Российский политик и бывший политзаключенный Илья Яшин после освобождения возвращается к привычной работе. В ближайшее время он намерен посетить около 40 городов в разных странах. Символично, что одним из первых мест, где он выступил и поучаствовал в дискуссии, стал Вильнюс, который стал убежищем для многих представителей российской оппозиции. Сквозной темой, разумеется, стала война в Украине и урон от действий путинского режима.
Он подчеркнул, что не считает себя эмигрантом, и сердцем находится в своей стране: «Я обязательно вернусь в Россию, как только появится возможность, и буду бороться, чтобы она стала мирным государством».
Политик много говорил о политзаключенных, высказал солидарность с беларуской оппозицией и прокомментировал нашумевшее расследование ФБК. Читайте репортаж «Новой газеты.Балтия».
Об аресте: «За то, что я не промолчал во время агрессии против Украины, сесть не стыдно»
Политик был арестован через четыре месяца после начала полномасштабной войны в Украине. Во время встречи в Вильнюсе он заявил, что это было неизбежно: об этом его предупреждали через адвоката, заводили административные дела.
— После того, как в марте [2022-го — прим.] был принят пакет законов о военной цензуре, я решил: пусть лучше меня посадят за то, что я во время бомбежек Киева выступал против войны, чем за что-то другое. За то, что я не промолчал во время агрессии против Украины, сесть не стыдно, — подчеркнул он.
По словам Ильи Яшина, после ареста он больше всего жалел, что его антивоенная деятельность была прервана. На тот момент его стримы и ролики собирали миллионную аудиторию. Нахождение в России в этот момент придавало особое звучание его голосу.
— Во время судебного процесса я говорил не о предъявленных обвинениях, а про войну и про то, что Путин — военный преступник. Во время каждого заседания судебная трибуна превращалась в политическую, — отметил политик.
О войне: «Мы не можем победить тирана, и начинаем грызть друг друга»
Бóльшая часть разговора была посвящена войне в Украине. Позиция Илья Яшина хорошо известна, и выступление в Вильнюсе показало, что его взгляды ни на йоту не изменились.
— Убивая в Украине, Путин наносит огромный вред России, ее национальным интересам, он уже притащил войну на российскую землю. Последствия этой катастрофы придется расхлебывать еще долго, — сказал он. — На днях издание The Wall Street Journal обнародовало данные, что уже погибли и были ранены более миллиона человек. Кажется, мы ничего не можем с этим сделать, что сильно давит на психику. Мы не можем победить тирана, и начинаем грызть друг друга. Это симптом тяжелого психологического состояния, когда человеку больно и он срывает зло на тех, кто рядом.
Илья Яшин/фото автора
Политик считает, что представителям антивоенного движения нужно объединять силы: «Зло всегда в меньшинстве. Но удивительным образом оно лучше организовано, и потому иногда побеждает. Исторически проигрывает, но на коротком промежутке выигрывает».
На его взгляд, проще всего консолидировать энергию вокруг правозащитных идей, например, марафона в поддержку политзаключенных.
Также Илья Яшин заметил, что война превращает Россию в сырьевой придаток Китая, подрывается обороноспособность страны и, если бы Пекин захотел, то смог бы без проблем захватить часть восточных территорий РФ.
О разговорах со сторонниками войны: «Что это за страна такая, в которой можно почувствовать себя живым, только отправившись в другое государство убивать!»
Одним из шоков после начала войны оказалось то, что одна часть российского общества готова идти на фронт, другая ее поддерживает, а третья безучастно на все это взирает.
— В Вильнюсе я разговорился с таксистом из Украины, который вез меня из аэропорта, — привел пример Илья Яшин. — Он спросил: «Как так вышло, что десятки тысяч граждан твоей страны приходят убивать в мой дом? Что их мотивирует?» Признаться, меня эти вопросы самого очень волнуют. Ответы я искал в разговорах с сокамерниками, вагнеровцами, попутчиками во время этапа. Я поговорил примерно с 30 людьми, которые собирались на фронт. Ни один из них не повторял слова Путина. Они не вспоминали демилитаризацию и денацификацию. Не говорили про бандеровцев. Не воспринимали эту войну как отечественную или оборонительную.
Мотивации, по словам политика, две. Во-первых, деньги. «Это разочаровывает. Для меня стало неприятным сюрпризом, что столько людей готовы убивать из-за корысти. Но в то же время это дает понимание, что это наемническая война. Путин буквально покупает людей и отправляет их убивать», — отметил он.
