logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыКультура

Как вильнюсский ЦУМ стал модным торговым центром. К 50-летию с момента открытия CUP в Вильнюсе

Как вильнюсский ЦУМ стал модным торговым центром. К 50-летию с момента открытия CUP в Вильнюсе

Фото: CUP prekybos centras, Facebook

Популярный торговый центр в Вильнюсе, который отмечает в этом году 50-летие, теперь место притяжения, одна из визитных карточек города и узнаваемый бренд. Однако еще относительно недавно стоял вопрос о его доступности, поскольку ТЦ CUP находился практически на окраине города, а Белый мост еще не был построен. Литовские историки считают, что советская власть пыталась создать торговый объект как витрину в идеологических целях. А после восстановления независимости пришлось исправлять некоторые просчеты. В связи с юбилеем знакового ТЦ «Новая газета.Балтия» вспоминает его историю, курьезы во время строительства и значение для города.

Торговый центр вполне мог быть построен на месте театра оперы и балета

Иногда ТЦ CUP называют чашкой, буквально переводя название с английского, хотя правильно будет сказать Центральный универсальный магазин (Centrinė universalinė parduotuvė). Как и название, идея строительства крупного торгового объекта — продукты советского времени.

Решено было менять облик города, сделать его более практичным. Это также был своеобразный ответ Западу, мол, мы можем жить не хуже и умеем строить современные гостиницы, аэропорты, рестораны. Одним из элементов идеологической картинки должна была стать витрина модного магазина.

До 1960-х роль самого крупного универмага в Вильнюсе выполнял торговый дом, построенный в 1923 году польскими магнатами Яблковскими. Это здание сохранилось до сих пор: оно находится на перекрестке пр. Гедиминаса и ул. Вильняус. Старшее поколение помнит его как «Детский мир», а сейчас там находится магазин Maxima и аптека.

ФОТО: Вильнюсский областной государственный архив

ФОТО: Вильнюсский областной государственный архив

Однако в середине ХХ века стало очевидно: торговых площадей знакового здания недостаточно, чтобы справиться с растущими запросами вильнюсцев. Тогда стали искать место для строительства крупного универмага, который бы отвечал новым требованиям.

По словам гида по Вильнюсу и основателя проекта Gatves gyvos Альбертаса Казлаускаса, в качестве площадки рассматривались несколько локаций. Так что ТЦ CUP вполне мог располагаться между улицами Миндаугаса и Шевченко (теперь там находится Maxima), в сквере на пересечении Наугардуко и Пилимо (где сейчас бар Paviljonas) или даже на месте Литовского национального театра оперы и балета.

Альбертас Казлаускас. Фото: Gatves gyvos

Альбертас Казлаускас. Фото: Gatves gyvos

Предпочтение было отдано правому берегу Нериса, который в середине прошлого века выглядел совсем иначе. Это была фактически окраина города. Хотя Альбертас Казлаускас подчеркивает транспортный потенциал пространства: издавна там проходили торговые пути, значение которых по-прежнему не стоит преуменьшать.

Выбор был сделан в пользу непопулярной локации в том числе благодаря большому свободному пространству, которое позволило реализовать масштабный проект. Речь шла не только о новом универмаге, но и целом ансамбле новомодных зданий: двух гостиницах, доме быта, планетарии. Как нередко бывало с советскими задумками, грандиозные планы частично остались нереализованными. Так, не были построены огромный танцевальный павильон, бухта с системой искусственных водопадов и причал для яхт.

В смете указали «экскаватор», а не «эскалатор», но обошлось

Строительство ТЦ CUP началось в 1965 году, как информировал тогда читателей журнал «Švyturys». Возведение объекта растянулось на девять лет, и тому было несколько причин.

— Во-первых, возникли сложности с укреплением берега реки, — перечисляет Альбертас Казлаускас. — Во-вторых, немалые средства из городского бюджета были направлены на строительство театра оперы и балета. А в-третьих, сыграл роль неожиданный фактор — в 1966 году в Ташкенте (Узбекистан) произошло разрушительное землетрясение и потребовались немалые ресурсы для восстановления города. Это все сказалось на финансировании и, соответственно, темпах строительства CUP.

Все работы были завершены в мае 1974-го. Комплекс, построенный в стиле конструктивизма, выглядел модным и единым. Здания словно парили в воздухе.

По мнению историков, архитектурные ритмы так или иначе были навеяны западной модой: много плоских форм, больше стекла, устремление вверх.

Фото: Центральный государственный архив Литвы

Фото: Центральный государственный архив Литвы

В первые дни в крупнейший универмаг Литвы отправились тысячи вильнюсцев: сперва оглядеться и оценить. Широкий по тем временам ассортимент приятно удивлял покупателей. Но главное, что в одном месте можно было приобрести обувь, одежду, ювелирные изделия, парфюмерию, спортивные товары, электроприборы.

