Актер Даугавпилсского театра Вадим Богданов написал сценарий, срежиссировал и поставил спектакль «Человек и тиран», в котором исполнил главную и единственную роль. Премьера состоялась на фестивале дискуссий LAMPA в Цесисе. Тогда со спектакля ушли несколько зрителей, которых оскорбил фрагмент звучавшей песни российского исполнителя Шамана «Я русский». Но это была всего лишь провокация, как и весь спектакль, где, в связи с войной в Украине, поднимаются очень важные для русских людей, проживающих в Латвии, вопросы.
Быть русским…
Это не будет рецензией на спектакль — это впечатления коренного даугавпилчанина, который, как и многие его земляки, находится в некоторой растерянности, так как мир вокруг вдруг стал совершенно непривычным. Да и мира, в общем-то, не стало — его заменила война.
Еще до показа организаторы предупредили зрителей, что спектакль может оскорбить: латышей — потому что он на русском; пророссийски настроенных — потому что он антивоенный; даугавпилчан, но не всех — потому что он антипутинский; чувства верующих и обезьян. И это тоже часть провокации, которой, по словам автора пьесы и исполнителя главной роли Вадима Богданова, является весь спектакль. Одна из сюжетных линий постановки — власть тирана и подчинение людей его воле.
Конечно, главный триггер, побудивший автора создать это театральное шоу — агрессивное нападение России на Украину.
По его словам, начавшаяся два с половиной года назад полномасштабная война вызвала раскол среди жителей Даугавпилса. Многие не скрывают своего сочувствия действиям российской власти и президента соседней страны. Другие искренне переживают за украинцев и поддерживают народ, подвергшийся вероломному нападению. На чьей стороне правда? Можно ли называться и быть русским, если не поддерживаешь Россию? А что делать, если ты за Украину, но по национальности русский и плохо говоришь по-латышски? Как вообще рождается цивилизация и почему в ней появляются тираны? И, если убить тирана — настанет ли мир между непримиримыми идеологическими противниками?
Это лишь часть вопросов, которые Вадим Богданов поднимает в своем спектакле. Именно поднимает, акцентирует на них внимание, но не дает ответов. При этом он четко показывает свою позицию: он — русский человек в Даугавпилсе, категорично выступающий против российской агрессии в Украине. Во многом это и личная история автора — разлад в его семье тоже показан в спектакле. Его отец — приверженец политики Путина. И именно Путина — тирана, погубившего многих людей — герой спектакля «убивает». Хотя и «не полностью», поскольку «русский идет до конца…», как поет певец российской пропаганды Шаман (фрагмент этой песни звучит в спектакле).
Тема — что значит сегодня быть русским — одна из главных в спектакле «Человек и тиран». Особенно — что значит быть русским в Латвии.
Но постановка не столь однозначна, она гораздо глубже — в ее основе попытка понять, как появляются тираны и как они влияют на общество. Что значит для человека свобода выбора и как человек делает этот выбор. Вадим ювелирно соединил свой сценарий с рассказом Владимира Набокова «Истребление тиранов», написанным в Германии в 1936 году. Понятно, о ком идет речь? Да, страстную речь Гитлера зрители тоже увидели в этой постановке.
Вадим Богданов в образе Гитлера. Фото: Евгений Павлов, Новая газета.Балтия
Приметы времени
— С начала войны, когда она началась, полномасштабная война, конечно, мне хотелось как-то высказаться — не просто в соцсетях, а что-то сделать, — говорит Вадим Богданов. — И я наткнулся на Набокова, на этот рассказ. Мне показалось, что это невероятно актуально сегодня звучит. Этот текст. И вот это было на второй месяц войны. То есть, этой идее уже больше двух лет.
Что я хотел сказать этим спектаклем? Мне не кажется, что на этот вопрос можно ответить однозначно. Потому что у меня не было четкой задачи. Это то, что во мне копилось. Скорее надо говорить не о том, что я хотел сказать, а о том, что я хотел вынести из своей головы, чтобы на это посмотреть самому, почувствовать и понять, что я хочу сказать. Посмотреть на это со стороны, может быть, проанализировать.
