logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Беларуса в Литве признали угрозой нацбезопасности из-за отработки распределения на Островецкой АЭС. Его ВНЖ могут аннулировать

Беларуса в Литве признали угрозой нацбезопасности из-за отработки распределения на Островецкой АЭС. Его ВНЖ могут аннулировать

Департамент миграции Литвы. Фото: BNS

Литовские власти активно взялись пересматривать решения о выданных ранее разрешениях на временное проживание. Только за восемь месяцев этого года было аннулировано 11,5 тысячи таких документов. Тенденция вполне определенная: это в 3,3 раза больше, чем за тот же период 2023-го. За сухими цифрами часто скрываются жизненные драмы. Одну из историй, которая может перевернуть жизнь семьи из Беларуси, рассказывает «Новая газета.Балтия».

«Решение Департамента миграции стало шоком»

За последние два с половиной года у семьи Л. (имя известно редакции — прим.) сложилась жизнь в Вильнюсе. Беларус и его жена нашли работу в IT-сфере, арендовали квартиру, устроили детей в школу, познакомились с местным комьюнити.

— Удалось снять жилье рядом со школой, поблизости секция по футболу, неподалеку музыкалка, — рассказывает мужчина. — Нам нравится Вильнюс — он очень зеленый, много пляжей в черте города, неплохая система общественного транспорта. Литовский быт, кухня, природа очень похожи на беларуские.

Но все это может в одночасье потерять актуальность для семьи беларуса.

На прошлой неделе ему пришло уведомление из Департамента миграции, в котором сообщалось, что его признали угрозой нацбезопасности.

— У нас шок, — признается Л. — Если разложить, тут всего намешано: злость, усталость, непонимание.

На апелляцию у беларуса есть две недели. За этот небольшой срок ему предстоит убедить госорганы Литвы, что он не представляет угрозы, а решение принято ошибочно.

— Пишем письма, просим разъяснений, обратились к нескольким адвокатам и некоммерческим организациям за помощью, — перечисляет собеседник «Новой газеты.Балтия». — Пока получаем противоречивую информацию от «успешных апелляций не было» до «такие кейсы можно решить».

В экстренном порядке семья стала продумывать план Б. Но каждый из возможных вариантов не так хорош, как спокойное существование на обжитом месте, говорит Л.

— Возвращение в Беларусь даже не рассматриваем, — продолжает мужчина. — С 2022 года я и жена туда не ездили. Слишком много людей задерживают из-за того, что можно предъявить и нам: фото с протестов в 2020 году, участие в акциях за границей, в частности во время Дня воли. К тому же жена была наблюдателем на выборах, мы донатили «экстремистским» организациям. Также задержали друга, который вынужден был рассказать, с кем он «гулял». Еще в Беларуси нас с женой исключили из попечительских советов школы и детского сада, мы получали угрозы от милиции.

Единственное подозрение — работа по распределению

Что же стало причиной столь жесткого решения литовских властей? Как говорит Л., одна-единственная версия — его работа на Беларуской АЭС. Туда он попал после учебы в Белгосуниверситете по распределению в 2015 году.

— Через два года родилась дочь, и я решил уйти в декретный отпуск (протяженностью три года), — это решение беларус объясняет тем, что работа не была любимой. — При обсуждении этого решения с начальством дали понять, что будущего в атомной отрасли у меня не будет. О принятом решении ни разу не пожалел, и с легким сердцем уволился в мае 2020 года.

Островецкая АЭС. Фото: РУП «Белорусская АЭС», Вконтакте

Островецкая АЭС. Фото: РУП «Белорусская АЭС», Вконтакте

Через год мужчина решил сменить деятельность и попробовать себя в сфере IT: подавал заявки в разные компании и проходил собеседования. Лучшее предложение поступило из Литвы.

— Оффер я принял в январе 2022-го, — подчеркивает Л. — Думал, будет время спокойно собраться и переехать, но февраль 2022-го, когда началась полномасштабная война в Украине, заставил ускориться.

От литовской компании беларус получил blue card, который дает право на проживание и работу в стране. Его семье ВНЖ выдали на том же основании.