А во-вторых, многие участники войны говорят, что на фронте обретают смысл жизни. «Представьте обычного человека, у которого в жизни ничего не происходит, — предложил Илья Яшин. — Он ходит на работу, у него сомнительные друзья, и каждый день похож на предыдущий. Но когда он оказывается на войне, то получает власть — ему дают в руки оружие, а также право решать, кому жить, а кому умирать».
— Также появляется чувство так называемого кровного братства, — продолжил он. — Со мной в СИЗО сидел мужик, который воевал год, потом был арестован за торговлю оружием и рвался назад на фронт. Он говорил: «Там мои пацаны, некоторые погибли. Получается, их смерть ничего не значит. Я должен отомстить». В ответ я ему замечал: но ведь ты поедешь мстить, погибнешь, потом поедут мстить за тебя и так до бесконечности. Как вырваться из замкнутого круга?
Как полагает политик, еще предстоит разобраться, почему десятки тысяч людей согласились участвовать в этой чудовищной войне: «Эти люди опасны. Некоторые отсидели несколько лет за убийство, пошли на войну и вернулись в обычную жизнь. Им не предлагают пройти программу адаптации и социализации. Мы видим по новостям, что они вытворяют по возвращении с фронта. При этом они относятся к власти с большим подозрением: считают, что их предают командиры, которые бросают в мясные штурмы; предает руководство страны, которое обещало победоносную войну, а устроило два с половиной года мясорубки. В конце концов, они почувствуют себя брошенными и уязвленными. Как выстраивать с ними диалог? Делать это придется, потому что многие из них продолжат жить в России и влиять на происходящее».
— Я шутил, что тюремные камеры, через которые я прошел, это модель будущей России, — усмехнулся Илья Яшин. — В одном пространстве оказывались человек, приехавший с фронта, и я, ярый противник войны. Но дверь закрыта, а нам надо воду кипятить одним кипятильником и как-то договариваться. Это сложно. Они убийцы. Но даже с ними надо разговаривать. Это несколько сотен тысяч сограждан. Их не отправишь на Луну и не посадишь всех в тюрьму.
Он привел пример, как каждый представитель антивоенного движения может разговорами влиять на ситуацию. Из 30 человек, которые собирались ехать на войну, политику удалось переубедить троих..
— Но это больше, чем ноль. А значит, они не погибнут и никого не убьют, — заключил Илья Яшин. — В целом у меня большой вопрос, что это за страна такая, в которой можно почувствовать себя живым, только отправившись в другое государство убивать!
О политзаключенных в России и Беларуси: «И там, и там обезумевший дед, который насилует свою страну и берет народ в заложники»
Еще одна большая и сложная тема, о которой шла речь на встрече — политзаключенные в России и Беларуси. Правозащитникам известны имена нескольких тысяч человек, но их реальное количество, скорее всего, больше.
— Важно продвигать идею политической амнистии, — полагает Илья Яшин. — Думаю, нам вполне по силам с международной помощью добиться освобождения этих людей.
Он отметил, что есть люди, которых нужно освобождать незамедлительно, иначе они могут не выжить. Среди них муниципальный депутат Алексей Горинов, который призвал не проводить детские праздники, пока в Украине бомбят города (у мужчины частично удалено одно легкое); окнобольной Игорь Барышников, которого осудили за антивоенное высказывание; на Алтае сидит Мария Пономаренко, которую доводят до самоубийства — ее держат в ШИЗО, девушка в знак протеста объявила голодовку.
— В числе тех, кого должны были обменять 1 августа, были беларуские политзаключенные, но в последний момент их участие сорвалось, — сообщил российский политик. — А недавнее освобождение более сотни человек из тюрем связано с тем, что Лукашенко понадобились запчасти к самолетам, и он буквально обменивает авиадетали на людей.
По его мнению, беларуская и российская беда похожие: «И там, и там обезумевший дед, который насилует свою страну и берет народ в заложники. Но в Беларуси люди сидят еще хуже. Марию Колесникову не видели больше года, Сергея Тихановского и Виктора Бабарико — два года. Живы они, здоровы ли? Это неизвестно».
Как подчеркнул политик, действовать с беларуской оппозицией нужно консолидированно. Тогда это может принести результат.