Мне кажется, что чем более это личная история — тем она более общественная. Я очень удивлюсь, если на этот спектакль в Даугавпилсе придут люди, которые поддерживают Путина. Наверное, даже приятно удивлюсь, поскольку им кажется, что та грань, где можно было выслушать друг друга, уже пройдена. Сейчас уже никто не слушает друг друга, позиции уже всем ясны — никакого диалога даже и близко нет, к сожалению. И мне кажется, что этот спектакль, в некоторой степени, является попыткой такого диалога. Даже с теми людьми, которые абсолютно не готовы слушать другое мнение.
Одна из линий спектакля «Человек и тиран» — похороны театра. Автор провозглашает смерть этого «одного из важнейших искусств», поскольку театр не выполнил своей роли. Он не защитил людей от тирании и пропаганды, а стал инструментом в их руках. По ходу пьесы главный герой постоянно коммуницирует со зрителями и много импровизирует. Контакт с людьми, их ответы на непростые вопросы, помогает актеру заострить внимание на многих важных вещах, которые характерны сегодня для нашего общества. Например, на вопрос: «Скажите, кто считает себя русским?» в зале поднялись лишь несколько рук — люди боятся сегодня признаваться в своей национальности. И это тоже примета времени.
«Похороны театра». Фото: Евгений Павлов, Новая газета.Балтия
Вадим — не боится. Он показывает образ типичного даугавпилчанина, пенсионера, который не выучил латышский и не смог сдать экзамен. И теперь боится, что ему придется уезжать из Латвии. Его родной Латвии, которую он любит, где все ему дорого и привычно. Это собирательный образ многих даугавпилчан. «Они не опасны», — говорит автор пьесы. Но есть и те, кто ждут в Латвии «прекрасного русского будущего».
Вадим Богданов в образе даугавпилсского пенсионера. Фото: Евгений Павлов, Новая газета.Балтия
Личная история
В марте этого года Вадим Богданов присоединился к группе волонтеров, чтобы доставить груз гуманитарной помощи в Украину. Он побывал в Киеве, Буче, Ирпене, доехал до Херсона и Одессы. Своими глазами увидел, что такое война. Во время этой поездки Вадим снял документальный фильм о латвийских волонтерах в Украине.
Одним из самых сильных и чувственных моментов постановки можно назвать предполагаемый диалог героя со своим отцом.
Герой не понимает, почему он стал «позором семьи» и почему тиран из соседней страны стал для его отца дороже, чем родной сын?
Многие его родные, друзья и знакомые оказались, что называется, по другую сторону баррикад. Почему так случилось — еще один важный вопрос, на который спектакль не дает ответа. Но заставляет об этом задуматься.
— Так хочется все это упростить и сказать, что виновата пропаганда, но это не так, — размышляет Вадим Богданов. — Мне самому сложно в это поверить. Я могу понять головой, когда это происходит с людьми, которым за 50-60 лет. Их молодость прошла в Советском Союзе и, возможно, это связано с ностальгией. Даже, когда Латвия снова стала свободной страной, они продолжали жить в российском информационном пространстве. И у меня так было — я рос с полным ощущением, что я живу в России, просто, территориально, в Латвии. Я был ребенком — что вокруг меня было, то я и впитывал.
Когда говорят, что Даугавпилс такой весь русский — это действительно так. И это было очень давно уже. И сейчас мы имеем то, что имеем. И что с этим делать, мне кажется, никто не знает.
При этом Вадим признается, что любит свой город — безусловной любовью, так, как дети любят своих родителей. И все, что он делает, включая созданный им спектакль «Человек и тиран», он делает во благо своего города.
— Нужно называть вещи своими именами, иначе процесс можно запустить и потом будет гораздо хуже, — поясняет Вадим. — Это первое и такое более пафосное. А второе и более честное, что ли — я хочу жить в городе, которым я могу гордиться, а не в котором мне некомфортно. И это мое право, как жителя города. Поэтому не вижу противоречий в том, что я могу осуждать какие-то вещи, которые делают определенные жители города, руководство города, и при этом любить этот город.
В сентябре моноспектакль «Человек и тиран» увидели жители Риги — он был показан в Русском театре им. Михаила Чехова. А недавно снова состоялся показ в Даугавпилсе. Но не на сцене местного театра, актером и режиссером которого является Вадим Богданов. Все постановки в родном городе автора спектакля происходят в помещении, предоставленном общественной организацией New East («Новый Восток»).