logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыЭкономика

В Литве в «тени» генерируется более четверти ВВП, экономика Эстонии самая прозрачная среди стран Балтии

Зарплаты в конвертах, незадекларированные доходы и нелегальная занятость — главные компоненты «тени» в Балтии

В Литве в «тени» генерируется более четверти ВВП, экономика Эстонии самая прозрачная среди стран Балтии

Эксперты Стокгольмской Рижской школы экономики, профессора Арнис Саука и Талис Путниньш, опубликовали очередной «Индекс теневой экономики в странах Балтии» за 2023 год. Самой прозрачной экономикой была признана экономика Эстонии — 17%.

Впервые с 2009 года на второе место опустилась Латвия. Эксперты зафиксировали уменьшение теневой экономики в стране на 3,6 процентных пункта до 22,9%, а в лидеры вырвалась «теневая экономика» в Литве — 26,4%. То есть в «тени» генерируется более четверти литовского ВВП.

Тем не менее, как следует из данных Индекса объем теневой экономии, начиная с 2016 года для Латвии и с 2019 года для Литвы и Эстонии, имеет повышательную тенденцию. Каким образом формируются теневые доходы в странах Балтии?

Что скрывают работники и предприниматели

По данным экспертов, в странах Балтии в тень уходят, главным образом, средства от сокрытия доходов (прибыли), от нелегально занятых сотрудников, выплаты зарплаты в конверте. К теневой экономике относят также проценты от доходов, которые выплачиваются, чтобы «уладить дело», взяточничество, процент от суммы контракта, который выплачивается для положительного решения по госзакупкам. Впрочем, последние действия указывают не только на стремление компаний и сотрудников уйти от выплаты налогов в госказну, но и на наличие коррупции уже в самом госаппарате.

По данным исследования Арниса Сауки и Талиса Путниньша, Латвия из-за ухода доходов в тень недополучает налогов на сумму от 2 до 3,6 миллиардов евро в год.

Но все действия происходят как правило без лишних свидетелей. Как же эксперты определяют размер «теневой экономики» в стране?

Посчитать невидимое

Профессор и директор Центра устойчивого бизнеса Стокгольмской школы экономики в Риге Арнис Саука, сначала самостоятельно, а затем и вместе с коллегой, также профессором СШЭ Талисом Путниньшем, вплотную занимается проблемами «теневой экономики» с 2009 года. Основным способом получения информации для первых исследований стал анонимный опрос участников рынка методом телефонных интервью. В каждой из трех стран было опрошено по 500 человек. Первый такой опрос был проведен в марте-апреле 2010 года, второй — в те же месяцы 2014 года. По полученным данным оценили теневую экономику за пять лет, с 2009 по 2013 гг. в процентах к ВВП.

Изображение

В первом исследовании, Индекс « Теневой экономики» за 2009 год в Латвии составил 36,6%, в Литве — 17,7% в Эстонии — 20,2%. Была ли такая разница связана с тем, что опрашивающие априори знали ситуацию в Латвии гораздо лучше, чем у соседей и что участники опроса от соседей более осторожно относились к опросам? За 2013 год показатель теневой экономики по Латвии, Литве и Эстонии составил уже — 23,8%, 15,3% и 15,7% соответственно.

Однако в 2014 году результаты общебалтийского индекса были поставлены под сомнение. Во время визита в страну австрийского профессора Фридриха Шнайдера, признанного авторитета по «теневой экономике» в МФВ, ОЭСР и других влиятельных международных организаций, были представлены альтернативные выкладки по состоянию теневой экономики в странах Балтии. По Шнайдеру, использовавшего для расчетов непрямые данные, макроэкономические индикаторы, объем теневой экономики в Латвии был на 10% пунктов ниже, а у соседей наоборот на несколько процентных пунктов выше. Более того, по его данным за то тот же период было отмечено плавное и небольшое (1—2%) снижение уровня теневой экономики во всех трех странах. В настоящее время авторы исследования Стокгольмской Рижской Экономической школы не отказались от интервью, но пользуются комбинированными расчетами «прямого микрометода Путниня и Сауки» (от 2015 года). В исследовании представлены данные и по методу Шнайдера. На этот раз драматического расхождения в индикаторах нет. Упоминается также, что безупречно рассчитать теневую экономику невозможно.