— Специальную анкету, в которой нужно указать прежние места работы, связи с силовиками, высказать отношение о принадлежности Крыма, стали рассылать в 2022 году, — напоминает мужчина. — Я заполнил ее летом, честно указав все интересующие литовские госорганы данные. Вопросов не возникло. Этим летом снова нужно было оформить такой же документ. Как говорится, ничего не предвещало беды, но вскоре мы получили уведомление об аннулировании ВНЖ.

Нужно ли говорить, что к такому повороту событий семья из Беларуси оказалась не готова: только недавно они перезаключили договор о продлении аренды квартиры, дети снова пошли в школу. Но самое главное, что доказательства невозможности вернуться в РБ приняли за полгода в том же отделе Департамента миграции при продлении ВНЖ. Теперь Л. с супругой в срочном порядке пытаются определиться, что делать дальше.

— Несмотря на наше решение подавать апелляцию, мне сообщили, что по закону из литовского офиса меня обязаны уволить, — вздыхает мужчина. — Но компания во мне заинтересована, поэтому возможна релокация. В нынешних обстоятельствах — не самый худший вариант.

Тем временем его жена пытается выяснить, может ли получить blue card от своей работы, однако срок в две недели слишком мал, чтобы решить сложную бюрократическую задачу.

— Я уже не говорю про бытовые мелочи: вроде залога за аренду квартиры, который нам могут не вернуть, — заключает Л. — Есть риск, что заблокируют наши банковские карточки, нужно будет расторгнуть договор на интернет, вернуть книжки в библиотеки. И еще наверняка в такой суматохе я что-то упустил.

Изображение

«Некоторое прогнозирование ситуации неизбежно»

В распоряжении редакции «Новой газеты.Балтия» оказалась копия документа из Департамента миграции, который может дать представление о том, почему принимаются подобные решения.

В документе подтверждаются слова Л., что он был признан лицом, представляющим угрозу национальной безопасности из-за его работы на Беларуской АЭС.

— Работа в проектах российской̆ стратегической̆ корпорации (БелАЭС строила компания «Росатом» — прим.) представляет собой разведывательные риски, — составители документа ссылаются на заключение Департамента госбезопасности.

По информации литовской спецслужбы, «российские государственные и частные компании, работающие в стратегических отраслях, контролируются российскими спецслужбами». Они могут «направлять своих сотрудников для работы под прикрытием и вербовать работников этих компаний».

— Вполне вероятно, что данное лицо (речь о Л. — прим.) имело связи с российскими спецслужбами, которые могут попытаться его использовать, осуществляя деятельность, направленную против национальной̆ безопасности Литвы, — сказано в документе.

Департамент госбезопасности считает, что спецслужбы России и Беларуси используют граждан своих стран, ранее работавших на государственных предприятиях и теперь проживающих в Литве. Спецслужба упоминает «конкретные выявленные случаи», но не называет их.

— Проживая за границей и интегрируясь в общество этих стран, российские и беларуские агенты получают больше возможностей̆ для сбора разведывательной̆ информации или выполнения других задач, — сказано в документе. — В случае российской̆ военной̆ агрессии в стране такие лица могут быть использованы для проведения специальных операций — распространения пропаганды и дезинформации, проведения диверсий на объектах стратегической̆ и военной инфраструктуры.

Характерно, что в документе есть ссылка на пояснение Высшего административного суда Литвы, который признает: ситуация в каждом конкретном случае обычно уникальна, а «некоторое прогнозирование ситуации неизбежно».

— Однако этот процесс не может основываться исключительно на догадках и подозрениях, — подчеркивается в комментарии суда, изложенным в документе. — Он должен основываться на установленных фактах, особенно на предыдущих действиях человека и их характере. Именно на их основании можно сделать вывод о наличии достаточно реальной и очевидной возможности возникновения угрозы государственной безопасности.

Одновременно в документе констатируется, что работа на атомной электростанции Беларуси демонстрирует лояльность к государству, а факт увольнения «не означает, что угроза исчезла».

Факт обязательной отработки по распределению после завершения вуза в Беларуси госорганы Литвы никак не комментируют .

— Требование лояльности к беларуским властям распространяется на всех лиц, работающих в государственных учреждениях, независимо от их должностей и функций, и даже низкоквалифицированные должности признаются представляющими угрозу безопасности, — утверждается в решении Департамента миграции.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.