Назначение Каи Каллас на пост верховного представителя ЕС по иностранным делам — это в первую очередь ответ Евросоюза на войну России в Украине. Прямолинейность и жесткость Каллас по отношению к России дала крошечной Эстонии с населением в 1,4 миллиона человек огромное влияние на политику всего ЕС.
Но война может и главный, но далеко не единственный вызов для премьер-министра Эстонии на новом посту. Осенью в США состоятся президентские выборы и над Европой витает тень Дональда Трампа, на Ближнем Востоке продолжается война между ХАМАС и Израилем, а сдерживать китайское влияние в Европе становится все труднее, так что «эстонской Железной леди» еще будет где проявить свою твердость и решительность.
Сразу после выборов в Европарламент лидеры стран ЕС утвердили кандидатуры основных лидеров блока на следующие пять лет. Урсула фон дер Ляйен останется председателем Европейской комиссии, новым главой Европейского совета станет бывший премьер-министр Португалии Антониу Кошта, а нынешний премьер-министр Эстонии Кая Каллас станет верховным представителем ЕС по иностранным делам.
«Война в Европе, растущая нестабильность по соседству и во всем мире — вот главные вызовы для европейской внешней политики. Я буду работать ради единства ЕС, буду защищать его интересы и ценности в изменившемся геополитическом контексте, и буду укреплять международное партнерство», — написала Каллас после новости о своем назначении на платформе Х (бывший Twitter).
Когда она стала премьер-министром Эстонии, то считала, что внешняя политика — её слабое место. Она тут же взялась за работу и по рекомендации других лидеров даже составила себе учебную программу.
В прошлом году в подкасте ReThinking она заявила Адаму Гранту: «сегодня внешняя политика больше не моя слабость».
И, похоже, лидеры Евросоюза согласились с этой оценкой, когда на саммите в Брюсселе выдвинули кандидатуру 47-летней бывшей юристки на пост главного дипломата всего блока ЕС.
Если Кая Каллас преодолеет препятствие на парламентских слушаниях и приступит к исполнению своих новых обязанностей в ноябре, ей придется иметь дело с войной на Ближнем Востоке, угрозами экономической безопасности со стороны Китая и как-то строить взаимодействие со скептически настроенным мировым югом, с которым заигрывают Москва и Пекин.
Но её главное задание — формирование ответа Европейского Союза на полномасштабное вторжение России в Украину. Именно жёсткая позиция Каи Каллас по отношению к Владимиру Путину и стала одной из главных причин её назначения на новый пост.
«Кая Каллас — европейский политик, которая доказала, что она лучше всех знает, как читать Путина », — сказал Мартин Сельмайр, бывший главный государственный служащий европейской комиссии, который преподает право ЕС в Венском университете. «Она идеально подходит для того, чтобы возглавить внешнюю политику ЕС в этот критический момент», — продолжает он.
Глава европейской дипломатии — не единственная должность, на которую претендовала Каллас. Ей также пророчили пост главы НАТО. Все из-за той же жесткой позиции по отношению к России. Однако эстонский премьер все-таки отправится на работу в Брюссель.
Кая Каллас и председатель Европейского совета Шарль Мишель. Фото: Kaja Kallas, Facebook
Первая женщина-премьер Эстонии
Кая Каллас родилась в Таллине 18 июня 1977 года. Ее отец, Сийм Каллас, играл центральную роль в движении за независимость Эстонии и был президентом Центрального банка страны. Он также был премьер-министром Эстонии с 2002 по 2003 год и европейским комиссаром с 2004 по 2014 год.
Сама Каллас, юрист по образованию, к 27 годам стала партнером в юридической фирме, и именно тогда она решила, что хочет от жизни чего-то большего.
«Я не хотела просто играть в гольф с 60-летними людьми целыми днями», — рассказывала она в подкасте Гранта.
