logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыПолитика

Виновные в репрессиях стали на один шаг ближе к Гааге. Пять вопросов литовскому юристу о беларуском кейсе

Виновные в репрессиях стали на один шаг ближе к Гааге. Пять вопросов литовскому юристу о беларуском кейсе

Дайнюс Жалимас. Фото: Александр Фурс

Сегодня стало известно, что Международный уголовный суд (МУС) принял пакет документов об ответственных за массовые репрессии в Беларуси. Инициировала процесс Литва. Но что это значит на практике? И какова процедура? «Новая газета. Балтия» задала эти и другие вопросы члену Европарламента, бывшему руководителю Центра права и демократии Дайнюсу Жалимасу, который изучал возможности привлечения к ответственности виновных за жестокое подавление протестов и преследование по политическим мотивам в РБ.

Что означает передача материалов в Международный уголовный суд?

Это приближает Лукашенко и исполнителей репрессий к скамье подсудимых в Гааге, где и располагается МУС. Сейчас юридически оформленный пакет документов передан в офис прокурора. Тот объявил, что будет проведена экспертиза. Во время нее будет выясняться, есть ли основания для уголовного преследования.

— На данный момент мы говорим об обращении в офис прокурора Международного уголовного суда. Там дадут заключение, будет ли начато предварительное расследование, — уточняет Дайнюс Жалимас.

Юрист предупреждает, что по сравнению с другими делами, беларуский кейс может не выглядеть таким масштабным. Однако Литва делает все возможное, чтобы ответственные за жестокие репрессии в Беларуси были привлечены к ответственности.

Лукашенко и его подручных посадят?

До этого, конечно, далеко, но можно сказать, что в конечном счете речь идет именно о привлечении к ответственности виновных в репрессиях. Юристы объясняют, что под прицелом и те, кто исполняет преступные приказы, и те, кто отдает их.

— Конечно, существует такое понятие как бремя доказательства, но в данном случае несложно будет доказать, что именно Лукашенко управляет этим процессом, — считает Дайнюс Жалимас. — Поэтому на него нацелено международное правосудие.

А какие были варианты?

Чтобы начать уголовное преследование виновных за репрессии в Беларуси, не так уж много возможностей.

— Центр права и демократии готовил рекомендации, как можно привлечь беларуский режим и Лукашенко к ответственности, — говорит Дайнюс Жалимас. — На наш взгляд, есть три пути.

Во-первых, универсальная юрисдикция, когда уголовное дело возбуждается за преступления против человечности, совершенные на территории другой страны.

— Речь идет о международных преступлениях, а значит инициировать процедуру может любое государство, если сочтет это необходимым и соберет необходимые доказательства, — отмечает юрист. — Литва первая и единственная страна, которая проводит такое расследование за преступления режима Лукашенко.

Дайнюс Жалимас. Фото: Александр Фурс

Дайнюс Жалимас. Фото: Александр Фурс

Во-вторых, учреждение международного трибунала для Лукашенко.

А в-третьих, инициирование процесса государством-подписантом Римского статута за преступления против человечности, если были затронуты его интересы.

— Беларусь не подписала Римский статут, то есть не признала юрисдикцию МУС, — напоминает Дайнюс Жалимас. — Однако выход есть. Международное право рассматривает в качестве преступлений депортацию и преследование по политическим мотивам, что включает не только насильственное выдворение людей, но и вынужденный отъезд из страны из-за страха попасть под уголовное преследование по политическим мотивам.

За последнее время огромное число беларусов вынуждены были покинуть РБ именно по этой причине. Большинство из них находятся в соседних странах — Польше, Литве, Латвии.

— Именно это узкое окно возможностей было использовано для преследования ответственных за репрессии, — уточняет юрист.

При этом он признает: это не касается многих других жестоких преступлений, совершенных беларуским режимом в 2020 году и позднее.

Читайте также

Международный уголовный суд начинает процесс против представителей беларуского режима

Международный уголовный суд начинает процесс против представителей беларуского режима

Получается, все уехавшие по политическим причинам могут быть признаны потерпевшими?

Если они обратятся в правоохранительные органы Литвы, а точнее в прокуратуру, и их аргументы сочтут весомыми.

— Можно поспособствовать следствию, и заявить себя потерпевшим, — поясняет Дайнюс Жалимас. — Для этого нужно, чтобы преследование конкретного человека было включено в список эпизодов, расследуемых прокуратурой. Этот статус позволит получать информацию о ходе следствия и в будущем, возможно, рассчитывать на компенсацию.

Однако нужно иметь в виду, что ваши личности могут быть раскрыты беларуским режимом, предупреждает юрист.

Почему именно Литва инициировала процесс?

— Это хороший вопрос. Меня тоже интересует, почему бездействуют другие европейские страны? — удивляется Дайнюс Жалимас. — Я намерен поднимать этот вопрос в Европарламенте.

Он предупреждает: передача материалов в МУС не отменяет того факта, что у Литвы есть и собственные юридические ресурсы для преследования ответственных представителей режима Беларуси.

— Ранее в Вильнюсе было заведено дело по преступлениям против человечности, совершенных в Беларуси. Расследование проведено. Известны имена конкретных судей, прокуроров, начальников тюрем, — замечает юрист. — Уже можно назвать некоторых обвиняемых и выдать международный ордер на их арест.

Его удивление вызывает, что никто, кроме Литвы, не инициировал этот процесс.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.