В Риге побывал Михаил Зыгарь, российский автор политических бестселлеров, режиссёр, журналист, бывший главный редактор телеканала «Дождь» и один из первых «иноагентов». В столице Латвии Зыгарь презентовал свою книгу «Война и наказание: как Россия уничтожала Украину».
У Михаила редкий дар — о серьезном и глобальном говорить легко и с непритязательным юмором. Не случайно он еще и режиссер и артист — уехав после февраля 2022 года из России, поселился в Берлине, где работал с режиссером Кириллом Серебренниковым. К его мнению прислушиваются серьезные аналитики, и, наверное, стоит прислушаться и остальным.
Теперь Михаил покинул и Берлин, где, по признанию 42-летнего автора, он чувствовал себя «немножечко пенсионером». Зыгарь переехал в Нью-Йорк, где преподает курс «Аналитическая журналистика» в университете.
Книга «Война и наказание: как Россия уничтожала Украину» рассказывает об агрессии России против Украины, в которой автор анализирует, почему стала возможна война. Одним из главных героев является президент Украины Владимир Зеленский.
«Но я как мантру повторяю на всех презентациях: это книга не про Украину, а про Россию, — говорит Михаил. — Про Украину пусть пишут украинские авторы. Просто действительно правда: откровение на меня снизошло после 24 февраля 2022 года и я перечитал «Полтаву» Пушкина. Это же просто ужасающая пропаганда! Вспомните эпитеты, которыми он награждает Мазепу… И потом Пушкин это понял и в «Медном всаднике» очищал свою совесть. Так что это про Россию книга».
Михаил Зыгарь. Фото: Андрей Шаврей, Новая газета.Балтия
Неожиданная интерпретация? Но у Зыгаря все неординарно. По его словам, россияне привыкли к школьному нарративу «Рюрик родил Ольгу, а Ольга родила Святослава…», но это совершенная ерунда.
«Там еще и вещий Олег кого-то родил — коня, видимо. Причем, это все же было в Киеве, кстати! Так вот, книга начинается с того момента, когда эта виртуальная смычка между киевскими князями и русскими царями была придумана. А ее придумал конкретный человек, немец из Калининградской области, член Совета Федерации — в общем, наш русский человек! Так что эта теория родилась не очень давно, а не при Рюрике».
Точно также Зыгарь иронически относится к легенде, что у России свой особый путь, что Путин женат на ней. Говорит, что это все ерунда хотя бы потому, что Россия — неодушевленный предмет, не человек, а государственное образование.
Когда закончится эта война? На этот вопрос «Новой газеты. Балтия» Михаил ответил после короткой паузы.
«Я не буду проявлять поспешную неосторожность, как некоторые в начале войны, говорившие, что она продлится недолго. Я думаю, что в широком смысле она закончится тогда, когда умрёт Путин. А он умрёт не скоро. Думаю, что война может продолжаться очень долго. Я периодически общаюсь с людьми из Москвы и, например, в начале лета некоторые говорили, что сейчас, до американских выборов, мы возьмем Харьков. Чтобы вдарить Байдену — и всё! Но сейчас, после Курской области, они перестали говорить, что возьмут Харьков и дают другой прогноз, что в феврале начнутся переговоры и в апреле все закончится. И у авторов предсказания «К ноябрю мы возьмем Харьков» теперь новое предсказание. Других источников нет. А я не выдумываю версии».
Михаил Зыгарь параллельно работает сразу над несколькими книгами.
Но главный план для него в следующем году — это книга о крушении Советского Союза.
«Это будет история не про Горбачева и не про Ельцина. И главное — не только про Москву. Много лет историки писали про Горбачева, что был «бескровный развод», но мы сейчас видим, насколько все бескровно получилось. Нынешняя война — это часть того распада Советского Союза. И самое важное, что моя книга начинается с важного исторического события, с которого я и веду отсчет начала разрушения империи…»
С рижской публикой Михаил немного поиграл: «Как думаете, в каком году началось крушение СССР?» Были разные версии. В основном склонялись к декабрю 1979 года, когда брежневское руководство приняло трагическое и, как видим, ошибочное решение ввести войска в Афганистан. Далее все начало рушиться как карточный домик (экономика, разброд умов). Стоит поискать аналогии с нынешней ситуацией в России?
«На самом деле отсчет я веду с полета Гагарина, с 1961 года. Потому что это наивысшая точка Советского Союза, после которой до распада — тридцать лет. Это срок, присущий полю зрения одного человека. Для одного поколения — минутка. Люди увидели высший взлет и падение, конец. Хотя сейчас стоит уже размышлять, был ли это конец? Я люблю цитату бывшего китайского премьер-министра Чжоу Эньлая. Его однажды спросили, как бы он мог прокомментировать Великую французскую революцию. А он ответил, что еще рано анализировать, слишком мало времени прошло».
По словам писателя, сегодня прошлое выглядит совсем не так, как в те годы. Но в качестве примера того, как история делает удивительные кульбиты, рассказал следующее.
«Я много лет общался с некоторыми политиками и видел, как они на моих глазах очень сильно менялись. Взять одного из последних советских премьеров Николая Рыжкова. И вот был регулярный персонаж, с которым я раз в несколько лет периодически встречался. Он умер. Его звали Олег Дмитриевич Бакланов. Это был один из главных вдохновителей ГКЧП, устроившего путч в августе 1991 года, секретарь ЦК Компартии по вопросам военно-промышленного комплекса. Я помню, что это был буквально сломленный человек. Но после марта 2014 года это вдруг оказался вновь цветущий человек, говоривший, что историческая правда оказалась на его стороне».
Впрочем, история не любит сослагательного наклонения.