Особенностью стало то, что продукция некоторых отделов производилась в основном в Литве: к примеру, поставщиками для «Трикотажа и ткани» стали фабрики «Sparta», «Vilija», «Kauno audiniai», швейное ателье «Rožė», а для обувного отдела — объединение «Lelija». Некоторые из этих производителей до сих пор остаются партнерами CUP.

Фото: Центральный государственный архив Литвы

Фото: Центральный государственный архив Литвы

Одной из важных технических новинок стали эскалаторы. Впервые их установили именно в CUP. К слову, в процессе работ возник курьез. В смете по ошибке указали не «эскалатор», а «экскаватор». Выяснилось это только когда инженеры отправились на завод. Оказалось, движущаяся лестница стоит в десять раз больше машины с ковшом! Впрочем, решили не отказываться от технической новинки, но бюджет все же пришлось увеличить.

Первое время в новый универмаг приезжали специально, чтобы прокатиться на непривычном устройстве. Говорят, на голове охранников прибавилось седых волос, пока они гоняли мальчишек, бонусом получивших новое развлечение.

Фото: Литовский архив литературы и искусства

Фото: Литовский архив литературы и искусства

Другой забавный, но характерный момент был отражен в документальном фильме «Джоконда на четвертом этаже». Его режиссер Гедиминас Скварнавичюс, известный ироничным стилем, вел съемки в CUP и поднимал проблему коммуникации между покупателями и продавцами, дескать, где ваши улыбки, лица торговли. В сюжет вошел сентиментальный рассказ сотрудницы парфюмерного отдела Гедре Шведене, которая рассказала, как справлялась со стеснением, а, поборов его, даже смогла прочитать посетителям стихотворение.

Фото разворота журнала «Jaunimo gretos» (1977 год)

Фото разворота журнала «Jaunimo gretos» (1977 год)

Реконструкция вдохнула вторую жизнь

Несмотря на очевидные преимущества нового торгового объекта, первые годы он оставался вещью в себе. Туда не заходили заодно, прогуливаясь по городу. CUP оставался труднодоступным местом, поскольку вокруг не было жилой среды, отмечают историки.

— Это был магазин, куда ехали специально и по большому поводу. Например, там находился отдел для молодоженов. Нередко только в CUP можно было купить дефицитные товары, — вспоминают старожилы. — В советское время универмаг так и не стал местом, куда отправлялись, чтобы отдохнуть и провести время.

Ситуацию могло бы исправить соседство с большим жилым микрорайоном, который собирались построить. Но проект Жальгириса, рассчитанного на 25 тысяч человек, увы, остался только на бумаге.

Фото: издание «Проектно-строительное объединение "Вильнюс"»

Фото: издание «Проектно-строительное объединение "Вильнюс"»

Доступность магазина существенно удалось повысить после открытия в 1995 году Белого моста. Это один из примеров того, как постепенно устранялись просчеты, допущенные в советское время.

— Вы когда-нибудь задумывались, почему Белый мост такой длинный? — задает неожиданный вопрос Альбертас Казлаускас. — Более чем наполовину он располагается над лужайкой, а вовсе не над водой. Дело в том, что изначально планировались колоссальные работы по изменению ландшафта, был запроектирован второй канал (система искусственных водопадов и причал для яхт, упоминавшиеся выше — прим.). Таким образом мост пересекал бы воду дважды. Однако в процессе реализации от грандиозной идеи отказались, а вот проект моста остался прежним. Его и воплотили в жизнь.

Фото: журнал «Švyturys»

Фото: журнал «Švyturys»

Хотя вопрос с доступностью уже был решен, а сам торговый центр оказался в окружении жилых районов, возникли другие сложности. В первые годы после восстановления независимости Литвы CUP наполовину еще напоминал советский универмаг, а наполовину — рынок с ширпотребом. Этот переходный период объект переживал непросто.

Вдохнуть вторую жизнь удалось в начале нулевых, когда была проведена масштабная реконструкция. За проект отвечал архитектор Леонидас Меркинас и его команда. Они решили сохранить оригинальные композиционные решения, слегка изменить цвет фасада и обустроить стеклянный купол, благодаря которому решился вопрос инсоляции. Но самые существенные изменения произошли внутри: торговые площади увеличили и организовали иначе, заменили эскалаторы и лифты. А на пятом этаже, где раньше располагалась администрация, появился фудкорт.

Постепенно город застраивался, окружая торговый центр. За полвека это пространство превратилось из безлюдного берега реки в оживленную локацию, эпицентр городских активностей и входную точку в бизнес-сити. Ну а преобразившийся CUP стал его несомненной изюминкой.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.