logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Таллиннский Копли: как преобразовать кварталы трущоб в город-сад

Таллиннский Копли: как преобразовать кварталы трущоб в город-сад

На два дня в году в Таллинне для всех желающих открываются двери зданий, в обычное время закрытых или труднодоступных, а также тех, которые вскоре закроются на реконструкцию. Это и общественные здания, и современные жилые комплексы, и места «с историей». В течение двух выходных гиды-волонтеры, в числе которых школьники и студенты, проводят по этим зданиям бесплатные экскурсии на трех языках. С тех пор как шесть лет назад Эстония присоединилась к общеевропейской инициативе, знакомящей публику с интересными и малодоступными городскими зданиями, Open House Tallinn проводится ежегодно. Рассказываем об одном из маршрутов Open House Tallinn — районе Коплиских линий, о котором говорят как об удачном примере постиндустриального развития старых промышленных районов.

Если долго ехать трамваем вдоль Коплиских линий (это район на северном полуострове Таллинна), а потом идти через городской парк, можно вынырнуть к новым жилым кварталам на берегу моря. Впрочем, прилагательное «новые» здесь не совсем верно: речь о полной реновации старого промышленного района, много лет считавшегося одним из самых неблагополучных в городе.

Судьба этого района не заладилась с самого начала. Построенные в начале ХХ века Коплиские линии задумывались как автономный рабочий поселок со своей инфраструктурой. Первые дома для рабочих здесь были построены в 1914 году, но вскоре после начала Первой мировой большая часть производств вместе с рабочими были вывезены. Пустующие здания отдали военным беженцам, хлынувшим сюда из разных мест, по большей части из России. Район постепенно приходил в упадок и в 1920-е годы стал превращаться в гетто. Эстонская республика пыталась с этим что-то делать, на обустройство района были выделены деньги, и к концу 1930-х район удалось как-то восстановить.

Но тут началась Вторая мировая. И опять потрясения — кто-то бежал от войны, кого-то депортировали в Сибирь. Дома на Коплиских линиях вновь опустели. В 40-х годах разразилась эпидемия тифа, и часть зданий, которые были в более-менее нормальном состоянии, отдали под клинику. В 60-70-е сюда стали заселять переселенцев из дальних советских республик. Местного населения к тому моменту здесь практически не осталось.

В окраинный промышленный район особо не вкладывались, и он постепенно ветшал. После восстановления независимости Эстонии, когда стала возможной приватизация жилья, в этом районе жильцам не разрешали приватизировать квартиры — к тому моменту большинство домов считались аварийными.

Так выглядел район Копли до реновации

Так выглядел район Копли до реновации

К 90-м годам район приобрел устойчивую репутацию неблагополучного. Люди стали уезжать отсюда целыми семьями. Полузаброшенные, полуразрушенные дома, до которых никому особо не было дела, стали прибежищем асоциальных элементов. Время от времени город проводил рейды по их выселению, особого успеха не имевшие, поскольку спустя время постояльцы снова возвращались. Мальчик-очкарик из Нымме или Кристийне, рискнувший забрести в эти кварталы, имел все шансы вернуться домой с синяком под глазом. Поэтому детям из приличных семей не разрешали гулять в эту сторону. Границей нормального города, где было безопасно, стало бывшее кладбище.

К началу двухтысячных здесь официально числилось чуть больше трехсот жильцов плюс огромное количество асоциалов, которых даже не пытались подсчитать. Старые дома к тому же постоянно горели, что не добавляло району привлекательности.

В 2010 году здесь официально оставалось всего несколько десятков семей. Большая часть зданий уже была признана непригодными к проживанию. Было принято решение вернуть сюда жизнь путем создания качественного современного жилого пространства. Стали искать нового владельца для этого района, и в итоге город продал эту территорию застройщику под обязательство не только построить здесь жилые дома, но и полностью взять на себя обеспечение инфраструктуры.

