Информация о сделках наличными свыше 750 евро в дальнейшем должна будет поступать в Службу Госдоходов Латвии. Так определено в поправках к закону «О налогах и пошлинах», представленных на этой неделе на общественное обсуждение. Бурлит латвийский бизнес, премьера вызывают на «допрос» общественные СМИ, а латвийское государство собирается поставить под контроль практически всю имеющуюся у латвийцев наличность. Почему, разбиралась «Новая Газета. Балтия».
Почему в бюджете дырка
Знаменитая фраза предыдущего латвийского премьера «Денег много как никогда», сказанная им в эпоху «вертолетных» ковидных денег, сейчас цитируется только с глубокой иронией. В Латвии все больше говорят о том, что денег в бюджете меньше, чем запланировано.
«Налоговые поступления в Латвии в этом году растут не так быстро, как в предыдущие годы», — отмечает экономист Банка Латвии Янис Маурис.
В последние годы налоговые поступления наполняли бюджет Латвии быстрее обычного — в 2022 году налоговые поступления увеличились на 15,2%, а в 2023 году — на 9,0% по сравнению с предыдущим годом. В этом году ситуация уже не столь обнадеживающая: за пять месяцев налоговые поступления выросли на 6,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — отмечают в Банке Латвии.
По данным экономистов, снижение затронуло налоги на потребление: меньше, чем в прошлом году, поступает налога на добавленную стоимость (НДС). В то же время выросли поступления от подоходного налога и обязательные взносы в государственную систему социального страхования (налоги на рабочую силу).
Такая налоговая динамика, по мнению экономистов, представляет собой нетипичную ситуацию: снижение потребительских налогов при увеличении доходов от налога на рабочую силу,
По мере замедления налоговых поступлений ситуация в государственном бюджете может ухудшиться.
И если в этом году Латвия превысит порог дефицита бюджета в 3% от валового внутреннего продукта (ВВП), установленный Европейской комиссией, это угрожает не только недофинансированием отраслей и отложенными проектами, но и штрафами от ЕК «за нарушение финансовой дисциплины».
Как закрыть прореху
Чтобы улучшить ситуацию с поступлениями в бюджет, министерство финансов разработало ряд предложений в виде поправок к законодательству.
Во-первых, планируется вывести на свет неплательщиков подоходного налога.
Налоговики выявили около 70 тыс. латвийцев, у которых разница между задекларированными и проходящими через банковский счет доходами составляет как минимум 20 тыс. евро. После 1 сентября ведомство сначала разошлет письма этим людям с призывом пересмотреть и уточнить налоговые декларации. В VID допускают, что только у трети получателей «писем счастья» разница объясняется необлагаемыми доходами. Остальные две трети, возможно, не знали о необходимости декларировать какие-то поступления.
Подобную акцию VID проводил и в прошлом году. Тогда получатели писем от VID добровольно заплатили 10 млн евро, в том числе 8,5 млн евро было уплачено как налоги от продажи недвижимости.
Тех, кто исправил или дополнил свою годовую декларацию и доплатил налоги или объяснил происхождение денег и почему они не были задекларированы, обещают не штрафовать. Однако если налогоплательщик не отреагирует на напоминание о неуплаченном налоге, VID обратится к нему снова. И если и на этот раз призывы от VID будут проигнорированы, налоговики начнут углубленный аудит счетов.
Во-вторых, для искоренения «теневой экономики, которую в Латвии объясняют главным образом «низкой теневой моралью налогоплательщиков», готовятся ограничить оборот наличных денег.
Причем меры готовятся по-настоящему драконовские. Предлагается, что любые сведения о сделке наличными свыше 750 евро в месяц должны будут поступать налоговикам. А финансовые и сервисные учреждения раз в год должны информировать налоговиков о клиентах, которые в течение года расплатились наличными на сумму 7000 евро. Это чуть больше 580 евро в месяц, меньше суммы минимальной зарплаты в Латвии. Подобный контроль за сделками с наличными вкупе с уже имеющейся в распоряжении VID информацией об имеющих средствах на счетах в банках позволит своевременно избежать уклонения от уплаты налогов, считают в министерстве финансов.
Такой же цели служит требование для розничных продавцов и продавцов услуг, чей оборот превышает 50 тыс. евро, предоставить возможность клиентам рассчитываться безналичными платежами.
Фото: LETA
Как на это отреагируют на селе? Депутат Сейма Латвии, совладелец семейного фермерского хозяйства Pīlādži Эдгарс Путра в разговоре с« Новой Газетой. Балтия» пояснил, что подобные нововведения могут создать проблемы для латвийцев, живущих в сельской местности. «В целом в фермерских хозяйствах сейчас небольшой оборот наличных. Больше рассчитываются банковскими переводами. А вот для жителей отдаленных регионов ввиду проблем доступа к платежным терминалам и банкоматам это нововведение может усложнить жизнь», — отметил он.
По мнению Путры, всеобщая отчетность и пояснения — не лучший способ борьбы с теневой экономикой. «Современные технологии и базы данных позволяют вычислить, кто находится в «тени», а кто — нет», — отметил он.
