Литвы, но также из соседних стран.
Буква закона
Сегодня 24 из 27 стран ЕС предоставляют возможности для юридического оформления однополых семей — но Литва к ним не относится. Так признает ли Вильнюс браки, заключенные в Bitc Bar по видеосвязи? Объясняет адвокат Айварас Жилвинскас:
«Брак, законно заключенный за рубежом, по закону должен быть признан в Литве. Однако если в браке состоят лица одного пола, и хотя бы один из них — гражданин Литвы, местные органы ЗАГС отказываются официально признавать такой брак.
В случаях, когда оба супруга — иностранные граждане, такие браки также не регистрируются в Литве, но признаются действительными, что формально должно гарантировать статус семьи. Однако на практике такие пары часто вынуждены доказывать свой статус семьи в каждой отдельной ситуации. Нередко для этого приходится обращаться в суд».
Адвокат Айварас Жилвинскас. Фото: BNS
Адвокат Жилвинскас сейчас как раз работает с несколькими гражданами Литвы, которые через суд добиваются того, чтобы их однополые браки, заключенные за границей, были зарегистрированы на родине.
Он также защищает права двух однополых литовских пар в Европейском суде по правам человека. Там рассматривают вопрос о том, нарушает ли Литва их право на частную и семейную жизнь.
Долго и счастливо
Максим и Паулюс замужем уже четыре года, но литовский ЗАГС не внес их союз в реестр браков. «Сотрудники объяснили, что законодательство на данный момент не позволяет этого сделать, и извинились перед нами», — рассказывает пара.
Однако их брак все равно признают различные учреждения и структуры, как государственные, так и частные.
«Я обращался в Миграционный департамент, чтобы получить ВНЖ по браку. Мне его выдали, и на документе указано «член семьи», — рассказывает Максим. — Также меня пропустили в больницу к мужу, когда я показал свидетельство о браке. И SwedBank принял этот документ, когда он был необходим для одной из процедур».
При этом Максим и Паулюс не исключают, что однажды могут столкнуться с трудностями.
«Если в каком-либо учреждении откажутся признать наш брак и это будет для нас критично, мы не смиримся с дискриминацией, а будем бороться до конца, чтобы защитить свою семью: через суд, привлекая политиков и общественность», — говорит пара.