Что скрывают от налогов

По словам автора исследования Арниса Сауки, в последние несколько лет размеры теневой экономики во многом определялись внешними условиями — неопределенностью, связанной с пандемией Covid-19, и войной России в Украине.

Одно из объяснений сокращения теневой экономики в Латвии в 2023 году состоит в том, что сейчас наступила некая «стабильность уровня настроений». Компании в основном адаптировались к существующей ситуации, и новых потрясений не произошло.

В этих условиях в Латвии, Эстонии и Литве важнейшими компонентами теневой экономики в 2023 году были: заработная плата в конвертах, незадекларированные доходы и нелегальная занятость.

Зарплаты в конвертах были наиболее популярны в Латвии — 48,2% от общего объема теневой экономики. Хотя больших различий между странами Балтии уже нет, зарплаты в конвертах в Латвии все еще выше, чем в Литве и Эстонии.

Недекларирование налогов составило наибольшую часть теневой экономики в Литве — 34,5%. Нелегальная занятость — 32% — в Эстонии.

Изображение

И еще один тревожный звонок для латвийской экономики. По результатам исследования, в Латвии выше чем у соседей общий уровень взяточничества (доля дохода, которую компании выплачивают в виде неофициальных платежей, чтобы «урегулировать дела»). И этот показатель в 2023 году вырос на 0,6 процентных пунктов до 10%. В то время как в Литве и Эстонии наблюдается снижение этого показателя. Правда в обоих странах вырос процент на получение контракта на госзакупки — с 6,6% до 7,9% в Литве и с 2,1% до 3,3 % в Эстонии. Тогда как в Латвии, напротив, этот показатель снизился с 7,9% в 2022 году до 7,5% в 2022 году.

Возможно поэтому в 2023 году по сравнению с 2022 годом удовлетворенность предпринимателей государственной налоговой политикой и господдержкой предпринимателей ухудшилась во всех странах Балтии.

Как будут выводить из тени

Арниса Сауки считает, что сокращение теневой экономики в ближайшие годы во многом зависит от способности политиков ввести более амбициозные меры по ее сокращению. Важно, чтобы политики сами подавали хороший пример и использовали более современные подходы для уменьшения тени.

Во всех странах Балтии такими мерами считают усиление контроля за налогоплательщиками: ограничение обращения наличных, увеличение безналичных расчетов и увеличение штрафов на неуплату налогов.

В Латвии особый упор делается на поднятие «налоговой морали жителей. План по борьбе с теневой экономикой до 2027 года был одобрен правительством в начале этого года и предусматривает более 50 различных мер. В том числе ограничение по внесению наличных в банкоматы. О клиенте, внесшем на счет через банкомат более 700 евро наличными в течение квартала, банки немедленно должны будут сообщить в службу госдоходов. Планируется также «закрутить гайки» в сфере красоты и здоровья, строительства и оптовой и розничной торговли.

Правительство Литвы в конце прошлого года объявило войну теневой экономике. Согласно новому закону, за нелегальный найм на работу компании может грозить денежное наказание в размере 6% от оборота.

Изображение

Новые наказания не обойдут стороной и частных лиц. Теперь, делая ремонт в собственном доме, необходимо проверить, есть ли у нанятого вами рабочего необходимые документы и лицензии, а иначе вам как владельцу жилья также грозит штраф. За первое нарушение положено наказание от 250 до 500 евро.

Литовское правительство пытается бороться с теневой экономикой не только повышением штрафов, но и уступками для работников. В последнее время в Литве участились случаи, когда водителей из средней Азии нанимают по фиктивным договорам дальнобойщиками и отправляют в Западную Европу. И местных, и иностранных работников призывают легализоваться и обещают снизить размер вычетов для тех, у кого есть задолженности.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.