Тогда она и решила заняться политикой и год спустя была избрана в парламент Эстонии. Пресса отмечала, что она, скорее всего, никогда не сможет занять место своего отца. Эстонцы считали ее милой и умной, но недостаточно жесткой, чтобы руководить страной.
Но в 2014 году Каллас сначала избрали в Европарламент от Партии реформ, а в 2018 году после возвращения в Таллинн она уже возглавила партию и в 2021 году стала первой в истории страны женщиной премьер-министром.
Каллас была любимицей не только своего народа, но и всей Европы за ее либеральные взгляды и приверженность европейским ценностям (например, правительство Каллас первым на постсоветском пространстве легализовало однополые отношения).
Те, кто работал с ней, говорят, что ее главная сила — прямолинейность — порой может быть ее главной слабостью. Премьер всегда говорила прямо то, что думала, и зарабатывала на этом много очков среди электората.
Все изменилось в августе 2023 года, когда эстонская пресса узнала, что муж Каллас имеет бизнес-связи с Россией. Каллас, называющая любой бизнес, связанный с Россией, аморальным и призывающая к жестким санкциям, оказалась в центра скандала.
Оппозиция, президент и 66% избирателей требовали от нее отставки. Каллас держала ответ перед специальными парламентскими комиссиями и говорила, что об этом направлении в бизнесе мужа ничего не знала, а у Полиции безопасности (КаПо), которая регулярно проверяет должностных лиц Эстонии, в том числе и на предмет их уязвимости перед попытками шантажа, вопросов к ней не было.
Популярности эстонскому премьеру не добавляло и то. что инфляция в Эстонии была одной из самых высоких в ЕС, а из-за санкций эстонская экономика даже сократилась.
Ей удалось отстоять свой пост, однако доверие эстонских избирателей было непоправимо подорвано.
Ястреб в отношениях с Россией
Жесткий подход к России у эстонского премьера объясняется и историей семьи Каллас: она часто рассказывала, как ее мать еще младенцем депортировали в Сибирь в вагоне для скота.
Эстонский премьер-министр принесет на свою новую должность больше, чем просто решительную политику против Владимира Путина, которую она и ее правительство проводили до сих пор. Еще до начала полномасштабного вторжения в Украину, пока европейские дипломаты до последнего пытались вести диалог с Россией, Каллас предупреждала, что с Кремлем это не сработает.
Еще за год до начала войны, в 2021 году, многие в Европе верили, что Россию удастся уговорить. Ангела Меркель тогда настаивала, что Россию можно включить в основанный на правилах мировой порядок посредством экономических связей, таких как газопровод «Северный поток-2», и на встрече в июне того же года настаивала на проведении саммита ЕС с Путиным.
Каллас выступила против этого предложения во время закрытого заседания, и идея саммита была отвергнута к неудовольствию канцлера Германии. Лидеры двух стран поговорили на следующий день, чтобы прояснить ситуацию, и в результате Меркель прониклась симпатией и уважением к своей эстонской коллеге.
После начала полномасштабного вторжения в Украину авторитет Каллас резко вырос.
Ее основная команда из примерно полдюжины человек засучили рукава и начали превращать идеи своей начальницы в формальные предложения. Именно команда Каллас одной из первых предложила санкции против России, они разработали план по поставке 1 миллиона артиллерийских снарядов Украине, который позже стал инициативой всего ЕС, и работали с Францией, чтобы заставить блок разработать план по выпуску десятков миллиардов евро в виде облигаций для наращивания оборонной промышленности континента.
Под руководством Каллас Эстония стала первой страной в ЕС, принявшей решение об использовании замороженных российских активов для компенсации Украине.
«Мы не всегда слышали предупреждения, которые вы принесли», — обратился президент Франции Эммануэль Макрон к Каллас, извиняясь за недооценку предупреждений о Путине во время выступления в Братиславе в прошлом году. «Это время прошло».
Российские власти тоже по достоинству «оценили» работу лидера Эстонии: Кая Каллас стала первой главой правительства, кого МВД России объявило в розыск по уголовной статье.