— Недавно стартовала кампания в поддержку Марии Колесниковой, — недавно Илья Яшин разговаривал с сестрой политзаключенной, Татьяной Хомич. — Это красивый и отважный человек, который готов рисковать своей жизнью ради страны. От нее исходит человеческое тепло. Это и есть настоящий образ Беларуси. Но ее нужно спасать. Она очень сильно похудела, у нее большие проблемы со здоровьем.
Илья Яшин/фото автора
Российский политик заверил, что все кампании в поддержку политзаключенных, которые инициирует беларуская оппозиция, будут им поддержаны.
О расследовании ФБК в связи с нападением на Леонида Волкова: «Чудовищно, что удар может быть нанесен со спины»
Вкратце политик затронул тему покушения на Леонида Волкова. Это произошло весной 2024 года в Вильнюсе. Представители Фонда борьбы с коррупцией недавно выпустили расследование, в котором утверждали, что заказчиком выступил бизнесмен Леонид Невзлин.
— Речь идет об очень серьезных обвинениях, — напомнил Илья Яшин. — Человека обвинили в организации физического нападения. ФБК таким образом защищается и хочет сделать так, чтобы такого больше не повторилось. Ужасно, что это происходит и вместо борьбы с Путиным мы вынуждены тратить на это время. Чудовищно, что удар может быть нанесен со спины.
О коллективной ответственности: «Путину этот тезис очень выгоден»
По признанию политика, этот термин ему не нравится, поскольку смещает фокус внимания с настоящего виновника войны на тех, кто имеет к этому условное отношение:
— Путину этот тезис очень выгоден. Это позволяет ему прятаться за спиной российского народа. Но 24 февраля 2022 года он не выражал волю российского народа, не советовался с ним, не опирался на его мнение.
Илья Яшин напомнил, что накануне агрессии против Украины представители российской власти утверждали, что не планируют нападения.
О тех, кто отказывается воевать в Украине: «Я таких людей уважаю»
Как рассказал политик, за решеткой он встречал людей, которые отказались воевать. Один из тех, с кем он сдружился — лейтенант, который выучился на артиллериста и которого после мобилазации забросили в Украину. Там он получил ранение и попал в госпиталь. Затем военнослужащий отказался возвращаться на фронт.
— Нас вместе везли в колонию в так называемом вагонзаке, — вспомнил Илья Яшин. — На него набросился мужик: «Как же так, тебя родина учила, чтобы ты защищал родину». Я заступился за парня: «Послушай, его родина учила защищать свою страну! А не быть оккупантом на чужой земле. В отличие от тех, кто воюет, он патриот. Потому что отказался предавать присягу, и не стал ради денег убивать украинцев. Я таких людей уважаю».
О военной помощи Украине: «Имеет полное право защищать свой суверенитет»
Один из украинцев, присутствовавший на встрече, спросил, что российский политик думает о предоставлении ВСУ дальнобойных немецких ракет Taurus.
— Очевидно, что Украина имеет полное право получать военную помощь и защищать свой суверенитет, — ответил Илья Яшин. — Это разумно с точки зрения системы европейской безопасности, логики военного конфликта и здравого смысла. Украина использует военную помощь, чтобы защищаться от агрессии.
В то же время он признал, что ему больно из-за ударов по территории России и от того, что случилось в Курской области. «Но я прекрасно понимаю, почему это происходит. Если бы 24 февраля 2022 года Путин не начал военную агрессию, ничего бы этого не было», — подчеркнул он.
О возможном распаде России: «Мне кажется это надуманная проблема»
Во время разговора несколько раз поднималась тема национально-освободительных движений в России, что якобы может привести к выходу отдельных регионов из состава РФ.
— Распада России я не желаю, — признался Илья Яшин. — Это стало бы катастрофой для граждан РФ, потому что нанесло бы огромную психологическую травму. Еще это поставило бы под угрозу систему международной безопасности, потому что распад страны приведет к большому числу локальных конфликтов, а ядерное оружие окажется под контролем самоназначенных правительств.
Он считает, что страна нуждается в федерализации, децентрализации власти и, возможно, переносе столицы из Москвы. А также в формировании демократических институтов, которые гарантируют сменяемость власти, соблюдение прав человека и уважительное отношение к народам страны, их национальным обычаям, культуре, языку.
— Я не вижу сепаратистских движений, — несколько раз отметил политик. — Ни разу не слышал, чтобы кто-то хотел выйти из состава России. Мне кажется это надуманная проблема.
При этом удерживать какие-то регионы силой, проливая кровь, он не считает правильным.
