Покушение на Дональда Трампа стало благодатной почвойа для конспирологов разных мастей, которые предлагают все новые и новые теории. Отдельные авторы поспешили объявить Владимира Путина главным бенефициаром 13 июля в Батлере. Эта точка зрения основана на предположении, что Кремль на американских выборах 2024 года делает ставку на победу Трампа, а покушение льет воду на мельницу удобного для Москвы кандидата.
Но оптимальным сценарием для Кремля в сегодняшних условиях является отнюдь не победа непредсказуемого Трампа, а хаос, нестабильность и даже гражданская война, которой могут завершиться американские президентские выборы 2024 года — на это и уповают в Москве.
13 июля 2024 года навсегда войдет в историю США и, возможно, изменит судьбу всего мира. Именно в этот день во время предвыборного митинга в Батлере (штат Пенсильвания) прозвучали выстрелы. 50-летний инженер Кори Комператоре погиб на месте. Еще три человека — в их числе и экс-президент США Дональд Трамп — получили ранения разной степени тяжести. В совершении данного преступления ФБР подозревает 20-летнего Томаса Мэтью Крукса, которого застрелили сотрудники Секретной службы. Мотивы Крукса пока остаются загадкой, но версия о террористе-одиночке, страдавшем антисоциальным расстройством личности, представляется на данный момент наиболее убедительной.
Скриншот видео штаба Трампа
После покушения на Трампа большинство наблюдателей как в США, так и в Европе убеждены, что и без того высокие шансы республиканского кандидата на победу на предстоящих президентских выборах теперь значительно увеличились. Противостоять на них Трампу, как ожидается, будет все-таки именно действующий президент США Джо Байден: опубликованные в американской прессе инсайды из Демократической партии говорят о том, что в новых условиях демократы вряд ли пойдут на замену своего кандидата, который сам не горит желанием уступить дорогу более молодым и перспективным кадрам.
Сразу после событий в Батлере многие аналитики-алармисты стали еще более активно продвигать избитый тезис о фундаментальном кризисе западной цивилизации и возможных волнениях (и даже гражданской войне) в США, признаком или предвестником которых является покушение на Трампа.
Поляризация американского общества видна невооруженным глазом; внутренние споры и конфликты действительно сотрясают США. Но тем не менее излишне драматизировать ситуацию не стоит: покушение на Трампа является далеко не первым подобным случаем в американской истории, просчеты спецслужб регулярно имеют место, доступ к оружию в США по-прежнему получить весьма просто, а интернет и современные технологии способствуют радикализации населения и распространению разного рода конспирологических нарративов.
Новая почва для конспирологов
13 июля 2024 года в Батлере — благодатная почва для конспирологов разных мастей, которые выступают со все новыми и новыми теориями: демократические противники Трампа обвиняют республиканского кандидата в инсценировке покушения, а их республиканские антагонисты приписывают Байдену — как ставленнику «глубинного государства» — намерение устранить неугодного и опасного противника.
Еще дальше пошли лидеры мнений из России. Там обратились к старым советским мифам о «политическом бандитизме» в США, уже звучат традиционные заявления о причастности украинских властей к покушению на Трампа (как противника поддержки Украины в войне против России), а стрелка Крукса и вовсе изображают «поклонником Украины».
На Западе конспирологическая версия о причастности России к покушению на Трампа не привлекла внимания, хотя отдельные авторы и поспешили объявить Владимира Путина главным бенефициаром 13 июля в Батлере. Эта точка зрения основана на предположении, что Кремль на американских выборах 2024 года делает ставку на победу Трампа, а покушение льет воду на мельницу удобного для Москвы кандидата.
Тезис о Трампе как о «кандидате Путина» действительно распространен в США и в Европе, выглядит на первый взгляд логично, но не имеет под собой серьезных оснований.
В 2016 году республиканец Дональд Трамп действительно являлся фаворитом Москвы, которая помогла ему одержать победу на выборах. Во время своего первого президентского срока Трамп зарекомендовал себя как оппортунист.
Отношения Вашингтона и Москвы, однако, кардинальным образом не улучшились, а сегодняшняя миротворческая риторика Трампа или его критическое отношение к поставке вооружения Украине обусловлены не столько убеждениями и желанием cблизиться с Россией, сколько внутриполитическими факторами.
Сегодня, пожалуй, никто не может сказать, какую внешнюю политику действительно намеревается проводить президент Трамп и как он будет выстраивать свой украинский и российский курс.
Среди близких к российской власти лидеров мнений действительно хватает убежденных поклонников Трампа, а особенно выделяется философ Александр Дугин, традиционно проецирующий свои желания на политиков.
Дугин видит в Трампе «избавителя от ненавистного либерального глобализма», но абсурдные фантазии философа Дугина и ему подобных не следует, однако, переносить на чекиста Путина.
И сам российский президент, и глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров неоднократно подчеркивали, что не рассчитывают на качественное изменение американо-российских отношений в случае возвращения Дональда Трампа в Белый дом. Путин и вовсе заявил, что отдает предпочтение Байдену, и, скорее всего, в этот раз не кривил душой.
Джо Байден воспринимается Кремлем как враг, но как враг физически и ментально немощный, а главное предсказуемый.
Во время войны России против Украины Байден неоднократно проявлял сдержанность и осторожность в вопросах поставок вооружения Киеву, а Украина до сих так и не получила приглашение в НАТО именно из-за опасений Вашингтона.
Оптимальным сценарием для Кремля в таких условиях является отнюдь не победа непредсказуемого Трампа, а хаос, нестабильность и даже гражданская война, которой могут завершиться американские президентские выборы 2024 года. В этом случае Вашингтону уж точно будет не до Киева и европейских союзников, а Москве будет легче добиться своих реваншистских внешнеполитических целей.
Тот факт, что высшее российское руководство не прокомментировало покушение на Трампа и даже формально не пожелало ему скорейшего выздоровления, а пресс-службы МИДа и Кремля ограничились едкими и ядовитыми рассуждениями о глубоком кризисе в США, показывает, что именно на этот сценарий и уповают в Москве. И покушение на Трампа воспринимается российским руководством как шаг в нужном направлении.