После назначения Каллас главным дипломатом ЕС пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что она «не демонстрировала до сих пор дипломатических наклонностей» и «хорошо известна у нас своими абсолютно непримиримыми и иногда даже оголтело русофобскими заявлениями».
Такая политика премьера по отношению к России дала крошечной Эстонии с населением в 1,4 миллиона человек огромное влияние на политику всего ЕС, поскольку крупнейшие страны блока постепенно пересматривают свое отношение к восточным государствам-членам и отношения с Россией.
«Россия создала проблему и теперь героически предлагает себя в качестве того, у кого есть решение», — предупредила она за месяц до вторжения России в Украину.
Однако Каллас не только один из главных критиков России, но и один из главных сторонников вступления Украины в НАТО и ЕС. Именно она до утра вела дебаты в Версале в 2022 году, чтобы предоставить Украине максимально четкий и максимально прозрачный план по вступлению в ЕС. И именно она требовала предоставить Украине четкие сроки вступления в НАТО, пусть даже и части ее территории.
«Наш долг — продолжить процесс вступления Украины в НАТО. Мы должны своими словами и действиями продемонстрировать, что путь Украины в НАТО необратим», — заявила тогда Каллас.
Владимир Зеленский и Кая Каллас. Фото: Kaja Kallas, Facebook
Новые вызовы
Дипломатические источники издания Politico сообщали, что часть западноевропейских дипломатов ЕС остались недовольны назначением Каллас на пост главного дипломата ЕС: они испытывают недоверие к критической позиции стран Балтии в отношении России.
Существует также опасение, что Каллас сосредоточится исключительно на России и не будет обращать внимания на остальной мир.
«Я вижу логику в том, чтобы дать восточноевропейцу высшую должность», — сказал один из дипломатов из Южной Европы, — «но нам нужен кто-то, кто говорит также об Африке или Южной Америке, а не только о России».
Многим понятно, что назначение Каллас — это в первую очередь ответ Европейского Союза на войну на востоке Европы. Предшественник Каллас на этом посту Жозеп Боррель часто проявлял по отношению к России более мягкую позицию и колебания, чем того бы хотели лидеры ЕС. Во время восстания Вагнера, Боррель сказал, что «ослабленный Путин может представлять еще большую угрозу», а на заявления российского президента о применении ядерного оружия он предупредил население ЕС, что «Путин не блефует».
С Каллас в качестве главы дипломатии ЕС получит ведущего эксперта по России и Путину, которая знает, как «читать» все уловки, направленные на то, чтобы внушить страх и смятение Западу.
На протяжении многих лет самым слабым местом ЕС была его защита от этого страха, и Путин вложил значительные средства в то, чтобы сделать этот раскол как можно более глубоким.
Директорка Института внешней политики Эстонии Кристи Райк, комментируя назначение Каллас, назвала его позитивным с точки зрения Украины, поскольку это явный сигнал того, что Европейский Союз не собирается смягчать свою политику по отношению к России и ослабевать поддержку Украины.
«В то же время ни верховный представитель по иностранным делам ЕС, ни генеральный секретарь НАТО сами не принимают решений. Решения принимаются государствами-членами обеих организаций, и смена этих высших должностных лиц не приводит к немедленному изменению политики. Однако, особенно в случае с Каллас, но также и с Рютте, можно ожидать, что их послания будут сильными и ясными. Оба они являются очень опытными международными лидерами с высокой репутацией, и они, безусловно, могут подтолкнуть свои организации сделать еще больше, чтобы увеличить стоимость войны для России и усилить поддержку Украины», — добавила Райк.
Однако война может и главный, но далеко не единственный вызов для премьер-министра Эстонии. Осенью в США состоятся президентские выборы и над Европой витает тень Дональда Трампа, на Ближнем Востоке продолжается война между ХАМАС и Израилем, а сдерживать китайское влияние в Европе становится все труднее, так что «эстонской Железной леди» еще будет где проявить свою твердость и решительность.