Бунт предпринимателей
Предложенные «драконовские» меры по ограничению наличных денег для населения были встречены без восторга, но и без протестов.
Однако попытки минфина внести изменения в налог на рабочую силу вызвали настоящую бурю среди предпринимателей.
«После полутора лет работы налоговой рабочей группы Министерства финансов, предложенный сценарий изменений не соответствует целям декларации Кабинета министров», — с таким совместным заявлением выступили Конфедерация работодателей Латвии и Латвийская торгово-промышленная палата. Они отказали в поддержке предложениям минфина и выступили с совместным заявлением, в котором потребовали внести в проект изменения в соответствии с поставленными целями. Пресс-конференцию, на которой минфин обещал презентовать новый проект изменений налоговой системы, пришлось отменить.
«Нынешний министр финансов отличается от предыдущего. Если первый вообще не прислушивался к социальным партнерам, то сейчас — консультируется, организует совместные рабочие группы, но в итоге тебя все равно не принимают во внимание», — рассказал один из участников рабочей группы по изменению налоговой политики.
Что рассердило бизнесменов
Главными «столпами» новой налоговой политики по замыслу минфина должны были стать «четыре налоговых ставки» для латвийских зарплат и сокращение взносов для второго пенсионного уровня.
Предложение минфина предусматривало, что с 2026 года ставка подоходного налога в 20% сохранится лишь для доходов до 9000 евро в год. Этот порог соответствует планируемой минимальной месячной зарплате.
В настоящее время подоходным налогом в 20% обкладываются доходы до 1667 евро в месяц или 20 004 евро в год. Налоги свыше 20 004 до 78 100 — 23% и все доходы свыше 78 100 евро обкладываются подоходным налогом в 31%.
Минфин предлагает доходы от 9 тыс. евро до 48. тыс. евро в год обложить налогом по ставке 26%. От 48 000 до 105 300 — по ставке 28%. И доходы, превышающие 105 300 евро предлагается облагать налогом в 36,1%.
При этом предлагается ввести фиксированный необлагаемый минимум и отказаться от дифференцированного.
Минфин предусматривает также для работников снижение отчислений в пенсионный фонд с нынешних 6% до 4%. В настоящее время эти выплаты в соцбюджет производятся солидарно работодателем и работником в размере 34,09% от доходов — две трети отчисляется работодателем, остальное работником. Снижение отчислений означает в будущем для работников уменьшение суммы государственной пенсии.
Предложение минфина привлекло внимание и тем, что пока новые налоговые ставки урезают доходы получателей средних зарплат, в то время как зарплаты высшего среднего уровня — чиновников и топ-менеджмента госкомпаний — фактически будут увеличены за счет повышения верхнего порога максимальной ставки налога.
Впрочем, премьерка Эвика Силиня в разговоре с латвийскими медиа постаралась опровергнуть этот постулат, заявив, что зарплата министров более 11 тыс. евро в месяц, поэтому нельзя говорить, что их доходы вырастут. А введение единого необлагаемого минимума поможет получателям маленьких зарплат.
Премьер-министр Латвии Эвика Силиня. Фото: LETA
Работодатели отвергли предложение минфина и призвали «без неоправданной задержки» разработать такое налоговое регулирование, которое позволило бы в ближайшее время добиться роста и конкурентоспособности латвийской экономики. Об этом говорится в сообщении, переданном в распоряжении «Новой Газеты. Балтия».
Одобрение налоговой реформы, предложенной министром финансов, показало, что правительство не хочет существенных изменений, говорит президент Латвийской торгово-промышленной камеры Айгарс Ростовскис.
«Предпринимателей и коллективы, обеспечивающие экономическое развитие страны, игнорируют, а коалиция предпочитает сохранять статус-кво, не желая брать на себя ответственность за реальные изменения. Это путь, который закрепит место Латвии в семье беднейших европейских стран», — заявил он.
По оценке предпринимателей, планы минфина еще больше усложняют налоговую систему и тем самым сделают Латвию еще менее привлекательной для потенциальных инвесторов.
Планы снова ухудшат конкурентоспособность местных работодателей по сравнению с соседними странами. Влияние налогов на структуру национальной экономики в будущем не учтено, и есть сомнения в методологии расчетов Минфина (за основу брался размер брутто-зарплат).
Критике экспертов подверглось и нежелание правительства оценить возможность сокращения государственных расходов и их эффективность.
Предпринимателям также непонятно, почему сокращение отчислений в накопительную пенсионную систему планируется с 2025 года. В то же время наиболее существенные налоговые изменения вступят в силу только в 2026 году. Соответственно, влияние на бюджет и наполнение госказны они окажут только в 2027 году.
Введение изменений в налоговую систему Латвии пока отложено. И это, судя по реакции премьерки в интервью на латвийском телевидении, стало неожиданностью для правительства.
Эксперты уже обратили внимание на то, что план налоговой реформы никак не пересекается с другими планами правительства, например, по борьбе с теневой экономикой. Как будет формироваться латвийский бюджет в последующие годы, как изменится налоговая система страны? Очевидно, что пока Латвия склоняется в сторону все более жесткой экономии.