О национальной психотерапии: «Придется за уши вытягивать из этого состояния»
Масштабной работой, которой предстоит заняться в России, будут не политические реформы, а психотерапия в национальном масштабе, считает политик:
— И в отношении тех, кто вернется с войны, и тех, кто годами был подвержен пропаганде, и тех, кто боялся или испытывал стокгольмский синдром. Придется за уши вытягивать из этого состояния.
Наиболее востребованной профессией, по его мнению, будет психотерапия.
— Как же нам прийти к власти? — микрофон как раз оказался в руках психотерапевта из Санкт-Петербуга. — Мы бы уже хотели поработать, засучив рукава. А если серьезно, каков ваш сценарий смены режима?
Отвечая, политик подчеркнул, что не занимается разработкой сценариев. А свою роль видит в том, чтобы сформировать условия, при которых возможна смена власти: политическом просвещении — рассказах о войне и о том, что из себя представляет путинский режим.
— Моя роль в том, чтобы консолидировать людей и объединить их энергию, — заговорил он об окне возможностей. — А когда придет момент, эта энергия может быть использована для смены власти.
Об уроках истории: «Если мы не будем охотиться на ведьм, они будут охотиться на нас»
Гражданин Литвы задал Илье Яшину в чем-то провокационный вопрос:
— Как вы думаете, история чему-нибудь учит?
— Одна из больших ошибок в том, что мы отказались извлекать ошибки из нашей истории, — считает российский политик. — На рубеже 1980-х и 1990-х годов нужно было дать честные и объективные оценки тому, что происходило в СССР. В первую очередь провести десталинизацию. Но это вызвало противодействие на политическом уровне. От диссидентов, которые продвигали эту идею, отмахивались: «Ну что мы будем копошиться в прошлом, воевать с мертвецами, не станем устраивать охоту на ведьм». На что известный правозащитник Владимир Буковский говорил: «Если мы не будем охотиться на ведьм, они будут охотиться на нас, что в итоге и получилось».
Когда начнутся перемены в России, он пообещал, что будет настаивать на честной оценке эпохи путинизма, даже если это станет непопулярным в российском обществе.
О 1990-х в России: «Все негативное вернулось»
Тему лихих 1990-х часто поднимает российская пропаганда, противопоставляя те времена нынешним, мол, сейчас все иначе. Разговор об этом также зашел во время встречи в Вильнюсе
— Путин пришел к власти на крови, — напомнил Илья Яшин. — Это было топливо, которое привело его к президенству. В 1999-м году в Москве взрывались дома, начиналась вторая чеченская война, страной руководил уставший от жизни Борис Ельцин. На его фоне появился молодой представитель спецслужб, пообещавший жесткой рукой навести порядок: вернуть стабильность, замочить террористов в сортире и обеспечить нормальную жизнь. Эта та риторика, которую люди хотели слышать.
Политик обратил внимание, что Путин не противовес 1990-м годам, а результат негативных явлений в то время.
— Тогда была зашкаливающая коррупция, появились олигархи, сформировалась специфическая политсистема, — перечислил Илья Яшин. — Путин никогда не был лидером оппозиции, он не критиковал власть, являлся чиновником и был во власти или при власти. Но заметьте, теперь все негативное из 1990-х вернулось: война, несопоставимая с тем, что было в Чечне. Бандитизм на улицах. Рейдерские захваты, как в случае с Wildberries. От хваленой стабильности Путина не осталось и следа.
О будущем с украинцами: «Как к нам относиться? Вам решать»
Пожалуй, самым эмоциональным моментом дискуссии стал вопрос молодого украинца, который уехал из Донбасса в 2019 году:
— Всем моим друзьям и мне россияне разрушили детство. Как украинцам к вам относится? Как сосуществовать дальше?
— Мне очень жаль, что это произошло с вашим народом и лично с вами, — заметил Илья Яшин. — Я переживаю происходящее как личную трагедию, но даже в малой степени не представляю, что вам пришлось пережить. Наверное, я тоже несу свою долю ответственности. Возможно, я мог сделать больше, чтобы Путин не стал президентом. Как к нам относиться? Вам решать. Я периодически сталкиваюсь с потоками ненависти в свой адрес от украинцев, и отношусь к этому спокойно. Если человеку становится легче, то я готов это слушать.
Политик признал, что Россия должна будет выплатить Украине репарации за разрушения жилых домов, инфраструктуры, промышленных предприятий.
— Я не враг вашей стране, я желаю ей добра, — заключил он. — Простите нас…