И застройщик предложил удачную модель развития района, где не просто возводится комфортное современное жилье, но все дома и озеленение исходят из прежних очертаний застройки. Новые дома занимают ровно то же место, где были старые, часть из них строится по тем же макетам. А в тех старых домах, которые можно сохранить как основу, используются по возможности старые каменные подъезды и деревянные конструкции.

Так выглядят новые жилые кварталы Копли сейчас

Так выглядят новые жилые кварталы Копли сейчас

Казалось бы, проще было все снести и построить заново, но решили, что правильнее сохранить ту часть дома, которая может быть использована. Поэтому снесли только деревянные части бывших бараков, старые подъезды не тронули, а пристроенные к подъездам новые стены обшили деревянным сайдингом, чтоб максимально сохранить первоначальный вид застройки.

Из запущенного парка, минуя промзону, теперь можно выйти к кварталу малоэтажной застройки прямо на берегу моря. Четыре ряда стильных двухэтажных домов с террасами, лоджиями и огромными панорамными окнами. У жильцов есть собственный пляж, собственный парк. От домов к морю ведет деревянный променад.

Внутри подъездов полностью сохранили кирпичную кладку и старые каменные ступеньки, которые заново почистили и отшлифовали. Деревянные перила восстановили, старые деревянные окна заменили на новые, заботливо воспроизведя раскладку переплетов начала двадцатого века. Оконная и дверная фурнитура также максимально приближена к оригинальной.

Весь квартал огорожен низким деревянным штакетником с калиткой. Обычный человек «с улицы» может туда войти, просто повернув щеколду на калитке. Если пройти квартал насквозь, можно попасть во внутренний двор. Двор единый, общий на много домов, и в этом пространстве нет автомобилей. Все парковки расположены вокруг района, а в центре — только зона отдыха и прогулок. У жильцов первого этажа есть своя собственная веранда.

Изображение

Возле домов заботливо восстановлено булыжное покрытие — отсылка к историческому наследию района. Старую брусчатку бережно достали, перебрали и уложили заново. Там, где старой брусчатки не хватало, добавили новую. Здесь же — пример удачной игры с мощением: парковка и тротуар выложены плиткой разного цвета и конфигурации. Водитель, въезжая, сразу понимает, где припарковаться. И это решение гораздо эргономичнее, чем постоянное обновление разметки краской, потому что брусчатка не сотрется.

Внутри двора — шезлонги, детская площадка и велопарковка. Между домами высажены стильные продуманные композиции из полевых цветов. Это явно жилье для состоятельных людей, но как не похожи эти дома на «гетто для богатых», обнесенные глухой высокой стеной, с суровыми охранниками у входа…

В оформлении двора традиционно использовано много дерева. Из него сделана вся зона отдыха. Скамейки, велопарковки, спортивные зоны — все деревянное или обшито деревянным сайдингом, и это тоже отсылка к историческому наследию. Даже старые урны для мусора здесь сохранили, но поместили их в новые деревянные ячейки для хранения.

Несколько домов, расположенных ближе к морю, построены заново на месте несохранившихся зданий. Хотя эти дома построены по современному проекту, но и по стилистике, и по этажности они не выбиваются из общего решения — видно, что застройщики придерживались единой концепции. Цветовое решение некоторых домов тоже отсылает к исторической отделке. То есть внешнее и внутреннее пространство кварталов поддерживает общий образ отстраиваемых Коплиских линий.

Изображение

Это только начало преобразования района. В дальнейшем предполагается создание в Копли цельной жилой среды с новыми кварталами, смотровой площадкой, променадом с рекреационными зонами и зонами для занятий спортом. Уже сейчас приводятся в порядок парки, на территории соседнего завода строится творческий квартал. Вместо района трущоб город получит современный микрорайон, в котором в то же время отчетливо проступают контуры прошлого.

Фото: Open House Tallinn, fundehitus.ee

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.